Темная сторона дороги: как заметить пешехода-невидимку? Репортаж со «Стрелой»

 
1434
14 октября 2011 в 19:33
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Сейчас главная проблема для ГАИ — аварии с пешеходами. Их сбивают каждый день. Причем за городом ситуация вообще аховая. К акции «Пешеход» подключились даже сотрудники спецподразделения «Стрела». В обычный октябрьский день мы отправились с ними в рейд. Погружение в вечернюю жизнь трассы было показательным. За несколько часов довелось выслушать много объяснений. Одному было сложно идти двадцать минут до перехода, который расположен в 200—300 метрах. Другой, пьяный, на спор бежал по проезжей части. Но это скорее связано с асоциальным поведением. Настоящая проблема — когда целая семья несколько километров идет по обочине темной трассы. И так каждый день. А потому что другого выхода нет.

Вторая половина дня. Мокрая трасса Минск — Молодечно (только что прошел дождь). Если придется резко останавливать машину со скорости 90 км/ч — это несколько десятков метров тормозного пути. Шансов у пешехода в этом случае просто нет. Разве что чудо или спецназовская подготовка.

Мужчина, который пересек пять полос и перебрался через два ограждения, на спецназовца, впрочем, мало похож. Однако, увидев автомобиль ГАИ, готов был пуститься наутек.

— Подождите, уважаемый, — призывает его через громкую связь Евгений Рублевский, инспектор ДПС спецподразделения «Стрела». — Ну вы же взрослый человек...

Внушение подействовало. Нарушитель сначала нехотя озирается, а убедившись, что слова адресованы все-таки ему, поворачивается и виновато направляется к инспектору. Оказывается, он работает поблизости, а идет прямиком домой — через оживленную дорогу. Наверное, не в первый раз.

— До перехода минут двадцать идти, — кивает нарушитель в сторону.

На самом деле, лукавит — подземный пешеходный переход хорошо виден. До него около 200—300 метров. Не так уж много. Хотя, конечно, странно. Недавно проводили реконструкцию этой трассы. Почему именно здесь не предусмотрели размещение перехода? Ведь под железнодорожными путями (на этом участке они идут параллельно дороге) он есть, а выходит... получается в никуда — к проезжей части. Это как бы провоцирует на нарушение. Сразу вспомнились слова западных экспертов по безопасности дорожного движения: «Причины потенциальных конфликтов заложены в проектном решении».

— Я не спорю, что нарушил. Но вы только обязательно укажите, что у меня был фликер, — вдруг требует мужчина и показывает на грязную тряпицу, привязанную к сумке. Он как будто ищет себе оправдание: — Ну, будет что сказать вашему начальнику.

— Но ведь еще светло. При чем тут фликер? — переглядываются инспекторы. — Да вы и сами можете это указать в объяснении. Это ваше право.

В данном случае речь об осознанном нарушении. Поэтому сотрудники «Стрелы» составляют протокол — через несколько дней пешехода вызовут в ГАИ, примут решение о наказании. Стандартная процедура. Пока он читает протокол, замечаем странный «маневр» прохожего, который вел велосипед. Неожиданно он... нырнул в трубу, проходящую под дорогой. Идти согнувшись в три погибели проще, чем пройти несколько сотен метров?

— Да тут многие так делают, — замечает наш взгляд мужчина. — А что тут удивительного?

Да, все-таки проектировщики дали маху...

Едем дальше. Заславль. Город-спутник. Транспортные потоки уже сейчас интенсивные. А значит, есть потенциальный конфликт пешеход — водитель. Народ только начинает возвращаться с работы. Вот пьяный идет нетвердой походкой, но по тротуару. Пока светло, и злостных нарушителей мы не увидели. Это если не придираться.

— Конфликт можно спровоцировать всего за пять секунд, — считает старший инспектор ДПС спецподразделения «Стрела» Виталий Свидунович. — Большинство нарушителей признают вину, спорят редко. Иногда обходимся предупреждением. Это если видим, что человек адекватный, осознает. Больше всего проблем с пьяными. Вчера, например, остановили двоих парней на ул. Ваупшасова в Минске — шли за пивом на заправку. Говорят, мол, ловите преступников, а мы обычные люди, не приставайте...

