Минск: как ускорить поток на проспекте Победителей?

 
2050
04 апреля 2011 в 20:13
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

После перекрытия ул. Тимирязева и сужения ул. Орловской в этой части Минска возникли большие проблемы. Каждый день в час пик собираются огромные заторы — на втором кольце очередь из автомобилей вечером растягивается до полутора километров, на пр. Победителей ситуация похожая. Неужели придется терпеть до 2013 года, когда планируют завершить строительство двухуровневой развязки? «Нет необходимости. Проблему можно решить довольно быстро и эффективно», — утверждают специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС).

Чтобы лучше разобраться в ситуации, мы выехали на место.

Итак, вечер. Час пик. На пр. Победителей затор от ул. Радужной до развязки с ул. Орловской. На втором кольце все еще хуже: очередь из машин начинается от «Тойота-центра», а хвоста ее даже не видно. Жители сразу нескольких спальных микрорайонов каждый день пробираются на работу и домой через такие заторы. Это «аванс», который приходится платить за будущую двухуровневую развязку.

По словам сотрудников БАЭС, это отчасти и проблема советской плотной застройки спальных микрорайонов, которая усугубилась после перекрытия ул. Тимирязева. По их данным, поток в пиковые моменты на пр. Победителей вырос в 1,7—1,8 раза. Сейчас, например, многим водителям нужно попасть с пр. Победителей в Веснянку. Где развернуться? Многие предпочитают это сделать возле здания 4-й городской поликлиники.

Когда ситуация ухудшается, потоки разруливает регулировщик.

— Это неправильно, — считает председатель БАЭС Юрий Важник. — Все должно регулироваться автоматически, но система работает пока не так, как нужно. Насколько мне известно, в свое время к проектировщикам из Минской ГАИ обращались с просьбой учесть возможные последствия временной схемы движения и предотвратить заторы. Однако получилось как обычно: предостережения практически проигнорировали то ли из-за безразличия, то ли из-за некомпетентности.

Однако, по словам экспертов, ситуацию можно исправить: не нужно предпринимать радикальных мер — необходимо отрегулировать светофоры, наладить фазы и циклы, учесть реальный транспортный спрос. «Кое-что мы уже предприняли: на пр. Победителей заторы собирались аж до пр. Машерова — немного увеличили светофорный цикл и это дало результат. Поток ускорился», — рассказывает Юрий Важник.

Специалисты БАЭС фиксируют обстановку (с помощью веб-камеры, акселерометра, специального программного обеспечения), подсчитывают поток, потом анализируют полученные данные.

— Возле 4-й поликлиники также кое-что было сделано, — говорит Юрий Важник. — Это проектировщик исправлял старые ошибки: один пешеходный переход закрыли. При резком увеличении загрузки пришлось пойти на такой шаг. На светофоре появилась дополнительная секция — для тех, кто разворачивается. Мы предлагаем изменить длительность фазы для стрелки — это будет сделано в ближайшие дни. Кроме того, увеличим длительность зеленого сигнала для потока, который едет со стороны центра в направлении кольцевой — с 50 до 90 секунд.

— Какой эффект ожидаете?

— Ключевые пересечения заработают. Пусть со скрипом, но вмешательство регулировщика не потребуется. В часы пик перекресток все равно будет работать с серьезной нагрузкой, но больших очередей из автомобилей уже не будет.

По словам специалистов ассоциации, расширение ул. Тимирязева вообще не нужно. В последнее время она справлялась с потоком, хоть там было по одной полосе в каждом направлении.

— Даже после перекрытия этой улицы город не остановился, — подытоживает Юрий Важник. — Реконструкция предполагает, что там будет по четыре полосы в каждом направлении! Зачем столько? Автомобили все равно остановятся на перекрестках. Именно там собираются заторы, а не на перегонах. В городе много других проблемных перекрестков и улиц, в модернизацию и реконструкцию которых было бы более резонно вкладывать деньги. В то же время на ул. Тимирязева запланировано строительство подземных пешеходных переходов, которые будут выходить к гаражам. А на пл. Бангалор такие переходы решено пока не строить. Мол, подождите лет двадцать...

На ул. Орловской ситуация вообще кажется безвыходной. Но, по мнению экспертов, и там заторов можно избежать. Как? Расскажем об этом в ближайшие дни.