Сегодня в Минской ГАИ состоялось первое заседание рабочей группы по анализу аварийности в столице. Это не совсем обычный подход для нашей страны: собрались специалисты разного профиля — транспортники, психологи, специалисты по школьному образованию, следователи, независимые эксперты. Они будут совместно решать, как предотвратить аварии с тяжелыми последствиями. За рубежом этот эффективный инструмент влияния на дорожную безопасность активно используется. У нас, по сути, стартует пилотный проект.
Один из инициаторов создания аналитической группы, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник, первым взял слово:
— Административный ресурс ГАИ в проблеме влияния на аварийность исчерпан, нужны новые подходы, которые можно выработать только во время обсуждения проблемы профессионалами из разных областей. Во всем мире собираются такие рабочие группы — психологи, школьные учителя, транспортники, сотрудники полиции. Они анализируют аварийность и делятся специальными знаниями. Это позволяет обратить внимание на те детали и факты, которые узкие специалисты, вероятно, не принимали в расчет. В процессе обработки информация об аварийности зачастую теряется, и мы не можем уловить суть, обратить внимание на реальные факторы. Собрав все сведения воедино, мы сможем совместными усилиями найти эффективное решение проблемы.
По словам специалистов, при этом нельзя путать задачи аналитической группы с работой следствия. «Это не поиск виновных. Наша главная задача — ответить на вопрос "что делать?"», — подчеркнул Юрий Важник.
Специалисты БАЭС предложили рассматривать все аварии с погибшими, определять цепочки фатальных событий, а далее с учетом опыта и знаний профессионалов из разных областей выделять факторы, на которые можно влиять системно. Например, первая авария с погибшим в Минске (в 2011-м году) произошла 11 января в 23:00 на 15-километре Могилевского шоссе (формально это еще территория города). Был сильный туман. Мужчина вел себя странно: чуть ли не бросался под машины, двоим автомобилистам удалось в последний момент предотвратить аварию. А вот водитель Volkswagen Transporter не успел затормозить и насмерть сбил мужчину. Как оказалось, погибший был пьян.
Следователи сразу заметили, что можно влиять только на объективные факторы: например, не допускать появления пешеходов на проезжей части в таких местах.
— Было бы ограждение, установленное у края проезжей части, он бы на дороге, может быть, и не появился. «Отбойник» там есть, но он установлен посередине дороги, — обратили внимание сотрудники БАЭС.
— Есть проблема, — согласились сотрудники ГАИ. — Мы который год добиваемся, чтобы этот участок дороги был освещен в темное время суток.
Как оказалось, на этом участке такие аварии за последние пять лет происходили регулярно. Значит, это системное явление. Чтобы не происходило ДТП, нужны меры. В первую очередь инженерные.
В какой-то момент слово взял представитель «Минсктранса»: «Это все хорошо. Но зачем было собирать нас? Как на это мы можем повлиять?»
— А по-вашему, эта авария никак не связана с общественным транспортом? — спросил Юрий Важник. — Как там оказался погибший? Рядом есть остановка. Значит, человек шел с нее. Есть смысл рассмотреть вопрос ее размещения?
— Да, — согласились сотрудники ГАИ. — Мы, кстати, этот вопрос рассматривали.
Было много и других соображений. По мнению специалистов БАЭС, есть смысл рассмотреть подобным образом все аварии, где погибли люди. Это позволит выработать конкретные решения по повышению безопасности дорожного движения в Минске, которые не могут применяться огульно. Главная цель — не наказать кого-то, а сформировать условия для безопасного поведения.
Первое заседание было посвящено больше организационным вопросам. Ведь даже апробированный в западных городах опыт напрямую использовать сложно — нужно сформировать эффективную экспертную команду, наладить взаимодействие со следствием, контактировать с городскими службами, анализировать большие объемы информации, вырабатывать и презентовать новые эффективные решения, научиться слушать друг друга и понимать боль жертв ДТП.