Минск: почему в аварии, в которой пострадала девушка, не оказалось виновных

 
977
27 января 2012 в 17:22
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Обстоятельства подобных аварий всегда вызывают много вопросов не только у потерпевшей стороны. Почему прекращено уголовное дело? Как это — водителю стало плохо в момент управления автомобилем? Можно ли доверять заключению судмедэкспертизы? Во время небольшого расследования мы постарались найти ответы на них. ДТП, о котором пойдет речь, случилось в сентябре на ул. Уральской. Тогда тяжелые травмы получила 28-летняя девушка, управлявшая Renault Megane. Она до сих пор проходит лечение, которое может растянуться еще на долгие месяцы.

Сразу после аварии сотрудники ГАИ так описывали произошедшее: «Водитель Toyota Сorolla Verso двигался по ул. Уральской (со стороны ул. Козлова в направлении ул. Менделеева). Сначала он столкнулся с попутным Renault Symbol, но не остановился, а продолжил движение, выехал на встречную полосу, где врезался в Renault Megane. Toyota продолжила движение и совершила столкновение с также попутным Opel Zafira. А Renault Megane отбросило на припаркованный Volkswagen Golf».

Больше всего пострадала девушка, находившаяся за рулем Renault Megane. К нам обратилась ее сестра, Татьяна. Она хорошо помнит события того дня: за минуту до аварии сама проехала по этой улице.

Обычно мы ездили в одной машине на работу, но в тот день нам было не по пути, поэтому Юля поехала на своем Renault, — видно, что Татьяна уже не один раз переживала события того дня. — Когда мне сообщили про аварию, я помчалась назад и через 10 минут была уже на месте ДТП. Юлю еще освобождали спасатели. Сестра была в сознании, но она этого не помнит. Ей уже вкололи обезболивающее. Меня не хотели к ней пускать. Рядом стоял мужчина, как я поняла позже — водитель Toyota. Он кричал, что это она выехала на встречную. У него были испуганные глаза, но было явно видно, что он находился в шоке, не понимал сути происходившего. Просил отпустить его, потому что ему надо в командировку. В общем, вел себя неадекватно.

Пострадавшую девушку освобождали в течение двадцати минут. Спасатели рассказывали, что ее зажало рулевой колонкой и дверью. Они попытались отодвинуть кресло, но салазки были деформированы. Пришлось срезать крышу. К счастью, ее жизнь удалось спасти. В течение нескольких месяцев девушка проходила лечение, но до восстановления еще далеко.

— Она не может даже обнять свою дочь. У нее были сломаны обе руки, левая до сих пор не слушается, — продолжает Татьяна. — Было уже четыре операции. Через неделю решится, нужна ли еще одна. У нее жуткие шрамы по всему телу. Месяц в больнице — три дня дома, и опять: месяц в больнице — три дня дома. Вы представляете, что это такое?

Тем временем начались следственные действия. По словам очевидцев, автомобиль Toyota за несколько секунд до аварии ехал с большим превышением скорости. После столкновения с Renault Symbol он продолжил движение по разделительной линии разметки. Потом оказался на встречной и врезался в Renault Megane, как установила автотехническая экспертиза, под углом в 170 градусов. Один из свидетелей утверждал, что Toyota ехала со скоростью около 100 км/ч и не тормозила ни перед самим столкновением, ни перед «спящим полицейским». Это важный момент, на который обращают внимание эксперты.

Сам водитель Toyota (он также получил травмы — перелом ключицы, черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга) был трезвым. Есть заключение экспертизы. Он рассказал следующее: «Ехал на работу. Поворачивал налево, с ул. Долгобродской на ул. Уральскую. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, начал движение. Совершая поворот налево, проехал трамвайное полотно, но что происходило потом, не помню, поскольку потерял сознание. Когда пришел в себя — почувствовал боль в плече и увидел сотрудника милиции, открывающего дверь».

Разумеется, была назначена комплексная судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза. По этическим соображениям мы не будем полностью цитировать ее заключение. Вкратце смысл таков: в то утро у обследуемого «могло развиться временное расстройство психики», причиной которого стало заболевание (ранее оно диагностировано не было). Уголовное дело, которое ранее было возбуждено, прекращено за отсутствием состава преступления в действиях подозреваемого.

Татьяна говорит: «У нас нет доказательств, что судебно-медицинская экспертиза проведена некорректно. Но все равно это выглядит странно: вдруг с человеком, который, между прочим, руководит организацией, входящей в сферу здравоохранения, случается приступ. Как он вообще оказался за рулем? Более того, по нашей информации, это сын в прошлом высокопоставленного чиновника. Все это для нас выглядит подозрительно».

Однако, по нашей информации, судмедэксперты, вынесшие заключение, — квалифицированные медики, которые давно работают в этой сфере. «Это очень опытные врачи, оказать давление на которых нереально», — сказал нам их коллега. Кроме того, их предупреждают об уголовной ответственности каждый раз перед проведением экспертизы по статьям 401 и 402 Уголовного кодекса.

Мы также обратились за комментарием к экспертам, анализирующим разного рода ДТП. Вот их слова без купюр: «Судя по динамике, автомобиль Toyota действительно мог быть неуправляемым. Об этом косвенно говорит отсутствие торможения, а также траектория движения Toyota и характер повреждения других автомобилей. Высокая скорость также вполне объяснима: во время приступа нога водителя могла оказаться на педали газа, поскольку он начал движение на светофоре».

Хоть где-то мы пытались найти подтверждение сомнениям. А вообще такие случаи регистрируются? В пресс-службе УГАИ МВД нам рассказали: «Отдельно статистика по таким ДТП не ведется. В отделе анализа и статистики говорят, что такие случаи единичные. Их несколько в год».

Там припомнили ДТП в центре Минска, которое случилось год назад. Тогда водитель Renault 19 потерял сознание за рулем, его дочь (она находилась на переднем пассажирском сиденье) увидела, что происходит, и вывернула руль. Автомобиль проехал через тротуар и врезался в здание. Мужчина скончался от сердечного приступа еще во время движения машины.

Еще один подобный случай произошел во Фрунзенском районе Минска в 2010-м. Водитель ВАЗа ехал, врезался в другие автомобили и продолжал движение. Как оказалось, у мужчины случился инсульт, и он «на автомате» ехал домой, не отдавая себе отчета.

Близкие девушки, в автомобиль которой врезался Toyota, понимают, что всякое бывает, но и смириться со случившимся не могут.

Сестра — индивидуальный предприниматель, молодая мать. Она зарабатывала деньги, помогала мужу содержать семью, и, представьте, в одночасье все рухнуло, — говорит Татьяна. — У сестры нет злости. Она благодарна, что вообще осталась жива. Юля больше жалеет нас всех и дочь, которую практически не видит. Мы не знаем, что произошло с водителем Toyota, но нам кажется, что он мог бы не прятаться за спины родителей, а прийти и нормально извиниться. Он был у Юли в больнице лишь один раз. Тогда она сама позвонила и спросила, будет ли он возмещать ущерб. Он принес деньги, но шести тысяч долларов, мы считаем, мало, чтобы компенсировать даже часть затрат: предстоит длительный период восстановления, только один сеанс лечебного массажа стоит 15 долларов! Сестра все это время работать, естественно, не может. Ей дали на год вторую группу инвалидности. Зарплаты супруга не хватает, чтобы содержать семью и оплачивать лечение. Кроме того, Юлина машина восстановлению не подлежит, а платить компенсацию страховщики отказываются: виновного ведь нет. Конечно, мы не хотим оставлять все как есть. Несмотря ни на что.