2010-й. Самые резонансные события в автомобильной жизни Беларуси

 
802
30 декабря 2010 в 17:38
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by, "Белавтодор"
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by, "Белавтодор"

Этот год был очень насыщенным в автомобильной жизни страны. Когда мы стали вспоминать, какие события происходили в 2010-м, оказалось, что их было довольно много. Опять изменили Правила дорожного движения, участники мелкой аварии теперь при определенных обстоятельствах могут разъехаться без вызова ГАИ, снова провалилась экологическая инициатива «День без автомобилей»... Что еще случалось? Мы решили вспомнить о десяти наиболее резонансных событиях.

Десятое место заняло событие, которого не было. Впервые за последние годы в Минске не состоялось «Моторшоу». Да, его нельзя сравнивать с автосалонами, которые проходят в Европе и США, однако оно каждый раз вызывало интерес. На новые машины, продаваемые в Беларуси, съезжались посмотреть тысячи автолюбителей. Но, увы, не в этом году. Сначала «Моторшоу», которое обычно проводилось в мае, планировали перенести на осень. Однако разговоры так и остались разговорами. Отмена главной белорусской автомобильной выставки стала своего рода иллюстрацией настроений автодилеров, но об этом мы еще вспомним.

Девятое место. Неожиданно в конце года было объявлено, что в верхушке международного автомобильного холдинга «Атлант-М» произойдут серьезные кадровые перестановки. Пост гендиректора с 1 января оставит, как еще недавно казалось, бессменный руководитель Олег Хусаенов. Холдинг возглавит Сергей Савицкий, до последнего времени занимавший должность генерального директора «Атлант-М» в Украине.

«Сейчас мы находимся на стадии роста, и нам нужен человек, который обладает компетенциями в области знания законов развития автомобильного рынка, сбыта, маркетинга, CRM, человек, который сфокусирован на взаимоотношениях с клиентами. Я считаю, что Сергей Савицкий является идеальной кандидатурой», — прокомментировал назначение Олег Хусаенов. Сам он займет пост председателя совета директоров «Атлант-М», а также возглавит управляющую компанию «Зубр Капитал».

Олег Хусаенов (слева) уступил пост гендиректора холдинга Сергею Савицкому (справа)

Что изменится в работе «Атлант-М»? Сергей Савицкий уже пообещал, что в больших городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Минск и Киев, холдинг будет строить автоцентры с марками-лидерами.

Восьмое место. На белорусских заправках появился бензин АИ-95 стандарта Евро-5. Первую партию выпустили в сентябре на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. Это стало возможным благодаря запуску новой установки гидрообессеривания бензина — содержание серы в новом топливе снижено в 15 раз. Все его показатели теперь соответствуют европейским стандартам, утверждают в «Белнефтехиме».

Седьмое место. Минские автодилеры показали, что и у нас можно представлять новые автомобили с шиком и лоском, а не просто выкатывать в шоу-рум для фотосессии. Презентация Audi A7 напоминала настоящее шоу: она прошла в отреставрированном здании цирка, были приглашены публичные люди, автоэксперты, журналисты. На манеж выехал весь современный модельный ряд Audi.

Хочется, чтобы этот стиль стал хорошей традицией, а не только маркетинговым ходом.

Шестое место. У участников мелкой аварии с 1 июля появилась возможность разъехаться без вызова ГАИ. Правда, необходимо соблюсти ряд условий. Водители должны прийти к обоюдному согласию, в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей, ущерб в них не должен превышать 200 евро, вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей. Кроме того, оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д. Вот тогда можно обойтись без вызова ГАИ и смело подписывать извещение об автоаварии.

Пока так называемый европротокол подписали чуть больше 400 участников мелких ДТП, что очень мало. Но можно констатировать, что сделан еще один шаг в сторону цивилизованной европейской системы разрешения споров между участниками дорожного движения.

Недавно на одной из пресс-конференций журналисты заинтересовались: «А когда на аварии, в которых не пострадали или погибли люди, перестанут выезжать сотрудники ГАИ? Ведь это же дело страховщиков! Во Франции полиция не выезжает на такие ДТП». Специалисты Белорусского бюро по транспортному страхованию заверили, что речь о создании структуры наподобие института страховых комиссаров уже велась, но когда идея будет воплощена в жизнь, сказать затруднились.

Пятое место. Принято решение о строительстве второй кольцевой дороги вокруг Минска. Соответствующий указ подписан в октябре. Протяженность трассы составит 158 км. В состав будут входить существующие участки автомобильных дорог (73 км) и два новых направления движения автотранспорта (85 км). Планируется, что строительство будет завершено в 2017 году. Сообщалось, что для реализации проекта потребуется 900 млрд. рублей.

