Минск: как ускоряли поток на ул. Кальварийской

 
1745
08 июля 2011 в 18:10
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Многие водители прекрасно знают хронические недостатки ул. Кальварийской: машин много, в часы пик заторы, поток еле-еле движется. Так было и до недавнего времени. Но сегодня здесь пропускная способность увеличилась в 1,5 — 1,8 раза. Как оказалось, проблему можно решить, во-первых, довольно быстро, а во-вторых, дешево. Специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте вместе с сотрудниками ГАИ рассказали о новой организации движения на этой улице.

— Сейчас мы проехали по всей улице туда и обратно, при этом записывали GPS-трек: специальная программа обрабатывала данные со спутника, анализировала среднюю скорость нашего автомобиля, количество вредных выбросов и т. д., — рассказывает председатель БАЭС Юрий Важник. — Средняя скорость (с учетом остановок на светофорах) в одном направлении составила 44 км/час, в другом — 47 км/час. Это вдвое больше, чем в среднем по Минску! Количество вредных выхлопов — втрое меньше, чем до внесения изменений.

Юрий Важник

В эти дни заканчивается опытная эксплуатация и, судя по всему, успешно. Проект был заказан Минской ГАИ. По сути, сотрудники отдела технических средств и систем Госавтоинспекции и специалисты БАЭС решили еще одну неприятную транспортную задачку с применением тех же эффективных и дешевых технологий, которые используются на Западе, а с недавних пор и в Минске.

Во-первых, на ул. Кальварийской выделили полосы для левых поворотов (около здания УВД Миноблисполкома), возле перекрестков с ул. Гусовского, ул. Скрыганова, Кальварийским проездом. А значит, теперь полноценно могут «работать» по три ряда в каждом направлении, а не по два, как было раньше. Примерно то же самое сделано на Логойском тракте, ул. Немига и других.

Во-вторых, изменили светофорное регулирование. Выбраны оптимальные решения с учетом реального транспортного спроса. Пожалуй, это была наиболее сложная часть, поскольку потребовалось тщательно исследовать ситуацию, рассчитать множество вариантов для разных режимов. Ведь утром автомобилисты едут из спальных микрорайонов в центр, а вечером обратно; днем плотность потока вообще постоянно меняется. По подсчетам экспертов, за один час в одном направлении здесь проезжает в среднем около 2 тысяч автомобилей, а в пиковые моменты — 2,5 и даже 3 тысячи.

Светофорные циклы сделали длинными — вплоть до 140 секунд, — уточнил Юрий Важник. — И это не в ущерб улицам, примыкающим к магистрали (ул. Ольшевского, ул. Скрыганова, ул. Гусовского и другим). Причем еще остался резерв. Это мы сделали умышленно, чтобы не допустить высоких скоростей — иначе могут быть ДТП с жертвами. Была одна проблема на перекрестке ул. Кальварийской и ул. Цеткин. С последней всегда большой левоповоротный поток (в особенности после закрытия ул. Тимирязева), но и эту проблему удалось решить удачно.

По словам специалистов, во время работы над проектом было опробовано одно менеджерское решение: техническое задание выдавалось и контролировалось в показателях качества движения. Таким образом, средняя скорость сообщения (с учетом остановок) на этой улице должна составлять не менее 40 км/час, каждый из водителей останавливается не более 1 раза на километр, и даже в критических условиях скорость не должна уменьшиться ниже 25 км/ч. Конечно же, здесь не должны гибнуть люди. Кто-то спросит: неужели сейчас по-другому? Да. Обычно получается так, что улица после реконструкции, капитального ремонта или строительства формально отвечает всем ГОСТам, стандартам, нормативным документам. Однако там собираются заторы и хуже того — гибнут люди. Ведь это ошибки, заложенные на стадии проектирования. Но ответственность не несет ни заказчик, ни проектировщик.

Кстати, на ул. Кальварийской осталась и еще одна очень серьезная проблема в организации движения, которую следует решить городской и районной власти. Это условия движения пешеходов и велосипедистов (в особенности по путепроводу).