Клеймо социально-психологической неполноценности

 
683
28 мая 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Юрий Краснов. Фото: Влад Борисевич

По статистике в Минске больше всего ДТП по вине пешеходов происходит с людьми старше 59 лет. При этом нельзя сказать, что они совершают больше нарушений ПДД, чем молодежь. Основные причины попадания под колеса автомобиля у пешеходов разного возраста одни и те же: переход проезжей части на красный сигнал светофора, пересечение дороги в неположенном месте и выход из-за стоящих машин или других объектов, ограничивающих водителю обзор.

Но есть аварии, в которые в основном попадают пожилые люди, — это наезд транспортным средством на пешехода в пределах дворовой территории. В таких ситуациях пешеход в самый неподходящий момент оказывается рядом с автомобилем, в то время когда водитель совершенно не ожидает, что рядом с его машиной кто-то может быть. На Auto Onliner пару таких случаев были описаны.

С чем связан больший процент попадания в ДТП пожилых пешеходов? Давайте разберемся.

Начнем с фактов. Как мы воспринимаем стариков? Взять хотя бы высказывания форумчан. Основные такие: «Чего они нарушают?», «Пусть соблюдают!», «Как уже достали ползать около машин!» и прочее. И ни одной мысли о причинах такого их поведения и способах решения этой проблемы.

Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, что эту проблему нельзя рассматривать однобоко. То есть только с точки зрения обязанностей пешеходов, возложенных на всех участников дорожного движения независимо от возраста. Нам, молодым и энергичным, нужно учитывать, что в организме пожилого пешехода происходят физиологические изменения, а его психологическое состояние порой очень тяжелое.

Вот, например, многие автомобилисты возмущаются: «Да он что, ослеп? Не видит машину?» Представьте себе, да, пожилой человек может просто не видеть ваш автомобиль. И очки не всегда помогают! Речь, в частности, про потерю способности к зрительной адаптации. Яркий свет — это большая проблема для пожилых. Для распознавания приближающейся машины им требуется на 50—70% больше света, чем молодым. Кроме того, повышается необходимость контрастирования между объектом и фоном (если пожилым нужно идентифицировать объект, особенно при тусклом освещении). Как в светлое время суток, так и в темное пожилой пешеход может просто не увидеть приближающийся автомобиль.

Подводят не только глаза, но и слух. Молодой человек, который еще не успел посмотреть по сторонам, все равно останавливается перед выходом на дорогу, так как слышит звук приближающейся машины, не говоря уже про подачу звукового сигнала предусмотрительным водителем.

Так вот у пожилого человека анатомические изменения в органах слуха вызывают двустороннюю потерю слуха. И водитель иногда может сигналить старому-престарому дедушке хоть в самое ухо, а дедушка все равно ничего не услышит.

Многие возмущаются: а почему старики переходят проезжую часть, когда рядом есть подземный (надземный) пешеходный переход? Никто даже и не задумывается при виде бабушки, медленно пересекающей восьмиполосный проспект, почему это она не идет в подземный переход!

У пожилых людей претерпевает изменения и скелет. Начинают болеть суставы. Движения причиняют боль, особенно при перемещении по ступенькам вверх или вниз. Вот почему старикам легче перейти дорогу, чем пройтись по ступенькам в подземный переход. Для них это такая же тяжелая нагрузка, как для молодого час интенсивных занятий на тренажерах!

При всем при этом у пожилого пешехода происходит перестройка в механизмах центральной нервной системы. Замедляется скорость передачи информации, скорость принятия решений и скорость мышечных реакций. Возникают трудности при различении двух или более элементов информации, полученных с перерывом. Большинство связанных с возрастом замедленных реакций происходит из-за увеличения премоторного времени (времени от момента возникновения стимула до начала моторной активности).

Вот почему происходят такие ситуации на дороге, когда водителю кажется, что пешеход передумал выходить на проезжую часть, а он все-таки ступает на асфальт. У пожилого человека от момента принятия решения до момента действия проходит больше времени, чем у молодого человека.

Чем сложнее окружающая дорожно-транспортная ситуация, тем более замедлены решения пожилых людей. У стариков наблюдаются значительные трудности с осознанием задач, когда приходится выбирать ответ из множества данных.

А кратковременная память, удерживающая информацию на протяжении нескольких секунд, сокращается. То есть пожилой пешеход, взглянув направо, может просто забыть про объект, который он увидел пару секунд назад — когда смотрел налево.

И вот результат — у бабушек и дедушек снижаются способности правильно ориентироваться в стрессовой ситуации. А ведь переход дороги — это стрессовая ситуация для пожилого пешехода. Причем независимо от того, нарушает он или пересекает проезжую часть в соответствии с ПДД.

Не все старики могут успеть перейти дорогу за время горения зеленого сигнала. Пока задержался перед началом перехода, пока начал движение — зеленый уже мигает, а человек еще и полдороги не прошел.

Что уж говорить про те случаи, когда пожилой пешеход решился на переход в месте, где это запрещено. Никто ему помогать не желает, и приходится старым людям пытаться решить следующую проблему: как и дорогу перейти, и под машину не попасть? И это при тех физиологических изменениях, которые у них существуют.

А проблемы-то не только физиологические!

По статистике около 70% стариков находятся в состоянии депрессии. Вытеснение пожилых людей из социума уже представляется как неизбежный процесс. Но в результате нарушаются существующие отношения между стареющим человеком и другими членами общества. Мы перестаем понимать друг друга!

И действительно, реакция многих водителей на бабушку, переходящую проезжую часть не по пешеходному переходу, напротив остановки или на красный сигнал светофора, крайне негативная. Никто даже не задумывается о том, в каком состоянии (физическом или душевном) находится данный человек. Нам, водителям, очень хочется, чтобы бабушки и дедушки строго соблюдали требования Правил дорожного движения, несмотря на возможное депрессивное состояние пожилых людей, боль, снижение интеллекта и даже потерю рассудка.

В Древнем Китае возраст от 60 до 70 лет считался «желанным», ибо, по словам Конфуция, он «в семьдесят лет следовал желаниям сердца и не переступал меры». Стариков ценили и уважали. Давайте и мы будем уважать старость. Мы же все когда-то состаримся, и нет никакой гарантии, что сами не будем поступать точно так же. Это неизбежно и естественно. И таким же естественным должно стать желание каждого водителя, находящегося в здравом уме, помочь пожилому человеку перейти дорогу там, где он ее переходит.