Четвертое место. Авария, вызвавшая колоссальный резонанс в обществе. Напомним, на проспекте Независимости в Минске погиб мотоциклист, которого многие знали как Саша Феррари. Его Yamaha столкнулся со «скорой», а потом мотоцикл выбросило на встречную — прямо на Nissan. Кто-то из пользователей обратил внимание на совпадение: ДТП произошло, по данным ГАИ, в 00:10 в ночь с 10.10 на 11.10.2010, а стрелка тахометра замерла на цифре 10.

Сотрудники Госавтоинспекции Центрального района вспомнили, что летом этот мотоциклист чудом избежал гибели на ул. Орловской. В столкновении мотоцикла и автомобиля погиб его друг, а сам он ушел от столкновения с внедорожником. Впоследствии Саша Феррари давал свидетельские показания в связи с этим ДТП.

Октябрьская авария обострила конфликт между двумя группами участников дорожного движения — автомобилистами и мотоциклистами. Это вызвало в обществе новую волну обсуждений: главными вопросами, конечно, были извечные «кто виноват?» и «что делать?». Расследование резонансного ДТП еще продолжается, сообщили в прокуратуре г. Минска.

Третье место. В Беларуси узаконены так называемые камеры скорости. На данный момент, по словам сотрудников УГАИ МВД, они установлены на трассе Брест — Москва, а также на дорогах в Гомельской области. Полноценно система видеофиксации нарушений в Минске заработает в 2014 году. Но несколько сотен водителей уже получили постановления о нарушениях, зафиксированных камерами скорости.

Пока анализировать нововведение всерьез невозможно, потому что система не работает полноценно. Но ранее эксперты высказывали сомнение, что это положительно повлияет на дорожную безопасность. По мнению специалистов, экономика проекта будет требовать увеличения количества нарушителей. Выходит, чем их больше, тем лучше, хотя должна стоять задача по снижению средней скорости потока.

Второе место. В очередной раз изменены ПДД. Правки вступят в силу с 4 января. В основном внесены косметические правки (уточнены некоторые понятия, ПДД приведены в соответствие с законодательными актами и т. д.), хотя есть несколько нововведений, которые могут коснуться многих водителей.

Например, с 4 января будет узаконена блокировка колес транспортных средств массой более 3,5 тонны, которые создают наибольшие проблемы в городах. А на скутерах можно будет перевозить пассажиров (если пассажирское сиденье предусмотрено конструкцией этого транспортного средства). Правда, есть исключение: детей до 12 лет перевозить в качестве пассажира скутера по-прежнему запрещено.

Кроме того, после вступления в силу правок будет запрещен обгон на пешеходных переходах, на расстоянии 50 метров перед ними и после них (прежняя редакция была такой: «обгон запрещен на пешеходных переходах и ближе чем за 50 метров перед ними»). А поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями водители должны будут только с путей, если дорожными знаками «Направления движения по полосам» и «Направление движения по полосе» не предписан иной порядок движения. В ГАИ уточнили: это сделано во избежание возникновения заторов. Например, когда кому-то надо повернуть налево, он должен выехать на трамвайные пути, а не занимать крайнюю левую полосу.

Первое место. Главной новостью весь год оставался вопрос таможенных пошлин на ввоз автомобилей. 1 июля этого года ввозные ставки для физлиц, вопреки ожиданиям, так и остались на прежнем уровне. Это стало шоком для автодилеров. По мнению аналитиков, объем регистрации новых иностранных легковых автомобилей в 2010-м в Беларуси составит всего 10—11 тыс. машин. Эксперты считают, что это нижняя точка падения.

Еще летом царило уныние и на авторынках. Машины практически не продавались (многие ввезли автомобиль — и не один — в надежде после 1 июля продать подороже). Однако к концу года ситуация изменилась — машины стали активно покупать россияне.

Впрочем, приехали к нам не только порядочные покупатели. Минск потрясло сообщение о пропаже владельца BMW X5. В ноябре парень поехал показывать машину покупателям из России и пропал. О его судьбе до сих пор ничего неизвестно. Однако четверых подозреваемых удалось задержать, сообщили в МВД. Милиция подозревает их в причастности к исчезновению Андрея Борисова, а также в совершении ряда других преступлений на территории Беларуси.

Сейчас многих волнует вопрос, что же будет со ставками таможенных пошлин в следующем году? Как показывает опыт 2010 года, предсказывать что-либо крайне сложно. Но автодилеры всякий раз подчеркивают, что «должны быть созданы равные условия по ввозу и продаже автомобилей в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями». Как оно будет — посмотрим в 2011 году.