Давайте дружить автодомами

 
12 337
16 августа 2010 в 15:44
Автор: Андрей Журов
Автор: Андрей Журов

Задача — есть дача. Точнее, прицеп-дача. Сейчас многие белорусы по примеру европейцев задумались о покупке такого дома на колесах. Преимущества очевидны: пусть и тесновато, зато уютно, все под рукой — плита, холодильник, душевая кабина, а главное, пейзаж за окном хоть каждый день меняй!

Летом интерес к такому специфичному транспортному средству ожидаемо возрастает: прицепы-дачи чаще ввозят из Литвы и Польши. Впрочем, производители уверяют, что путешествовать на них можно круглый год. Вот только не у нас: специализированных стоянок в туристических зонах раз-два и обчелся, да и хранить габаритный транспорт в остальное время проблематично. А попробуй припарковаться во дворе — бдительные старушки сразу заявят, мол, перекрываешь нам обзор. С какими еще неожиданными трудностями может столкнуться владелец каравана, если вдруг решит использовать его, например, в качестве офиса или квартиры на колесах?

…Необычную идею предложили на форуме Auto Onliner: почему бы не оборудовать в прицепе-даче рабочее место? Это гораздо дешевле, чем снимать офис в Минске или квартиру в хрущевке. По словам опытных кемперов, жить полностью автономно даже в крутые морозы можно около недели. Потом уже, ничего не поделаешь, придется искать электрическую розетку, заправлять газовые баллоны и пополнять воду в системе. Но если настоящая квартира здесь же, в двух шагах, то почему бы и нет? Конечно, на Октябрьской площади такие апартаменты вряд ли припаркуешь, однако в тихом укромном дворике запросто. Как к этому отнесутся коммунальщики и сотрудники ГАИ? Попросят уехать или можно будет договориться?

«Если прицеп-дача будет припаркован по правилам, то какие к его владельцу могут возникнуть вопросы? — рассуждают в Минской ГАИ. — Абсолютное большинство караванов весят менее 3,5 т, значит, могут занимать пару квадратных метров и на обычных стоянках». Это в теории. Но рано или поздно сосед, разозленный тем, что «его» место забронировано, не преминет сообщить куда следует. Какой будет реакция сотрудников ДПС? «Да, игнорировать обращения граждан мы не имеем права, — признают инспекторы. — Особенно если караван прописался во дворе на постоянное место жительства».

Здесь уместно будет вспомнить оговорку в пункте 7.5 ПДД про то, что «участники дорожного движения обязаны исполнять другие обязанности в области дорожного движения, установленные настоящими Правилами и иными актами законодательства». Речь о строительных нормах, которые признают дворовую территорию как площадку для временного хранения транспортных средств. Но что значит «временное хранение»? День? Неделя? Месяц? Год?

И даже если сотрудников ГАИ удастся убедить, что правила дорожного движения соблюдены, наверняка претензии возникнут у коммунальщиков. В Минском городском жилищном хозяйстве, куда мы обратились с необычным вопросом, удивились: «Как это жить в прицепе-даче? А коммуникации? А электричество? Придется получить согласования на их использование, что вряд ли удастся. Возникнет вопрос об уплате земельного налога. Кроме того, двор это земля общего пользования, и если поступят обоснованные жалобы со стороны жильцов, то мы потребуем незамедлительно освободить территорию от столь габаритного транспортного средства». Стоит ли сомневаться, что такие жалобщики обязательно найдутся?

Зато караваны иногда используют в качестве офисов на закрытых территориях. Один из таких мы нашли в черте Минска. Евгений, его владелец, приобрел прицеп-дачу пару лет назад. На стене в рамочке — лицензия, на столе ноутбук, полки завалены офисными папками. Сам он говорит, что использует вагончик как склад стройматериалов, ну и принимает клиентов время от времени. Электричество ему любезно предоставили владельцы стоянки.

— Зимой? Хоть караван и старенький уже, но обогреватель не подводил даже в январские холода! — хозяин делает приглашающий жест. — Ездит он редко, так что траты минимальные. Только за аренду плати.