Выезжаем на трассу Дзержинск — Заславль. Неделю назад мы писали о лобовом столкновении как раз на этой дороге: по предварительным данным ГАИ, водитель Honda CR-V по непонятной причине выехал на полосу встречного движения и врезался в колесо грузовика. Пострадал мужчина, управлявший легковым автомобилем, а МАЗ оказался в кювете.

— Это одна из самых опасных дорог в Минском районе, — замечает Виталий Свидунович. — Сколько здесь лобовых столкновений! Поток большой, много возвышенностей, горок. Часто едут грузовики, фургоны, водители легковушек идут на рискованный обгон и разбиваются.

Как будто в подтверждение его слов прямо на нас выезжает Citroen C5, в зоне действия знака «Обгон запрещен».

«Да у меня стекло заляпано. Знак не увидел», — сначала оправдывается водитель. Потом вспоминает, что ехавший перед ним шофер грузовика моргнул правым поворотником, мол, обгоняй, а он поддался на провокацию. Между тем за такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 10 б. в. с лишением права управления до одного года или без лишения. Решение примет начальник районного ГАИ.

Но мы отвлеклись. А уже стемнело, и на дороге стало совсем неприятно. Как раз в это время начинается пик октябрьских ДТП. Снега еще нет. Человека в темной одежде, бредущего по обочине, заметить сложно. Точнее, замечаешь его в последний момент. Все более-менее опытные водители знают это неприятное чувство, когда силишься рассмотреть кого-нибудь на обочине. Недалеко от деревни Семково в свете фар как раз мелькнули силуэты троих человек.

Евгений Рублевский разворачивает машину. Троица — это мужчина с велосипедом, женщина и девочка. Одеты очень скромно, если не сказать бедно. Из светоотражающих элементов — только потрескавшийся катафот на стареньком велосипеде. «Я работаю, дочь на сутках в детском саду была. Домой идем. Можно было бы напрямик, но там мокро, болото... Не пройдем... У нас дом в лесу... Там два дома...» — сбивчиво объясняет женщина.

— Пили? — сотрудники «Стрелы» обращаются к мужчине.

— Ну было... Я не отрицаю. Но мы по обочине, аккуратно. Я даже не еду, — потупил он взгляд.

Особенно жалко девочку. Судя по всему, не мне одному.

— Мама с ребенком, садитесь в машину — подвезем до дома, — решает Виталий Свидунович. Затем обращается к мужчине: — А вам придется идти очень аккуратно, подальше от края проезжей части. И пожалуйста, купите фликер — он 7 тысяч стоит.

Пока ждем, когда вернется машина (все бы не поместились), Виталий размышляет: «У этих людей даже билета на автобус нет. Куда их штрафовать? Кого накажешь — ребенка? Это проблема. Ведь богатые редко попадают под колеса — у них есть машины. Чаще сбивают тех, у кого нет денег и кто вынужден идти вдоль трассы».

Сегодня помогли. Но кто подвезет семью завтра, через день, неделю? В последние годы это превратилось в большую социальную проблему. Каждый год под колесами автомобилей гибнут сотни человек, пик приходится на позднюю осень! Эксперты считают, что проблему можно было бы решить путем организации подвоза работников. Однако средств у СПК, предприятий нет. Кроме того, нужно строить пешеходные и велопути, разводить автомобильные потоки и пешеходное движение. Иначе конфликт не разрешить, никакие фликеры не помогут. Но денег опять-таки нет. И люди гибнут. Все от бедности...

Под Минском в паре километров от МКАД сотрудники «Стрелы» замечают очередного нарушителя. Мужчина нетвердой походкой идет по краю проезжей части, фликеров нет, на плече клетчатая сумка, одет небрежно.

— Я выпивши, — не отрицает он. — В магазин сходил. Вышел из отпуска. Надо ж отметить с ребятами! Вы не подумайте, это я в Минске пью, а в командировках ни-ни. Скоро опять на Нарочь уезжать... А вы, ребята, кто — районные или городские?

— Спецподразделение «Стрела». Мы же представились.

— О! А на работу будете сообщать? — это, кажется, больше всего волнует мужчину.

— Нет. Решение о наказании принимает начальник ГАИ территориального подразделения. Вы понимаете, что в темноте незаметны?

— Спасибо, конечно, только я же ничего не сделал. Что тут такого!

Он в самом деле не понимает. Ну что тут такого — шел по ходу движения на темном участке по краю проезжей части.

