Капкан для колеса

 
3232
11 июня 2011 в 17:50
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Лет пять назад в Минске на колеса легковых автомобилей, водители которых не оплатили парковку, начали вешать желтые «башмаки» (как автолюбители тогда называли блокираторы). Теперь конструкция изменилась, но суть та же: пока сотрудники ГАИ не снимут «запирающее устройство» — с места машина не тронется. Как хорошо забытые старые приемы вновь применяются на улицах города, выясняли корреспонденты Auto Onliner.

В начале этого года блокираторы колес узаконили (ранее в законодательстве их использование оговорено не было): вступили в силу соответствующие изменения в Правилах дорожного движения и Кодексе об административных правонарушениях. Правда, есть одно «но» — установить железную конструкцию можно только на транспортные средства массой более 3,5 тонны. Речь, конечно, в первую очередь о фурах, водители которых часто паркуют автопоезда прямо на городских улицах. Однако касается это и среднетоннажных грузовиков, и автобусов.

Одними из первых блокираторы стали использовать сотрудники ГАИ в Гомеле. А недавно эти устройства появились и в Минске — их передали инспекторам из Фрунзенского района. Пока в порядке эксперимента. «У нас 12 блокираторов. Этого вполне достаточно, чтобы навести порядок в западной части Минска», — считают сотрудники Госавтоинспекции.

— Раньше привлечь к ответственности нарушителя можно было только после долгих разбирательств: предстояло выяснить, какому предприятию принадлежит автомобиль, узнать, кто им в данный момент управляет, найти водителя. Это занимало много времени, — говорит старший госавтоинспектор ГАИ Фрунзенского района Алексей Милевский. — Сейчас нарушителю просто некуда деваться. Ему придется обращаться в ГАИ: снять блокиратор, не повредив защиту колеса и резину, невозможно. Проще оплатить штраф, тем более что мы приезжаем по первому требованию водителя.

Из неудобств можно назвать довольно громоздкую конструкцию: блокиратор с трудом помещается в багажник патрульного автомобиля. Устройства, к слову, произведены по аналогии с украинским «ноу-хау» (неужели на наших предприятиях не смогли сделать свой компактный и удобный блокиратор для ГАИ?).

Раннее утро. Город еще только просыпается. Погрузив ярко-желтый блокиратор в багажник, инспекторы отправляются в рейд.

А вот и первый нарушитель: на ул. Я. Мавра припарковался водитель DAF. Фура занимает немало места и многим доставляет неудобства: на дальнобойщиков часто жалуются жильцы домов, дорожные службы, водители общественного транспорта.

— Из-за фуры ограничивается обзорность: не видно пешеходов, выезжающие из двора автомобили. Это предпосылки к созданию аварийной ситуации, — считает Алексей Милевский. — А еще перед движением водитель обязательно начнет прогревать двигатель — значит, под окнами домов будет шумно, двор загазован: вредных выбросов ведь гораздо больше, чем от легковушки. Затем он выедет в город, хотя движение по большинству улиц Минска грузовых автомобилей с массой более 3,5 тонны запрещено соответствующими знаками (исключение — если они едут к месту разгрузки или загрузки).

В общем, перед нами машина типичного нарушителя, который раньше уехал бы и остался безнаказанным. Теперь уйти от ответственности гораздо сложнее. Процесс блокировки колеса занимает около минуты. Щелк — и готово! Замок, кстати, надежный. Вскрыть его не так уж просто.

— Обычно мы устанавливаем запирающее устройство на колесо около водительской двери — чтобы дальнобойщик сразу заметил блокиратор, — объясняет инспектор ГАИ Павел Макуцевич. — Но этот водитель слишком близко припарковался к бордюру. Приходится вешать на другое колесо, что рекомендовано инструкцией по применению блокираторов. Это мы обязательно укажем в записке.

Теперь инспекторы делают фото с нескольких ракурсов (скорее для подстраховки) и на видном месте оставляют записку, в которой указана вся необходимая информация, в том числе мобильный телефон сотрудника ГАИ. Остается сделать звонок в оперативно-дежурную часть (как того требует закон) — предупредить о блокировке автомобиля.

Но не успели сотрудники ГАИ сесть в машину, как объявился водитель: «Э, командир! А чего это вы тут делаете?»

— Вы оставили автомобиль в нарушение ПДД. Стоянка транспортных средств с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны вне специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком «Место стоянки», запрещена, — цитирует ПДД Алексей Милевский.

— Так я только с рейса, заехал домой переодеться, принять душ, — оправдывается дальнобойщик.

