По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в 2008—2010 гг. процентное соотношение ввезенных в Беларусь автомобилей с пробегом к общему количеству легкового транспорта постоянно росло. В 2008-м количество б/у машин, ввезенных в нашу страну, составило 85% от общего количества, в 2009-м — 87%, в 2010-м — 92,5%. Об этом сегодня на пресс-конференции, посвященной трехлетию автосалона «4 колеса», сообщил его директор Евгений Лахманов.
Финансовый кризис пришел на белорусский авторынок с весьма неожиданными последствиями. Из-за введения новых таможенных пошлин для юридических лиц 1 января 2010 года и ожидаемого уравнивания пошлин для физических лиц 1 июля 2011 года спрос не «лег», как это произошло во многих европейских странах, а продолжал развиваться. Отвечая спросу покупателей, автомобильный бизнес начал обрастать инфраструктурой. Салоны стали вводить комплексный подход к работе с клиентами, в частности предоставлять полное сопровождение покупателя — от консультации по выбору оптимальной марки автомобиля до постпродажного обслуживания машины на партнерских СТО, мойках, станциях замены масел.
Евгений Лахманов также озвучил статистику ввоза автомобилей в Беларусь за последние три года.
2010 год: ввезено 201,8 тыс. автомобилей.
Из них новых — 16 тыс.
С пробегом — 185 тыс.
2009 год: ввезено 160 тыс. автомобилей.
Из них новых — 19,5 тыс.
С пробегом — 139,5 тыс.
2008 год: ввезено 200 тыс. автомобилей.
Из них новых — 30 тыс.
С пробегом — 170 тыс.
Учитывая скорое выравнивание таможенных пошлин для физических лиц, эксперты прогнозируют дальнейшее смещение рынка в сторону профессиональных салонов по продаже автомобилей с пробегом.
Во время пресс-конференции Евгений Лахманов сообщил журналистам: «Рынок подержанных автомобилей будет развиваться в Беларуси и после 1 июля. Нет серьезных предпосылок для того, чтобы новые автомобили вытеснили большую часть машин с пробегом». По его словам, продажи подержанных легковых автомобилей будут только возрастать. Директор салона «4 колеса» считает, что есть несколько главных факторов такого развития событий на рынке Беларуси:
— География. Беларусь наиболее близко расположена к западноевропейским странам, откуда можно привезти современный качественный автомобиль с пробегом.
— Покупательский спрос. За последние годы белорусы привыкли ездить на качественных автомобилях мировых брендов, и никакие таможенные пошлины не заставят жителей страны идти в салоны и покупать российские машины.
— Объем выпуска «российских иномарок». Несмотря на то что многие делают большую ставку на импортные автомобили, выпускаемые в России, не стоит забывать о том, что эти заводы не удовлетворяют спрос внутреннего рынка РФ. Объемы выпуска машин на российских предприятиях не позволят поставлять в Беларусь необходимое количество автомобилей.
В пресс-конференции также участвовал заместитель председателя правления ЗАО «БТА Банк» Александр Титов, который рассказал о своем видении развития автомобильного кредитования после 1 июля. По его словам, во второй половине 2011 года возможно кратковременное увеличение количества покупаемых новых автомобилей, но кредиты на машины с пробегом также будут развиваться. Топ-менеджер считает, что развитие автомобильного рынка Беларуси может пойти по сценарию развития рынка недвижимости. Он напомнил, что за последние 5—7 лет цены на объекты недвижимости в нашей стране значительно выросли, однако спрос остался.
Александр Титов сообщил, что во второй половине 2011 года возможно уменьшение ставки кредитования на подержанные автомобили на 1—2%.