Почему водители такие неуступчивые

 
772
09 июля 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Юрий Краснов. Фото: архив auto.onliner.by

В прошлый раз мы говорили о нежелании водителей мириться с правом пешехода на преимущественное пересечение проезжей части по «зебре». Это действительно большая проблема. Но есть и еще одна. Ведь нельзя сказать, что абсолютно все автомобилисты не хотят пропускать пешеходов. Многие просто не умеют делать это грамотно, с точки зрения безопасности.

Чтобы водитель выполнял какие-либо действия правильно, его нужно этому научить (подъезд к пешеходному переходу не исключение). А этого долгое время никто не делал.

Как было со мной в автошколе в 1995 году? Преподаватель по теории рассказывал нам примерно следующее: «Если пешеход стоит на тротуаре — мы ему ничего не должны. Но если он наступил на край проезжей части, то мы сразу обязаны ему уступить».

А теперь попробуем ответить на вопрос: как мы сможем уступить дорогу пешеходу, если у нас скорость 60 км/ч, а до пешехода осталось 5 метров? Да никак! В автошколе нам никто не говорил: заранее снижайте скорость, чтобы успеть уступить.

При этом еще делали акцент на слове «пешеходы», указанном в ПДД. Преподаватель подчеркивал: если он один, то пусть стоит и ждет второго. Явная дискриминация одного пешехода как равноправного участника движения.

А мастер производственного обучения мне про такую мелочь, как уступить дорогу человеку на нерегулируемом пешеходном переходе, и вовсе не рассказывал. Тогда, кстати, пешеходам дорогу никто и не уступал. Они сами решали эту проблему. Ждали перерыва в потоке и бежали (быстро шли), чтобы не попасть под автомобиль.

В 2010 году, управляя патрульной машиной ГАИ, я увидел такую ситуацию. Учебный автомобиль подъезжал к нерегулируемому пешеходному переходу, у которого стоял школьник и с надеждой смотрел на машину. Она проехала мимо, лишь снизив скорость перед «спящим полицейским», который был установлен за «зеброй». Я же остановился, показал ребенку, мол, переходи дорогу, а потом догнал «учебку».

Вот так встреча! Как оказалось, обучение проводил мастер, у которого я занимался в далеком 1995 году. Я поинтересовался, почему его курсант не уступил дорогу школьнику. Знаете, что он мне ответил? Он с курсантом посмотрел и решил, что ребенок не хочет переходить.

И вот такие водители потом ездят по нашим дорогам. По этим же улицам переходим мы и наши близкие, дети.

Первый раз я увидел, как правильно надо уступать дорогу пешеходу, в Польше в 2004 году. Водители (машин 10—15) двигалась со скоростью около 60 км/ч. К нерегулируемому пешеходному переходу подходила женщина. Когда пешеход не дошел еще метров 5 до проезжей части, а от автомобилей до перехода было расстояние не менее 50 метров, а может и больше, произошло следующее. Все (!) автомобилисты как по команде дружно снизили скорость примерно до 25—30 км/ч. Женщина подошла к дороге, посмотрела налево, увидела вдалеке медленно двигающиеся машины и даже не останавливаясь пересекла проезжую часть. Водители продолжали движение на сниженной скорости, пока она не завершила переход дороги.

А теперь давайте вспомним, как у нас автомобилисты уступают пешеходам. Чтобы водитель начал снижать скорость, человеку нужно выйти на дорогу под машину. По-другому никак. Не выйдешь — не будут снижать скорость.

Но так поступают не все, а те, кого уже «достало». А другие боятся выходить на проезжую часть. Они не могут понять, собирается водитель уступать им дорогу или нет. Потом автолюбитель говорит: «Так он(и) же передумал(и), не захотел(и) идти и остановился(-ись)». Что значит, передумал? Что значит, не захотел?

А к перекрестку по второстепенной дороге тоже можно подъезжать не снижая скорость? Напугать водителей на главной дороге, а потом сказать, что они просто передумали ехать?! Кстати, некоторые так и делают, но гораздо реже, так как автомобиля боятся, а вот пешехода — нет.

Если пешеход не смог выйти на дорогу, это не значит, что он передумал. Просто испугался приближающейся машины — вот правильное объяснение такой ситуации.

И даже если водитель собирается уступить, но снижает скорость позже, — пешеход побоится выходить. Кстати, человек при переходе дороги смотрит в первую очередь на автомобиль (в районе решетки радиатора), а не на сидящего за рулем. Вот почему пешеход боится выйти на дорогу и в том случае, когда водитель показывает жестом руки, что можно перейти.

Сам недавно был в такой ситуации. Собрался перейти с сыновьями дорогу. Подошли к краю проезжей части, остановились, смотрю на подъезжающую машину. Вижу, что водитель машет рукой, а автомобиль продолжает движение с опасной (в моем понимании) скоростью. А со мной дети. Я стою дальше, и автомобилист снизил скорость прямо перед нами.

Когда водитель видит пешехода, подходящего к краю дороги в районе нерегулируемого пешеходного перехода, он должен решить две задачи:

1. Как показать пешеходу, что он может спокойно выйти на проезжую часть?

2. Как показать едущим сзади водителям, что впереди собирается перейти дорогу пешеход?

Первая задача решается просто: надо явно снизить скорость заранее, оставив до пешеходного перехода свободное пространство. Тогда пешеход не будет бояться автомобиля.

Чтобы показать едущим сзади водителям, что впереди собрался перейти дорогу пешеход, нужно опять-таки заранее снижать скорость — тогда у соседа по потоку раньше откроется обзор.

Если же просто ехать и в последний момент остановиться перед переходом, то ни одна из этих задач не решается. Во-первых, пешеход боится выйти, пока автомобиль полностью перед ним не остановится. А во-вторых, едущие сзади водители отреагируют слишком поздно и либо врежутся в остановившуюся перед переходом машину...

...либо собьют пешехода, который вышел в их полосу.

Таких случаев только в Минске происходит около пяти в день. Некоторые из них заканчиваются печально. В отдельных ситуациях только испугом водителя и пешехода. А все потому, что автомобилисты снижают скорость в последний момент. Желаю всем действовать грамотно и безопасно!