Гидронокаут: где в Минске может затопить машину? (+карта)

 
7591
16 августа 2010 в 14:50
Автор: Андрей Журов
Автор: Андрей Журов
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Аномальная жара продолжается, но в августе знойные дни могут разбавляться сильными дождями. Не исключено, что потопы могут опять захлестнуть столицу. Черный список улиц недавно был расширен: в нем уже почти сто пунктов. Смыть автомобиль может как в центре, так и в спальном районе. Впрочем, самые проблемные места давно известны — ул. Немига, перекресток пр. Победителей и ул. Игнатенко, пл. Бангалор и Богушевича, ул. Куйбышева, ул. Якуба Коласа и другие.

Очевидно, что город захлебывается, и сейчас у многих автомобилистов на устах один вопрос: сколько нас еще будет заливать? Судя по всему, не один год. Частота сильных ливней, по данным метеорологов, за последнее время увеличилась, а завершение строительства коллектора «Центр» запланировано только на 2018 год. Так что пока водителям остается напряженно вслушиваться в прогнозы синоптиков и уповать на «Автокаско».

По сути, банальная коммунальная проблема превратилась в чрезвычайную ситуацию. Сейчас что ни сильный ливень, то потоп: автобусы и трамваи стоят, пассажиров эвакуируют, машины тонут. Потом на форуме Onliner.by обсуждают фотографии залитых по крышу автомобилей и троллейбусов, затопленных магазинов и переходов метро.

Сотрудники Минской ГАИ припомнили, что как-то два автомобиля под козырьком одного из торговых центров вообще отправились в свободное плавание. Воде просто некуда уходить, а в пиковые моменты она бьет буквально из-под земли — прибывает из канализации, даже люки всплывают! Добавьте еще дождь, который хлещет как из ведра. Оживленный перекресток может затопить за 15—20 минут.

Коммунальщикам в такой ситуации не справиться, поэтому на помощь приходят спасатели. Правда, только в случаях, когда есть опасность для жизни и здоровья горожан. То есть эвакуировать затопленный автомобиль, в котором нет людей, сотрудники МЧС не будут. Их основная задача — координация действий при ликвидации чрезвычайной ситуации. Например, эвакуация людей, заблокированных в троллейбусе, и смягчение последствий удара стихии.

На вооружении Минского городского управления МЧС сейчас пять пожарных насосных станций. Они могут откачивать воду со скоростью 110 литров в секунду. Планируется приобрести еще две с не меньшей производительностью. Хотя все это борьба с последствиями. Ведь нужно лечить не симптомы...

Специалисты считают, что участившиеся потопы — это следствие болезней роста города. Подземные коммуникации, проложенные в далекие 1960-е, давно нуждались в реконструкции, а активное строительство в последние годы только усугубило проблему. Большие площади заасфальтированы, огромное количество воды попадает в ливневку, и магистральные коллекторы в пиковые моменты не справляются. Что делать? Теперь, когда требуется хирургическое вмешательство, приходится вскрывать асфальт в центре города.

Так, до сентября будет частично перекрыт проспект Победителей. Здесь собираются построить еще два аварийных стока в Свислочь, а один реконструировать. Это должно помочь «просушить» район Дворца спорта.

Работы, как нам сказали строители, обойдутся примерно в $330 тыс. Только на одном участке! Радикально же решит мокрый вопрос строительство коллектора «Центр», которое уже ведется. Он обойдется в $267 млн.

Как автомобилисту не попасть в воронку сейчас?

По идее, достаточно отслеживать прогнозы синоптиков и обращать внимание на штормовые предупреждения. Последние бывают двух типов и связаны либо с неблагоприятными, либо с опасными погодными явлениями. Предупреждение об опасных погодных явлениях объявляется тогда, когда, например, ожидается выпадение осадков с интенсивностью не менее 30 мм в час или 50 мм за полсуток. Это красный, наиболее высокий уровень опасности по западной классификации.

Однако часто призывы синоптиков водители попросту игнорируют. Почему? Возможно, надеются, что угрожающий прогноз не оправдается. Часто нам обещают ливень, а проливается всего пару капель!

— Нельзя предсказать с абсолютной точностью, в каком районе города и в какую минуту пройдет ливень, — замечает главный синоптик Республиканского гидрометеоцентра Ольга Федотова. — Кучево-дождевое облако может иметь ограниченные размеры, несколько километров по горизонтали и 10—15 километров в высоту. Современная наука еще не придумала такого инструментария, который бы определил, где проявит себя наиболее активная часть облака.

