Как мы уже писали, Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) обнародовала в конце прошлой недели итоги продаж новых автомобилей в 2010 году. Какие же главные факторы повлияли на развитие белорусского рынка в прошлом году? Какие производители стали наиболее продаваемыми и какие конкретные модели оставили позади других? Какие перспективы ждут нас в текущем году? В этих и многих других вопросах мы попытаемся разобраться в данной статье.
По данным БАА, объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь (с учетом российских и импортных брендов) составил 12 899 единиц. В процентном выражении продажи машин в 2010 году упали на 31%. Характерной особенностью автомобильного рынка Беларуси в прошлом году стало перераспределение покупательского интереса в сторону российских автомобильных брендов. Основными причинами популярности российских машин среди приобретенных белорусами новых автомобилей по-прежнему являются госзаказы и оптовые покупки техники частными компаниями. Объясняется это в первую очередь более доступной ценой и отсутствием таможенных платежей.
Самые популярные среди белорусов классы новых автомобилей (гольф-класс и сегмент внедорожников) показали падение. Малый средний класс сократился на 38,78% до 2908 единиц, продажи внедорожников упали на 29,38% до 2589 автомобилей. Наибольшее падение зафиксировано в сегменте мини-вэнов (226 единиц, –77,31%), что в первую очередь связано с изменившейся структурой спроса в сторону более дешевых моделей.
Топ-5 легковых моделей
Самым популярным новым легковым автомобилем в РБ стал Daewoo Matiz (за год продано 706 единиц). Второй по популярности — ВАЗ-2107 (причины все те же — госзаказы). На третью строчку поднялся ВАЗ-2121 («Нива»). В прошлом году было продано 406 единиц российского внедорожника. На четвертой позиции оказался Samand с объемом продаж 369 автомобилей. Замыкает пятерку лидеров Renault Logan (318 машин).
Коммерческие автомобили
Продажи коммерческих автомобилей в 2010 году увеличились на 16% и составили 3722 единицы. Примечательно, что это первый показатель роста после 2008 года. Главным образом сегмент прирос за счет российских автомобилей. Так, по итогам 2010 года первую строчку занимает ГАЗ с рыночной долей 37,88%. На вторую строчку рейтинга переместился Volkswagen с рыночной долей 18,4%. Следом идут дилер УАЗ (14,54%), Peugeot (11,93%) и Citroen (6,02%).
Топ-5 коммерческих моделей
Самым популярным коммерческим автомобилем у белорусских покупателей стал ГАЗ «Газель» (1246 единиц), следом идет УАЗ Farmer (511 единиц). Третий по популярности — Peugeot Partner (298 единиц). Четвертое и пятое места за моделями Volkswagen — Caddy (268 единиц) и Crafter (160 единиц) соответственно.
Лидеры в классах
А — особо малый класс
Самый популярный легковой автомобиль Daewoo Matiz, безусловно, стал самым популярным в своем сегменте — A. Как уже сообщалось выше, белорусы купили 706 новых Matiz в прошлом году. Второе место в сегменте «супермини» занимает Peugeot 107 (12 экземпляров этой модели нашли своих покупателей среди белорусов в 2010 году). Тройку лидеров замыкает Suzuki Splash (продано 10 машин).
B — малый класс
Автомобиль Renault Logan c уверенностью оставил позади всех своих конкурентов в сегменте В (в прошлом году нашлось 318 покупателей нового Logan). Модель Chevrolet Aveo занимает вторую позицию (реализовано 174 автомобиля). На третьем месте в малом классе расположилась чешская Skoda Fabia.
C — малый средний класс
Модель ВАЗ-2107 стала лидером среди новых автомобилей в гольф-классе (продано 486 машин). Прошлогодний объем продаж в 369 единиц позволил Samand LX разместиться на второй позиции малого среднего класса. Автомобиль Skoda Octavia с результатом 255 единиц замыкает тройку лидеров в сегменте С.
D — средний класс
В 2010 году в Беларуси нашлось 194 покупателя нового Skoda Superb, что сделало «чеха» лидером в среднем классе. Второе место занял его соплатформенник от Volkswagen: в прошлом году на нашем рынке было продано 100 штук Passat В6. Третье место занял еще один «немец» — Audi A4.
Е — бизнес-класс
Белорусский дилер Audi реализовал 59 экземпляров А6, что сделало эту модель лидером в сегменте Е. Второе место занимает шведский Volvo S80 (продано 24 седана). Тройку лидеров замыкает недавно дебютировавший у нас Nissan Teana.
F — представительский класс
В классе представительских седанов лидером тоже стала модель Audi: в Беларуси в прошлом году было куплено 18 новых А8. Второе место занимает Mercedes S-Class (продано 14 единиц модели). На третьем месте оказался баварский производитель: в 2010-м с шоу-рума представителя компании в РБ уехали 11 BMW 7-Series.
Микровэны
Первое место в классе самых компактных MPV занимает Citroen C3 Picasso (16 единиц). Второе место по итогам года разделили Honda Jazz и Opel Meriva (продано по 6 автомобилей). На третьей позиции в подклассе оказалась Skoda Roomster, которая нашла 4 покупателей.