Внутри добротная отделка, удобный диванчик. К слову сказать, ящиков с ламинатом и плиткой мы нигде не заметили.

«Только фотографировать не надо», — увидев у нас в руках камеру, забеспокоился Евгений. Его волнение вполне объяснимо. Такие офисы работают фактически полулегально. Ведь даже книги замечаний и предложений, зарегистрированной по этому адресу, в них нет. В самом деле, куда слать претензии? На стоянку дедушке? А чтобы официально подключиться к электричеству, нужно получить согласие владельца электросетей. Фактически такой офис работает на птичьих правах. А оформить все легально — слишком много мороки и большой риск получить отказ.

Колеси и властвуй

Все-таки караваны предназначены для отдыха и путешествий, соглашаются кемперы. За границей на территории кемпингов к удобствам отдыхающих весь комплекс услуг — начиная от водоснабжения и заканчивая беспроводным доступом в интернет. Живи как дома! А что у нас? Попытался зарезервировать место на такой стоянке. Но вот проблема — в минских турфирмах затруднились подсказать, где вообще есть настоящие кемпинги в Беларуси. Бывалых автомобилистов этот вопрос тоже поставил в тупик.

— Да, стоянки в туристических местах лишь условно можно назвать специализированными. Они оборудованы минимально: навес, кострище, скамейки, небольшой пирс. Даже электричества нет! — усмехается Алексей Корзун, который пользовался прицепом-дачей на протяжении семи лет, а сейчас купил автодом на базе Fiat. — Мы берем с собой генератор на 1 кВт. Чтобы подзарядить мобильники, вскипятить чай. Достаточно! А еще мощный фонарь, чтобы освещать площадку. Аккумулятора хватает надолго. Газовые баллоны перед поездкой заправляю, а запасы воды можно и в ближайшей деревне пополнить.

Современный автодом — это, по сути, мобильный жилой комплекс, в котором одна комната служит и кухней, и гостиной, и салоном автомобиля.

В багажном отделении поместится не один чемодан:

Сзади предусмотрено специальное крепление для велосипедов:

Под рукой все необходимое — микроволновка, мойка, плита:

Алексей планирует установить еще и кондиционер, чтобы было комфортно путешествовать.

Но классный автодом, в котором все продумано до мелочей, контрастирует на фоне дикого, неприспособленного для комфортабельного отдыха пейзажа. Пока недорогие гостиницы европейского уровня у нас еще не построены, кемпинги могли бы стать отличной альтернативой. Нужно выполнить всего-то обязательный минимум — подвести коммуникации и электричество. Это бы стимулировало и внутренний туризм.

Алексей Корзун, например, часто ездит на рыбалку и занимается подводной охотой. Говорит, что преимуществ у караванов гораздо больше, чем недостатков. Прицеп-дача требует минимального обслуживания — тормозные колодки и резину приходится менять не так уж часто. Ведь караван больше стоит, чем ездит. Но главное — нет нужды тратить время на нудные сборы.

— Все всегда с собой. И на ночлег в любом удобном месте остановишься, и палатку не нужно устанавливать, и ужин приготовить можно. Что еще для отдыха на природе необходимо?

— А как насчет управления? Сложновато на крутых поворотах приходится?

— Вовсе нет. Чтобы буксировать прицеп-дачу, необходимо подобрать правильный автомобиль — желательно с двигателем объемом не менее 2,5 литра и потяжелее. К примеру, у меня был Volkswagen Transporter. А вот у легкого хетчбэка могут возникнуть проблемы при торможении, есть риск заноса при превышении скорости. Хотя большинство прицепов-дач оборудованы тормозной системой, которая при корректной работе неудобств не доставляет. Гораздо больше трудностей с парковкой, движении задним ходом и разворотом. Без сноровки тут не обойтись.