— Обождите, вы уже не первый раз попадаетесь, — вдруг замечает Виталий (в это время он по «Кулону» проверял предыдущие нарушения пешехода). — Вас два года назад штрафовали за такое же нарушение.

— Так это в Кобрине было. Ну да, там облаву устроили. Тоже темно было. Ай, что говорить...

В этот момент прямо перед патрульным автомобилем начинают переходить дорогу двое мужчин. Они остановились только тогда, когда их окликнули через громкую связь.

— Мы на пробежку! — удивленно озираются они.

— Оглянитесь — тут темно и перехода нет, — начинают убеждать инспекторы. — Посмотрите, какой поток машин. До перехода всего триста метров.

Вообще-то выглядит странно: люди действительно всегда находят оправдания и довольно быстро. То есть чаще всего речь идет об осознанном нарушении. У них нет проекции ДТП. Они думают, что находятся в безопасности. А тут гаишник какой-то со своими нотациями. Но будем откровенными: все эти дорожные лекции никто всерьез не воспринимает.

Многие ДТП с участием пешеходов связаны с асоциальным поведением. Часто под колеса попадают именно пьяные. Они идут по середине дороги, засыпают прямо на проезжей части, сидят у обочины. Прямо возле МКАД мы увидели парня, который бежал трусцой по дороге. Ноги заплетаются, он тяжело дышит, но бежит!

— Куда торопитесь? — спрашивают инспекторы.

— Мы с другом поспорили, — бормочет тот. — Он по левой стороне побежал, а я по правой. Если бы не вы — я бы первый был!

Заметив камеру, парень опять начинает убегать. Похоже, он вообще не понимает, что происходит. К слову, второго спорщика мы не увидели (а был ли он вообще?). Зато автомобилей много — поток в это время очень интенсивный. Освещена только часть дороги. Еще чуть-чуть, и человек забежал бы в «темную» зону.

— Да я заплачу штраф! — достает смятые купюры из кармана парень. — У меня деньги есть. Сколько? 35 тыщ? Так у меня больше...

Вот еще проблема: оформили протокол, заплатил штраф. А что дальше? Формально ГАИ не должна подвозить таких нарушителей. Отпустить? И он опять побежит по проезжей части? Специально приспособленных автомобилей, как у полиции США, у нас нет. Часто ГАИ задерживает нарушителей — перевозит их в неприспособленных, по сути, машинах. А потом в сводках появляются сообщения о нападении пьяного на сотрудников Госавтоинспекции в патрульном автомобиле.

Парня, конечно, подвезли. Хочется верить — на этот раз спасли, а ведь кого-то нет.

Въезжаем в Минск. Нарушение ПДД пешеходами в городе — совсем другая тема, и инструменты влияния на ситуацию — тоже. Несколько нарушителей были остановлены. На ул. Скрипникова, например, молодой человек пересекал дорогу буквально в двадцати метрах от регулируемого пешеходного перехода. Сам он водитель (шел из магазина на автостоянку) и вроде бы понимает, что не прав. Поздно вечером ДТП часто случаются возле объектов притяжения — ночных магазинов, баров, заправок и т. д.

Улицы быстро опустели. Около полуночи, когда рейд уже заканчивался, произошел симптоматичный случай. На ул. О. Кошевого с резким визгом колес старенький Opel Vectra заложил вираж на кругу. У парня все было написано на лице: «Попался». Оказывается, водительские права отобрали в августе — за повторное превышение скорости в течение года. Он довольно быстро сориентировался, позвонил приятелю, чтобы тот забрал машину, — тогда ее не эвакуируют на штрафстоянку.

— Куда устроиться, чтобы полетать можно было? — задал он неожиданный вопрос во время оформления протокола.

— Как-то вы странно рассуждаете, — удивились инспекторы. — Вы понимаете, что здесь город, люди вокруг? Что значит «полетать»?

— Да ну! Кого я тут собью, — возразил 25-летний водитель, которого больше 20 раз штрафовали за нарушения ПДД.

Это как обратная сторона проблемы. Ведь любой аварии предшествует целая цепочка событий. Кому-то было мало адреналина, и он сел за руль. Потом не придал значения, что перед пешеходным переходом в соседних рядах притормозили автомобили. А с другой стороны шел человек, озабоченный семейными проблемами. Дважды он посмотрел налево, а в третий раз почему-то забыл. А потом в сводках появляются типичные формулировки...