Неравномерность выпадения осадков очень затрудняет прогнозирование. Например, 26 июня этого года заливало район аэропорта «Минск-1» — там выпало 33 мм осадков, а около гидрометеоцентра дождик лишь слегка намочил асфальт. Пока невозможно выдать сверхточный прогноз, нам приходится работать с 6—7-численными моделями, которые могут сильно отличаться. Хотя у нас оправдываемость прогноза в Минске — около 90%, а прогноза осадков — 85—87%.

В этой ситуации ГАИ остается отслеживать ситуацию по факту — заранее перекрывать центральные улицы просто бессмысленно. Это спровоцирует появление заторов и нервную реакцию автомобилистов. А примерные маршруты объездов давно известны — у нас радиально-кольцевая система и это позволяет выбирать из нескольких путей. Настоящая беда, если водитель уже угодил в западню. Как поступить, чтобы не навредить? Сотрудники ГАИ советуют выключить зажигание, поставить машину на ручник и поскорее покинуть салон. Но многие начинают форсировать лужи. Чем это чревато?

— Запросто может случиться гидроудар, — предупреждает специалист по оценке транспортных средств Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод. — Особенно если навстречу по затопленной улице движется грузовик, который гонит волну. Вода через воздухозаборник попадает в двигатель. Самое опасное, если она доберется до цилиндров. В этом случае поршень не будет доходить до верхней мертвой точки и остановится. А вот детали двигателя по инерции продолжат движение. Неминуемо произойдет поломка: в первую очередь под угрозой шатуны, поршень, коленвал, «голова» двигателя.

Другая ситуация: вы пришли на стоянку, а машина затоплена. Завести ее сразу же — все равно что нанести удар кувалдой, если автомобиль, конечно, заведется. Необходимо для начала выяснить, попала ли вода в цилиндры, масло двигателя. Лучше, конечно, обратиться к профессионалам. Но можно провести диагностику и самому. Прежде всего снимите воздушный фильтр и проверьте, нет ли в патрубках воды. Затем поднимите на домкрате приводное колесо, включите четвертую или пятую передачу и прокрутите колесо коленвал при этом должен сделать два полных оборота. Удалось? Тогда можно попробовать включить зажигание и, если в масле нет воды и не залиты свечи, аккуратно покрутить двигатель стартером.

В любом случае машинам-«утопленникам» предстоит замена всех технических жидкостей, воздушного и салонного фильтра. Но это все пустяки по сравнению с «перекладыванием» проводки — придется поменять и электронные блоки управления, блоки предохранителей. Обладатели «Автокаско» рассчитывают, что страховка все покроет.

Увы, не всегда: некоторые страховые компании в договоре предусмотрительно указывают, что гидроудар будет считаться нестраховым случаем. А если такой оговорки нет, все равно придется доказать, что вы въехали в лужу непреднамеренно.

Что вообще происходит с погодой?

Оказывается, в Минске сильные потопы были всегда. Сотрудники МЧС убеждены: сейчас информация распространяется мгновенно и это в определенной степени нагнетает ситуацию вокруг пусть и не частого, но имеющего место практически каждый год стихийного явления. Синоптики подтверждают: например, 1955-й в Минске запомнился сильнейшим ливнем, интенсивность дождя достигала 2,42 мм осадков в минуту. Это абсолютный рекорд для города. Для сравнения — в июле 2009-го во время памятного ливня выпадало 2,3 мм осадков в минуту.

— Но нельзя отрицать очевидного факта: возросла повторяемость сильных дождей. Безусловно, повлияло глобальное изменение климата, которое теперь у всех на устах, — считает главный синоптик Республиканского гидрометеоцентра Ольга Федотова. — С начала 1990-х постепенно увеличивается не только среднегодовая температура, но и меняется воздушная циркуляция. Раньше воздушные массы в основном поступали к нам с Атлантики и далее следовали на Урал. Теперь они все чаще движутся с юга на север. А значит, влажный субтропический воздух несет большой водозапас, который выливается на нас. Вот такой импорт получается. Но есть и внутреннее «потребление». Идет активное испарение на нашей территории, кучево-дождевые облака впитывают влагу, и в Беларуси выливается количество воды, равное примерно объему озера Нарочь.

Фото: forum.onliner.by, Влад Борисевич