В начале каждой осени на минских улицах появляются заторы. В ГАИ это называют временными всплесками. Пока произойдет перераспределение транспортных потоков, на наиболее напряженных перекрестках будет проводиться мониторинг.
Проще говоря, корректировать движение будут вручную: сотрудники ДПС непосредственно на перекрестках наблюдают за обстановкой и запрашивают «зеленую волну». Это, конечно, не дело, ведь должна работать система, которая отслеживает в автоматическом режиме интенсивность потоков и реагирует на изменение дорожной обстановки. Однако подобная технология, которая создавалась в Минске еще в 1980-х годах, до сих пор функционирует по статистическим данным, а тут нужна оперативная помощь. Велись разговоры об опытном проекте на перекрестке ул. Кижеватова и ул. Серова: планировалось установить беспроводные детекторы транспорта. Однако из-за кризиса эксперимент отложен.
По словам сотрудников Минской ГАИ, такие всплески наблюдаются не только в начале сентября, но и накануне Нового года, 8 Марта и т. д. Обычно через несколько дней всё заканчивается, и движение в городе нормализуется.
Сейчас в столице зарегистрировано 720 тыс. автомобилей. К тому же сюда приезжают на машинах из других городов.
Например, сегодня в 7:20 утра на ул. Брыля в одном направлении (в сторону ул. Гурского) проезжало 2600 автомобилей в час, в обратном (в сторону пр. газеты «Звязда») — 920 автомобилей в час. Очень напряженная ситуация на ул. Железнодорожной: в направлении ул. Уманской ехало 2100 машин в час, в сторону ул. Семашко — 600.
Оперативно реагировать на такие всплески транспортная система Минска, увы, еще не в состоянии. Однако в последнее время стали применять дешевые и эффективные технологии, которые могут благоприятно повлиять на дорожную ситуацию. Оказалось, что с помощью довольно простых мер (корректировка режима работы светофоров, выделение «карманов» за счет ширины существующей проезжей части и т. п.) можно значительно увеличить пропускную способность улиц. Так произошло на улицах Железнодорожной, Кальварийской и др.
По нашей информации, такие же меры будут предприняты в скором времени на улицах Сурганова (от ул. Богдановича до пр. Независимости), Шаранговича (от ул. Федорова до ул. Якубовского), Богдановича (от пр. Победителей до ул. Сурганова), Немиге (от ул. Богдановича до ул. К. Цеткин), Притыцкого (от ул. Берута до ул. Брикета), пр. Партизанском (от ул. Тростенецкой до МКАД) и пр. Победителей (от ул. Саперов до ул. Немиги).
Все чаще говорят и о необходимости принятия непопулярных мер. В частности, об ограничении движения легковых автомобилей в центре города — введении системы платных парковок и т. д. Однако это невозможно без создания альтернативы — комфортабельного общественного транспорта и сети безопасных велодорожек, что до сих пор для нас фантастика.