В Минске начался эксперимент: новый подход к анализу аварийности

 
122
06 июля 2011 в 19:37
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Сегодня в Минской ГАИ состоялось первое заседание рабочей группы по анализу аварийности в столице. Это не совсем обычный подход для нашей страны: собрались специалисты разного профиля — транспортники, психологи, специалисты по школьному образованию, следователи, независимые эксперты. Они будут совместно решать, как предотвратить аварии с тяжелыми последствиями. За рубежом этот эффективный инструмент влияния на дорожную безопасность активно используется. У нас, по сути, стартует пилотный проект.

Один из инициаторов создания аналитической группы, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник, первым взял слово:

— Административный ресурс ГАИ в проблеме влияния на аварийность исчерпан, нужны новые подходы, которые можно выработать только во время обсуждения проблемы профессионалами из разных областей. Во всем мире собираются такие рабочие группы — психологи, школьные учителя, транспортники, сотрудники полиции. Они анализируют аварийность и делятся специальными знаниями. Это позволяет обратить внимание на те детали и факты, которые узкие специалисты, вероятно, не принимали в расчет. В процессе обработки информация об аварийности зачастую теряется, и мы не можем уловить суть, обратить внимание на реальные факторы. Собрав все сведения воедино, мы сможем совместными усилиями найти эффективное решение проблемы.

Юрий Важник

По словам специалистов, при этом нельзя путать задачи аналитической группы с работой следствия. «Это не поиск виновных. Наша главная задача — ответить на вопрос "что делать?"», — подчеркнул Юрий Важник.

Специалисты БАЭС предложили рассматривать все аварии с погибшими, определять цепочки фатальных событий, а далее с учетом опыта и знаний профессионалов из разных областей выделять факторы, на которые можно влиять системно. Например, первая авария с погибшим в Минске (в 2011-м году) произошла 11 января в 23:00 на 15-километре Могилевского шоссе (формально это еще территория города). Был сильный туман. Мужчина вел себя странно: чуть ли не бросался под машины, двоим автомобилистам удалось в последний момент предотвратить аварию. А вот водитель Volkswagen Transporter не успел затормозить и насмерть сбил мужчину. Как оказалось, погибший был пьян.

Следователи сразу заметили, что можно влиять только на объективные факторы: например, не допускать появления пешеходов на проезжей части в таких местах.

— Было бы ограждение, установленное у края проезжей части, он бы на дороге, может быть, и не появился. «Отбойник» там есть, но он установлен посередине дороги, — обратили внимание сотрудники БАЭС.

— Есть проблема, — согласились сотрудники ГАИ. — Мы который год добиваемся, чтобы этот участок дороги был освещен в темное время суток.

Как оказалось, на этом участке такие аварии за последние пять лет происходили регулярно. Значит, это системное явление. Чтобы не происходило ДТП, нужны меры. В первую очередь инженерные.

В какой-то момент слово взял представитель «Минсктранса»: «Это все хорошо. Но зачем было собирать нас? Как на это мы можем повлиять?»

— А по-вашему, эта авария никак не связана с общественным транспортом? — спросил Юрий Важник. — Как там оказался погибший? Рядом есть остановка. Значит, человек шел с нее. Есть смысл рассмотреть вопрос ее размещения?

— Да, — согласились сотрудники ГАИ. — Мы, кстати, этот вопрос рассматривали.

Было много и других соображений. По мнению специалистов БАЭС, есть смысл рассмотреть подобным образом все аварии, где погибли люди. Это позволит выработать конкретные решения по повышению безопасности дорожного движения в Минске, которые не могут применяться огульно. Главная цель — не наказать кого-то, а сформировать условия для безопасного поведения.

Первое заседание было посвящено больше организационным вопросам. Ведь даже апробированный в западных городах опыт напрямую использовать сложно — нужно сформировать эффективную экспертную команду, наладить взаимодействие со следствием, контактировать с городскими службами, анализировать большие объемы информации, вырабатывать и презентовать новые эффективные решения, научиться слушать друг друга и понимать боль жертв ДТП.