— Тем не менее вы нарушили, и теперь придется заплатить штраф в размере 5 б. в. (сейчас — 175 тысяч рублей), — продолжают инспекторы. — Для справки: за такое же нарушение, совершенное повторно в течение года, предусмотрен штраф вдвое больше (350 тысяч рублей).

В этот раз водитель нашелся очень быстро. Хотя обычно нарушители объявляются в течение нескольких часов. После звонка выезжают инспекторы, составляют административный протокол. Блокиратор снимается только в присутствии водителя — чтобы не было претензий.

— А срезать ножовкой или взломать блокиратор кто-нибудь пытался? — спрашиваем.

— Такого не было, но повредить пробовали, — припомнили сотрудники ГАИ. — Один водитель попытался резко тронуться с места, намереваясь сломать блокиратор. Уехать не получилось, а вот устройство немного погнулось. Поскольку это было сделано специально и есть все доказательства, то теперь в отношении водителя рассматривается административное дело в РУВД — за умышленную порчу госимущества.

А мы уже на ул. Ольшевского. Здесь возле ДС «Масюковщина» припаркована фура Renault. Судя по тому, что двигатель остыл, стоит уже не один час.

Те же действия: сотрудники ГАИ вешают блокиратор, оставляют записку, делают несколько фото.

И опять они не успели позвонить в дежурку, как прибежал запыхавшийся дальнобойщик: «Мне сосед позвонил, увидел вас. Я понимаю, что нарушил. Сколько штраф?»

— 175 тысяч рублей. А у вашей фирмы стоянка есть? — поинтересовались инспекторы.

— Да, в Колядичах.

— А почему здесь оставили машину?

— Так дом рядом. Вон мои окна. Заехал продукты купить, отдохнуть перед долгой дорогой — на месяц в Ташкент уезжаю. Главное, нас на предприятии предупреждали: смотрите, мол, гаишники стали блокираторы применять. Ну я как-то не воспринял всерьез.

Как оказывается, дальнобойщики часто приезжают ночью, оставляют машины в «спальных» микрорайонах, поближе к дому и в то же время недалеко от кольцевой дороги. По идее, они должны ехать за город, где арендовано недешевое место, однако... «Многие руководители транспортных предприятий даже не догадываются, что их водители паркуют автопоезда в городе. Когда мы сообщаем о нарушении, очень удивляются, применяют санкции к водителям, лишают премий», — рассказали сотрудники ГАИ.

Справедливости ради надо сказать, что специализированных стоянок для большегрузных автомобилей — раз-два и обчелся. Например, во Фрунзенском районе их всего семь. На большинстве места заняты. Оставить большегрузную машину можно, например, около ТЭЦ-4. Получается, после долгой дороги водителю придется еще добираться домой. А если дело ночью? Вызывать такси? Сами дальнобойщики рассказали, что за границей с этим проблем нет: там есть целые гостиничные комплексы, где можно переночевать, оставить фуру под охраной, принять душ, пообедать, постирать одежду. И все это по европейским меркам не так уж дорого.

Как-то на заседании в Мингорисполкоме Николай Ладутько провел перекличку: спрашивал представителя администрации каждого района, где и сколько организовано стоянок для большегрузных автомобилей. Почти все в один голос утверждали, что места есть. Получается, только на бумаге? Для отчета перед руководителем?

Тем временем наш рейд продолжается на ул. Лынькова. Замечаем грузовой МАЗ, который явно припаркован здесь уже давно и в нарушение ПДД.

— Этот автомобиль принадлежал фирме, которая развалилась, — говорит Алексей Милевский. — У нее офис рядом. Установить, кто сейчас фактический владелец, невозможно. Соответственно, кому предъявлять претензии — тоже. В ближайшее время мы вызовем грузовой эвакуатор и уберем этот автомобиль отсюда. Но каждый выезд спецтехники обходится в 600 тысяч рублей, еще 35 тысяч — сутки хранения на штрафстоянке. Ну и штраф, конечно. Несколько раз прибегали к таким услугам, когда не могли разобраться, чья машина. Причем владелец всегда находился очень быстро — мы даже не успевали погрузить автомобиль на эвакуатор.

На ул. Домбровской стояли еще два автопоезда. Но к их водителям никаких претензий — приехали разгружаться на предприятие. Еще три фуры были припаркованы на ул. Шаранговича — водители ждали экспедитора. Мы проехали также по улицам Колесникова, Матусевича, Скрипникова, Лобанка, Одинцова... Не знаем, везение или невезение, но больше припаркованных фур не увидели. В ГАИ говорят, что это первый эффект от применения блокираторов — между дальнобойщиками информация распространяется быстро. Хотелось бы верить, что проблема решилась так легко. Однако о результатах эксперимента, который будет продолжен и в других районах города, думается, будет уместно говорить через полгода-год. Тогда и посмотрим.