Такова таксистская жизнь

 
1911
01 сентября 2011 в 18:15
Автор: Нелли Сенькевич. Фото: Максим Малиновский
Автор: Нелли Сенькевич. Фото: Максим Малиновский

Четверо из пяти клиентов не преминут напомнить, что это не женская работа. И почему вы пришли в такси? И зачем вам это надо? И не страшно ли ночью одной? Приятно, конечно, что совершенно незнакомые люди как могут выражают свое участие. Но не всегда хочется по десять раз в день объяснять, почему ты работаешь в такси. Не хочется плакаться в жилетку незнакомому человеку и жаловаться на жизнь. Хвалиться же тоже особо нечем.

Машина дает свободу. Такси — это свободный график, драйв и, конечно, живое общение. Но ответьте мне на один вопрос: почему 90% пассажиров так интересна наша личная жизнь? Это вначале работы хотелось говорить, говорить, говорить. После сотого рассказа о себе стало слегка надоедать. Вы были когда-нибудь на исповеди? Как часто смогли бы заново переживать сказанное, открывать душу? Вот и получается: дежурный ответ на дежурный вопрос.

— Девушка?

— Не верите?

— А вы правда здесь работаете?

— Нет, просто присела погреться.

— А это ваша машина?

— Нет, — говорю, — иду, смотрю — такси стоит, дай, думаю, покатаюсь.

— А вы замужем?

— Конечно.

— Вот я бы свою жену в такси не отпустил по ночам работать.

— Вашей жене повезло.

— А что вас заставило пойти в такси работать?

— Никто не заставлял, все абсолютно добровольно.

— Что, другого выхода нет?

— Выход есть всегда.

— А вы не боитесь?

— Ну вы же чуть что за меня заступитесь?

— Я? Да, конечно! А вдруг потом кто-нибудь плохой к вам сядет?

— Ну, об этом лучше не думать...

Одна часть клиентов почему-то жалеет нас, другая — восхищается. Случаются (к счастью, очень редко) и негативно настроенные граждане. Особенно когда их пятеро, а по правилам перевозки для такого количества людей необходимо вызвать мини-вэн. Но кому хочется переплачивать?

— Извините, вас пятеро, закажите другую машинку. Вам нужен мини-вэн.

— Ой, был бы мужик, он бы повез. Кто вас только за руль пустил?

Но, по правде говоря, такое за 6 лет работы было всего несколько раз. Да, такси работа не женская. Здесь, чтобы заработать, нужно крутиться, крутиться и еще раз крутиться. Физическая выносливость мужчин, конечно, гораздо выше. Иногда я спрашиваю у ребят, которые работают по 12—16 часов в сутки:

— В каком месте у вас энерджайзер?

Смеются в ответ.

Большинство людей имеет право на 8-часовой рабочий день. Нам такое даже не снилось. Если ты будешь работать 8 часов, то концы с концами не сведешь. Ведь каждый клиент хочет ехать в чистой и ухоженной машине, а при работе в такси износ автомобиля очень большой. Только и успевай заезжать на СТО!

Возможно, было бы легче работать, если б открыли чисто женское такси. Классическое. Как в Москве. Водители-женщины, клиенты-женщины (иногда с детьми). Но технически это у нас невозможно. В Минске водителями такси работают всего около 50 женщин, а для создания службы надо машин 500, ну хотя бы 300 для начала. А при такой мизерной численности клиент будет только слышать в трубке: «Извините, в вашем районе машин нет». И служба будет обречена на вымирание.

Вот и приходится возить всех. В такси как в лотерее: никогда не знаешь, что тебя ждет — выйдет к тебе трезвый, адекватный, приятный человек или пьяный, злой и хмурый. Заработаешь ты сегодня денег или нет, хватит ли тебе этих денег завтра на оплату налога и кредита или утром окажется, что автомобиль просит ремонта.

Но нравится или не нравится мне моральный облик клиента, я ведь не полиция нравов, моя задача доставить его из пункта А в пункт Б. Другое дело, если меня беспокоит его внешний вид или состояние. Я могу отказаться от этой поездки. Ведь пассажиры такси частенько подвыпивши. Трезвые они, как правило, и сами за рулем, а как подвыпьют — сразу к нам.

Однажды один такой клиент, поужинав в одном модном минском ресторане, вызвал такси. Вышел из заведения и упал. Встал, прошел пару метров и снова упал, подошел к моей машине и снова упал. И тут — о чудо, Бог услышал мои молитвы! — на крыльцо вышел его друг:

— Вася, ну подожди, куда ты уезжаешь, давай посидим еще немного...

Клиент постоял минуту шатаясь, видимо поразмыслил, что и правда еще рано уезжать, ведь веселье в самом разгаре, и пошел назад в ресторан. А я счастливая поспешила на другой заказ.

Общение с пассажирами — неотъемлемая часть работы таксиста. Каждому нужно угодить. Про сервис забывать нельзя. К тому же существует определенный этикет. Навязывать клиенту беседу запрещено, поддерживать беседу, предложенную им, — необходимо. Всегда ли это бывает приятно, когда разговор заходит о личном?

И все-таки мне эта работа нравится. Увлекательная, динамичная, с сюрпризами. Если ты по характеру не флегматик и перебирать бумажки в офисе наскучило, можно запросто попробовать себя в такси. Есть здесь романтика ночных дорог и дружный коллектив, готовый всегда прийти на помощь. Случаются также очень интересные знакомства и забавные эпизоды.

Вот один из них. Приезжаю как-то на ул. Бородинскую. Гостей провожает пол-общежития. Первой к машине подходит женщина, замечает меня и кричит на весь район:

— Вася, Вася, гляди, гляди, баба прЫехала! Баба прЫехала!

Вася и еще пол-общежития заканчивают лобызаться на посошок и бегут разглядывать бабу...

К таким случаям отношусь с юмором. А как-то раз сели ко мне три парня, попросили притормозить у киоска, ушли за сигаретами и вернулись с тремя букетами цветов. Торжественно вручили мне их вместе с мягкой игрушкой, долго восхищались, а когда приехали, оказалось, что денег на оплату по счетчику не хватает. Ну как можно было злиться на этих людей? Идите уже, говорю, джентльмены, спасибо за приятный сюрприз. Не всё деньгами в этой жизни меряется. Вот такие они — мои клиенты. Я вам о них еще расскажу. В следующих выпусках рубрики.