Как Дарвин поссорил водителей

 
711
30 июля 2011 в 9:00
Автор: Юрий Краснов
Автор: Юрий Краснов

Когда очередной водитель погибает, врезавшись в столб, дерево, стену или просто вылетев на встречную полосу или в кювет, то в комментариях форумчан нет-нет, да и проскакивает выражение «естественный отбор». И как же обыватели понимают смысл данного высказывания? Для них это смерть при определенных обстоятельствах, зависящих либо не зависящих от погибшего. Показательно, что употребляющий эти два слова, как правило, относится к гибели человека спокойно. Или делает вид, что у него такое отношение? Конечно, ведь с погибшим он незнаком. И можно публично пофилософствовать о законах природы и жизни.

Сразу старик Дарвин вспомнился с его теорией эволюции. Вокруг этих идей и сейчас разгораются жаркие споры. Говорят-де учение Дарвина и прочих материалистов чуть ли не оказало влияние на все человечество. Что он свой знаменитый труд написал под влиянием трактата английского ученого, демографа Томаса Мальтуса «Опыт закона о народонаселении», в котором последний предлагал целенаправленно сокращать численность людей на Земле. И что все эти понятия о естественном отборе, борьбе за существование, суровой межвидовой и внутривидовой конкуренции прочно засели у людей на уровне подсознания.

С одной стороны, с этим согласиться трудно. А с другой... Ведь в водителях часто просыпаются животные инстинкты. Мало что ругаемся, бывает, и до мордобоя доходит. Некоторые умышленно идут на таран автомобиля, чтобы наказать «обидчика»! Были такие случаи в Минске.

Разве это не борьба (проявление агрессии и есть ее признак) и конкуренция? За место в потоке, за право первым проехать определенный участок дороги?

Как-то беседовал с водителем, у которого водительский стаж более 40 лет. Мы обсуждали с ним типичную ситуацию. Автомобилисты стоят в ожидании разрешающей стрелки, а один (в его понимании «самый умный») объезжает всех и становится впереди. Он спросил, как я к этому отношусь? «Ну и что!? Может, человеку надо быстрее», — предположил я. Старый водитель крайне возмутился: «Как это? Пусть становится в очередь!»

Человек привык, что вся его жизнь — это борьба за выживание. Не успел — опоздал. Зазевался? Все, ты уже последний... в очереди на светофоре. А тот, кто впереди тебя — твой конкурент. А ведь очередь — это тоже борьба. За право быть впереди. Закон джунглей!

Как мы перестраиваемся? Улучаем момент, перепрыгиваем из полосы в полосу, чтобы другой водитель не успел помешать. Многие автолюбители по этой причине и указатель поворота включают в последний момент. Включишь раньше — задний водитель может ускориться и перекрыть свободное место.

Как мы выезжаем со второстепенной дороги на главную на оживленном перекрестке (например, при неисправном светофоре)? Это сродни совершению подвига. Приходится действовать внаглую, иначе можно стоять до утра. А главные водители — даже те, которые вроде бы еще не успели подъехать к перекрестку, — специально ускоряются, потом еще сигналят и ругаются. Чего это ты здесь вылез? Если новичок в такой ситуации смог проехать прямо или повернуть налево — он может считать себя героем, прошедшим боевое крещение. То же самое и при проезде кругового перекрестка.

Даже когда у нас есть преимущество, мы вынуждены за него бороться. Попробуйте выехать налево на законный основной зеленый сигнал светофора в Минске с улицы Толбухина, Мельникайте или Академической (Т-образные перекрестки).

Водителям, подъезжающим к перекрестку справа по отношению к вам, горит основной красный сигнал светофора с дополнительной стрелкой «прямо». И что, можно спокойно выехать? Нет! Такое впечатление, что сейчас тебе разобьют машину. А выезжать-то надо! И если испугаться и остановиться посреди перекрестка, то водители, которые должны уступить, поедут дальше. Чтобы закончить проезд перекрестка, нужно выезжать прямо под несущиеся на тебя автомобили — тогда только они начнут снижение скорости. Кстати, эта ситуация сродни той, что происходит на нерегулируемом пешеходном переходе. У вас преимущество, как и у пешехода, но вам страшно им воспользоваться.

Как мы паркуемся? Однажды приехал к родителям во двор (район Комаровского рынка). Все, кому жалко денег на паркинг, оставляют машины в ближайших дворах. Смотрю, есть место, куда лучше заехать диагональной парковкой. Начал аккуратно выполнять маневр: то есть видно, что я уже паркуюсь! Заехал где-то на четверть или на треть. В один момент девушка-водитель блокирует это место, заехав передним ходом и остановившись поперек. Выглянул и спрашиваю: «Вы что, не видите, что я паркуюсь?» Она разводит руками и, глупо улыбаясь, показывает: «Я первая, вы опоздали». На YouTube был ролик на эту тему.

Вот другая ситуация — обгон. Практически всегда обгоняемый не сбрасывает скорость. А это очень важно — хотя бы отпустить педаль газа. Встречный, видя, что обгоняющий может не успеть, тоже прибавляет скорость. Ну, или просто продолжает движение с прежней скоростью. И дальним мигает. И гудит. И потом у виска крутит. И губы надувает. Что он, сам в такой ситуации ни разу не бывал? Бывал. Но надо же и другому нервы пощекотать.

Вот так мы и передвигаемся по дорогам. Каждый со своим камнем за пазухой, чтоб в удобный момент «кинуть» в соседа по потоку.

А как водители относятся к пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам? Их автомобилисты, мягко говоря, не любят. Причем именно сидящие за рулем питают гораздо большую злобу к пешим участникам движения и водителям двухколесного транспорта, нежели наоборот. Знаете почему? Да просто участие в дорожном движении занимает в их жизни большую часть, чем у остальных (в их понимании). При этом именно автомобилисты считают себя законными пользователями проезжей части и очень ревностно относятся к появлению на ней других участников движения — других «видов» участников. Что это, как не борьба видов по Дарвину? «Голубая мечта» большинства водителей — чтобы их навсегда изолировали от остальных участников движения.

Существует и внутренняя борьба. Опытные автомобилисты не любят «чайников». Обычные водители — маршрутчиков и таксистов. Не любят замешкавшихся, неопытных и растерявшихся. Мужчины постоянно критикуют женщин за рулем. Велосипедисты не любят водителей и пешеходов и т. д.

Вот такая у нас идет порой тихая или явная борьба. Конечно, аналогию с дарвиновским трудом о происхождении человека мы привели только для того, чтобы показать схожесть борьбы за существование видов с поведением участников дорожного движения. Их конкуренцию друг с другом. Но мы же люди, а не звери, привыкшие бороться за существование?! Мы должны жить по цивилизованным законам, помнить о терпимости. В том числе и на дороге.

Может, хватит бороться друг с другом за место под солнцем? Это наше общее светило и всем нам хватит места в этом мире, если мы научимся мирно сосуществовать.