Компакт-вэны
Среди автомобилей повышенной вместимости, построенных на шасси гольф-класса, лидером на белорусском рынке оказался Volkswagen Touran (59 автомобилей). Второе место занимает французский внедорожный компакт-вэн Peugeot 3008 (продано 43 единицы). Третье место получил Ford C-Max предыдущего поколения (27 машин).
Мини-вэны
Новые мини-вэны не пользуются большой популярностью среди белорусов. Продажи автомобилей данного подкласса оставляют желать лучшего. Тем не менее отметим тройку лидеров: Mitsubishi Grandis (7 единиц), Mercedes R-Class (4 единицы) и Honda Odyssey (3 единицы).
Компактные внедорожники
Самыми популярными среди новых компактных внедорожников по итогам года стали российские ВАЗ-2121 («Нива») и Chevrolet Niva (продано 406 и 192 машины соответственно). С большим отставанием от лидеров третье место делят Kia Soul и Suzuki SX4: продано всего по 14 единиц.
Легкие внедорожники
Лидером в этом подклассе SUV стал Mitsubishi Outlander (178 проданных автомобилей). Второе место занял еще один японский внедорожник — Honda CR-V (продано 137 машин). На третьем месте расположилась Kia Sportage (80 единиц).
Среднеразмерные внедорожники
Автомобиль Hyundai Santa Fe стал самым популярным в своем сегменте: в прошлом году было куплено 140 машин. Второе место в подклассе заняла Audi Q5 (97 единиц). Третье место среди среднеразмерных SUV принадлежит Kia Sorento (42 машины).
Полноразмерные внедорожники
Среди остальных джипов лидером стал автомобиль Toyota Land Cruiser (продано 57 машин). Второе место в подклассе занял Infiniti FX35 (56 единиц). Тройку лидеров замыкает Volkswagen Touareg, который в Беларуси в прошлом году приобрели 50 покупателей.
Другие сегменты
Кроме того, по данным БАА, пять белорусов в 2010 году стали владельцами Porsche Panamera, трое наших соотечественников приобрели новенькие Aston Martin Rapide. Одна Ferrari 458 и один Rolls-Royce 2010 г. в. также были куплены жителями нашей страны. Естественно, Aston Martin, Ferrari, Rolls-Royce, Bentley и другие автомобили покупаются белорусами у дилеров соседних стран, т. к. официального представителя этих брендов в РБ пока нет.
Рынок новых автомобилей в регионах
Покупатели новых автомобилей в регионах традиционно более консервативны, чем минские покупатели. В результате восстановление платежеспособного спроса в регионах идет более медленными темпами, чем в столице. Кроме того, кредитные предложения дилеров на определенные модели распространялись, как правило, только на Минск, в то время как в регионах внедрение таких программ оказалось проблематичным. В результате выросла доля продаж столичных дилеров, а доля регионов уменьшилась.
Угрозы и перспективы 2011 года для автомобильного рынка Беларуси
В 2011 году определяющим фактором будет решение о выравнивании таможенных пошлин для юридических и физических лиц. В настоящий момент нет четкой определенности в том, как будет жить автомобильный рынок Беларуси после 1 июля 2011 года. Пикантности ситуации придает то, что нет официальной информации, а есть только слухи и предположения. В случае если произойдет выравнивание дисбаланса в размере «растаможки» для юридических и физических лиц, то можно будет говорить о скором оживлении рынка и восстановлении докризисных объемов продаж.
Относительно устойчивыми будут продажи тех брендов, у которых есть сборочные производства в России. Так, некоторые дилеры уже договорились о поставках новых автомобилей российской сборки в Беларусь. К примеру, Volkswagen в феврале-марте 2011 года начнет продажу седанов Polo. Ожидается, что такие факторы, как конкурентоспособные цены и отсутствие «растаможки» на новые автомобили импортных брендов из России, укрепят позиции дилеров.
Кроме того, можно прогнозировать стабилизацию рынка автокредитования. Фактически размер процентных ставок по автокредитам в белорусских рублях достиг докризисного уровня процентных ставок по кредитам в валюте. Восстановление платежеспособного спроса вкупе с доступными кредитами также позитивно скажется на стабилизации рынка новых автомобилей.
Тенденция к увеличению продаж новых машин юридическим лицам позволяет сделать вывод о том, что в 2011 году преуспеют те дилеры, в портфеле которых большой объем таких клиентов.
По мнению аналитиков, если произойдет выравнивание таможенных пошлин для юридических и физических лиц, рынок не станет медлить с реакцией и продемонстрирует первый рост после 2008 года. В противном случае (если диспропорция с размером пошлин сохранится) отрасль ожидает более медленный процесс стабилизации и постепенного восстановления.
В настоящий момент БАА активно прорабатывает вопрос о расширении возможностей Trade-In в Беларуси. В случае если в 2011 году проект будет одобрен государственными ведомствами, у официальных дилеров появится возможность брать в зачет подержанные автомобили клиентов, желающих приобрести новые машины, и устанавливать на последние конкурентоспособные цены.