А ввоз и ныне там

В основном прицепы-дачи и автодома ввозят из Литвы и Польши, причем в последние годы все чаще. Но можно с уверенностью сказать: у белорусов такой транспорт пока не пользуется популярностью (не будем брать в расчет 1990-е, когда подобные прицепы использовали в качестве торговых киосков). Обычно караван — это вторая или третья машина в семье, которую покупают исключительно для путешествий обеспеченные люди. В мае на Птичи проходил слет кемперов, и вот показательный момент — в основном приехали туристы из России и Украины, белорусов было всего несколько.

Самое интересное, что в Минске ведь выпускают и прицепы-дачи, и автодома — на заводе ООО «МАЗ-Купава»:

Они комплектуются оборудованием известных мировых производителей. Например, холодильниками, отопительными системами, газовыми плитами, душевыми кабинами, бортовыми компьютерами и т. п.

Как правило, автодома делают на базе Fiat Ducato:

По словам инженера по маркетингу предприятия Максима Рыжевича, из-за экономического кризиса спрос за последние полтора года снизился в 3 раза. Так, за 2009-й — первую половину 2010 года было продано лишь 11 туристических прицепов, главный рынок сбыта — Россия.

Да, пока что новому отечественному прицепу рядовой покупатель предпочитает старый заграничный. В основном из-за цены: бывший в употреблении 15-летний караван обойдется в $3 тыс. плюс растаможка около €500. Туристический прицеп производства ООО «МАЗ-Купава» в базовой комплектации будет стоить $8 тыс., однако у покупателя появляется возможность выбрать необходимое ему дополнительное оборудование, расположить по своему вкусу мебель, выбрать цвет обивки салона и т. п.

Кстати, многие пригнавшие туристические прицепы из-за рубежа обращались на ООО «МАЗ-Купава» за помощью: спустя некоторое время вдруг выяснялось, что нужен срочный ремонт, например, подвески. Специализированного сервисного центра нет. Поэтому нашим специалистам приходится выручать автомобилистов. Вообще при выборе прицепа-дачи каждый покупатель обращает внимание в первую очередь на дизайн, хотя опытные кемперы знают: одни из главных факторов — качество используемых материалов, уплотнители дверных и оконных проемов, толщина стен и теплоизоляция.

А какие еще нюансы стоит иметь в виду, покупая именно прицеп-дачу?

Во-первых, если масса прицепа превышает 750 кг, может потребоваться водительская категория E. «Еще часто возникает вопрос, нужна ли категория C, — замечает старший инспектор по особым поручениям отдела регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора УГАИ МВД Андрей Шаранда. — Да, но только если масса автомобиля, который буксирует, более 3,5 т. Поскольку вес прицепа и автомобиля не суммируется, общая масса автопоезда может быть и более 3,5 т, однако в этом случае категория С не потребуется».

Как узнать, может ли ваша машина буксировать прицеп-дачу? Все просто — под капотом найдете идентификационную табличку. Первая строчка — полная масса автомобиля, вторая — полная масса автопоезда. Остается проделать простейшее арифметическое действие — вычесть из второй цифры первую. В итоге вы получите массу прицепа, который можете буксировать.

Во-вторых, нужно будет зарегистрировать прицеп-дачу в установленном порядке в ГАИ и получить номера.

В-третьих, придется регулярно проходить техосмотр. В частности, там обратят внимание на световые приборы, тормозную систему, сцепное устройство, шины, проверят наличие двух страховочных тросов.

В-четвертых, перевозить людей в прицепе-даче запрещено. Вспомните про определение: это прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения. «То есть находиться во время движения там запрещено, — уточняет Андрей Шаранда. — Ведь в автомобиле есть ремни безопасности, а в прицепе-даче нет. Любое резкое торможение чревато получением травмы».

В-пятых, помните про скоростной режим. В населенных пунктах с прицепом-дачей разрешено двигаться со скоростью не более 60 км/ч, на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.

В-шестых, поскольку речь идет о транспортном средстве, припарковаться на травке около живописного озера по правилам не получится. Ведь это считается зеленой зоной. Можно сколько угодно твердить инспектору про то, что перед ним жилое помещение, но штраф оплатить придется. Стоянка только на специализированных площадках!

Фото: автор, ООО «МАЗ-Купава»,

сайты automodeli.narod.ru и truckmarket.ru