В Минске презентовали новую программу повышения детской безопасности на дорогах (дополнено)

 
538
24 августа 2010 в 18:24
Автор: Андрей Журов
Автор: Андрей Журов
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Сегодня в минской школе № 53 прошло заседание городской комисии по безопасности дорожного движения, на котором присутствовали председатель Мингорисполкома Николай Ладутько, начальник ГУВД Мингорисполкома Леонид Фармагей, начальник Минской ГАИ Дмитрий Корзюк. Там был представлен проект программы по спасению детских жизней «Добрая дорога». Эксперты предлагают кардинально новый подход к проблеме. 

Накануне 1 сентября главная тема  это безопасность школьников. За полгода в Минске прозошло 39 ДТП, в которых пострадали дети. В 10 случаях правила нарушали несовершеннолетние.

Сотрудники Минской ГАИ считают, что жесткого контроля на дорогах за взрослыми недостаточно ― нужно научить ребенка правилам безопасного поведения на проезжей части и лучше не за партой. В связи с этим инспекторы предложили организовать в каждой минской школе площадку для практического изучения правил дорожного движения.

― Идея неплоха. Но есть ли техническая возможность?  поинтересовался начальник ГУВД Мингорисполкома Леонид Фармагей.

― Да, а еще в каждом районе мы планируем сделать по автогородку для детей, ― заверили инспекторы.

Нечто подобное уже внедрялось в советские годы. Есть ли резон возвращаться к прошлому? По мнению членов комиссии, целесообразно сделать одну, но хорошо оснащенную площадку. В частности, обсуждалась идея разместить ее возле Дворца молодежи.

Однако все это напоминает полумеры. Нужно кардинально менять ситуацию, считают эксперты. Специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте на базе школы № 53 провели социологическое исследование, детальный анализ аварийности в микрорайоне, Минске, стране, аудит инженерных мер и предложили проект пилотной программы по повышению безопасности на дорогах.

― Необходимо принципиально менять менеджерский подход,  считает председатель ассоциации Юрий Важник. ― Пока общество сделало выбор в пользу машин, а не детей. Даже приставка в слове «автогородок» говорит сама за себя: кому предназначена эта площадка ― автомобилям или школьникам? И есть ли автогородки, например, в Швеции, где ситуация с детским травматизмом на дорогах совсем иная.

По словам специалистов БАЭС, новая программа разработана на основе опыта Великобритании и Швеции. В частности, эксперты предлагают по-иному проводить мониторинг опасных ситуаций на дороге для ребенка. У нас не ведется статистика психологических травм, которые получают дети, ставшие свидетелями аварий или попавшие в ДТП. Эти случаи просто никто не учитывает и не анализирует.

У наших детей достаточно большая свобода действий, которая чревата высокой аварийностью, считают сотрудники БАЭС. Дети рано начинают покидать пределы жилого квартала без сопровождения взрослых, и это отражается в статистике ДТП. Выяснилось, что в микрорайоне, где находится школа № 53, сконцентрированы около 200 транспортных организаций. Некоторые водители ведут себя не совсем ответственно. Неужели мы надеемся, что шофер, увидев ребенка, будет управлять автомобилем по-иному?

А обладают ли наши дети навыками безопасного поведения на дороге, задались вопросом эксперты. Оказалось, далеко не все. Подростки, которых опрашивали, твердили заученное правило из ПДД как заклинание, которое, увы, не обладает магическими свойствами. Только каждый второй может оперировать полученными знаниями, остальные путались, сбивались или вообще отказывались отвечать на дополнительные вопросы.

― При разработке программы мы сформировали комплекс мер ― инженерных, информационных и организационных, ― продолжил Важник. ― При этом использовали опыт, например, английской программы «Think!». Так, программа «Добрая дорога» предлагает повысить уровень ответственности родителей и задействовать их в качестве, например, стопменов. Кроме того, на наш взгляд, есть смысл скорректировать задачи ГАИ, которая тратит ресурсы на несвойственные ей задачи. Инспекторы обучают детей, хотя не являются ни учеными, ни педагогами. Их первейшая задача ― инспекция улично-дорожной сети.

Специалисты также предложили во время уроков физики, геометрии использовать примеры из дорожной жизни. Это поможет ребенку лучше оценить обстановку на проезжей части.

Эксперты инициируют применение новых подходов не только в обучении, но и при выборе инженерных мер. Шведы говорят: ребенок без проблем самостоятельно может перейти одну полосу. У нас дети пересекают четыре. Есть простые способы, с помощью которых можно облегчить задачу для школьника. Например, построить переход в форме буквы Z. Так дети смогут пересекать проезжую часть в два этапа. Вообще любой проект реконструкции и строительства улицы, по мнению специалистов, должен проходить обязательную экспертизу.

― А как же бюджет? ― забеспокоились присутствовавшие в зале.

― Мы ставили себе цель использовать имеющиеся ресурсы, ― успокоили члены БАЭС.

Эти и остальные доводы, судя по всему, прозвучали убедительно. Руководство Мингорисполкома решило: программе ― быть; она должна стартовать в ближайшее время после согласования в УГАИ МВД.

Фото: Влад Борисевич