Кто убережет наших детей?

 
377
30 апреля 2011 в 9:30
Автор: Юрий Краснов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Юрий Краснов. Фото: архив auto.onliner.by

Недавно во дворе дома водитель такси совершил наезд на ребенка, который выбежал под автомобиль из-за припаркованных машин. Такие ДТП происходят, конечно, не каждый день, но периодически случаются. По чьей же вине? Вот какой вопрос всех интересует. Давайте разберемся вместе.

Может быть, виноваты родители, которые ничему не учат детей?

Не исключено, что это так, но дети знают про все требования ПДД, касающиеся поведения на дороге, и даже больше. Например, если вы спросите у любого ребенка, можно ли перебегать через проезжую часть или резко выходить из-за стоящих автомобилей, то ребенок сразу и с уверенностью вам даст отрицательный ответ.

Никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок оказался под колесами автомобиля. И все родители (не считая алкоголиков) постоянно напоминают своим чадам о том, что нельзя делать на дороге.

Родителям помогают и воспитатели детских садов, учителя школ и даже сотрудники ГАИ. Проснулся ребенок, и тут же ему родители напоминают: «На красный ходить нельзя!» Пришел ребенок в школу, а ему учитель: «Из-за машин выбегать нельзя!» Да еще на урок явился инспектор ГАИ и добавил информации.

Смотрите, какая, казалось бы, система воздействия на подрастающее поколение. Но дети продолжают попадать под колеса. Почему не работает система?

Причины здесь две. Первая — это сам ребенок. Вернее, его природа. В нем много энергии, при этом дети легко переключаются с одного события на другое и не в состоянии трезво и спокойно оценивать окружающую обстановку.

В 90% случаев дети не видят опасность, когда ничто не мешает обзору. И поделать с этим ничего нельзя. Сколько вы ни говорите и ни напоминайте чаду, что бегать нельзя — оно все равно побежит; что нужно быть очень внимательным и осторожным — оно все равно что-либо не заметит и поведет себя рискованно.

Вторая причина в том, что ребенку нужны не пустые напоминания, а ежедневная тренировка навыков безопасного поведения на дороге. Могу привести личный пример. Ежедневно учил своего старшего сына, как нужно вести себя на проезжей части.

Сколько бы раз я ни переходил с ним дорогу, постоянно заставлял его, во-первых, при подходе к проезжей части смотреть по сторонам. Во-вторых, обязательно останавливаться перед выходом на дорогу. В-третьих, во дворе обязательно останавливаться перед выходом из-за стоящего автомобиля и выглядывать из-за него. И, наконец, переходя дорогу спокойным шагом, наблюдать за обстановкой в зависимости от ситуации (показывал, поворачивая его голову в нужную сторону).

Я делал это ежедневно в течение четырех лет. И что вы думаете, он перестал бегать? Ничего подобного. Я периодически устраивал ему проверки, замолкая перед дорогой и наблюдая за его самостоятельным поведением. Основные ошибки, которые делал мой ребенок, были такими: не останавливался перед выходом на дорогу, выбегал из-за стоящих машин, бегал через проезжую часть. И все начиналось сначала.

Вот еще один пример. Когда работал в ГАИ Ленинского района г. Минска, проводил в школах практические занятия с целыми классами. Брал их на перекресток и там отрабатывал основные опасные ситуации. Учил правильно себя вести. Бывало, что пару дней подряд обучал детей из одной школы, но из разных классов. Как-то раз на второй день занятий поймал ребенка, который бежал поперек перекрестка за троллейбусом. Школьник очень обрадовался мне и сказал: «Дядя Юра! Здравствуйте! А вы нас тут вчера учили дорогу правильно переходить!» Занавес…

И вот мы приходим к печальному выводу — детей невозможно на сто процентов научить безопасному поведению на дороге. Обеспечить безопасность детей могут только взрослые. Это, кстати, признано во всем мире.

Кто эти взрослые? Мы с вами. Посторонние люди, которые оказались рядом с ребенком: пешеходы и водители.

Конкретно о водителях. В пункте 9.9 ПДД, к примеру, сказано, что водитель обязан принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения пешеходов, в том числе детей. То есть водитель должен смотреть за детьми на дороге, а не наоборот.

Кто-то скажет, что невозможно предотвратить наезд на ребенка, когда он во дворе выбегает из-за стоящего автомобиля под двигающийся. Это неправда. Просто нужно двигаться со скоростью не более 20 км/ч и ожидать появления ребенка из-за каждой (!) машины.

По поводу скорости. Не все по двору едут 20 км/ч. Многие позволяют себе и 30 и 40. Знайте, если вы спешили и проехали мимо припаркованных автомобилей со скоростью выше 20 км/ч, но никого при этом не сбили, вам просто очень крупно повезло.

Как-то проводили эксперимент. Запускали водителя по проезду и резко высовывали перед ним манекен ребенка. Автолюбитель не знал, из-за какой именно машины появится манекен, но при 20 км/ч всегда успевал остановиться. При 30 км/ч — бил манекен бампером, а при 40 км/ч — наезжал колесом.

И не надо рассказывать басни типа: «Я ехал 5 км/ч, выбежал ребенок, я резко в тормоз и чуть не разбил головой лобовое». Тут либо приукрашивание, либо скорость была совсем не 5 км/ч.

По поводу ожидания ребенка из-за каждого авто. Двигаясь по двору, ногу нужно держать больше над педалью тормоза, чтобы быть готовым в любое мгновение остановиться. Есть, правда, одна неприятная ситуация, когда ребенок сам врезается в середину автомобиля и попадает под заднее колесо. Но и здесь мгновенно остановиться поможет лишь соблюдение скоростного режима и постоянная готовность к остановке.

Если же вы не водитель, а просто сторонний наблюдатель, который проходил и увидел ребенка, намеревающегося прыгнуть под автомобиль, не проходите мимо, помогите ему перейти дорогу, тем самым вы поможете и какому-нибудь водителю.