Как не попасть в «зимнюю» аварию? Советы Сергея Овчинникова

 
1583
03 февраля 2012 в 18:48
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

В последние месяцы прослеживается четкая тенденция: мелких аварий стало больше, а количество ДТП с пострадавшими уменьшилось. Во многом это продиктовано погодными условиями и состоянием покрытия — водители стали более осторожными. Хотя от непредвиденных ситуаций никто не застрахован. Хотя бы раз в неделю в Беларуси происходит серьезное происшествие из-за выезда на встречную полосу или вылета в кювет. Зачастую в сводках ГАИ значится «не учел состояние дорожного полотна». Каким образом выйти из экстремальной ситуации с наименьшими потерями и как в целом ее избежать? Такие умения приходят с мастерством, считает Сергей Овчинников. Руководитель школы экстремального вождения поделился своим опытом и дал несколько практических советов, как не стать участником «зимнего» ДТП.

Как не вылететь при повороте?

Рассмотрим стандартную ситуацию. Впереди увидели поворот, но скорость для безопасного совершения маневра по каким-то причинам оказалась завышенной. Возникла вероятность попросту не вписаться в закругление и оказаться за пределами проезжей части.

В первую очередь надо оценить крутизну (по знакам, разметке и так далее). И, естественно, сразу тормозить, причем экстренно. Если машина оборудована системой ABS (а таких сейчас, наверное, большинство), все очень просто — нужно до упора нажать педаль тормоза. На некоторых автомобилях при срабатывании ABS ухудшается динамика торможения — нужно более плавно нажимать педаль тормоза и при срабатывании системы немного приотпускать ее. При этом владельцам машин с МКПП не следует задействовать педаль сцепления.

Далее необходимо попытаться осуществить маневр по траектории как можно более широкой дуги. В таком случае центробежная сила будет минимальна, а шансов остаться на дороге больше. Но максимально сместиться на внешнюю сторону поворота нужно в пределах хорошего покрытия. На обочинах чаще всего лежит снег — если на него заехать и начать тормозить, вероятность ДТП только увеличится. Траектория движения в повороте всегда должна быть чуть более крутая в начале и более пологая в продолжении.

Следующий шаг — включить пониженную передачу. Если поворот пологий, то достаточно обычного положения рук на руле — 10:2 (по аналогии со стрелками часов). Если крутой, то можно выполнить предварительный захват. Например, при левом повороте левая рука перемещается к правой и захватывает руль.

Итак, входим в поворот. То, как машина отреагирует на действия водителя, зависит от сцепления колес с дорогой. Поэтому нужно «прижать» их к асфальту. До того как повернуть руль, необходимо выполнить загрузку передней оси. Она происходит во время торможения. Но если продолжать активно тормозить, автомобиль при повороте руля может начать скользить прямо. Поэтому чтобы эффективно совершить маневр, нужно немного приотпустить педаль тормоза. Еще один вариант (если до поворота не тормозили) — кратковременный сброс газа. Менее распространенные решения — включение пониженной передачи и контрсмещение.

В случае если скорость была чрезмерно большой или эти рекомендации выполнены неверно, возникают проблемы: снос (передней оси) или занос (задней). Если машина скользит передними колесами прямо, то вне зависимости от привода в таком случае помогает подруливание — когда немного уменьшается угол поворота руля и опять увеличивается. Также можно немного притормозить, чтобы усилить сцепление колес с поверхностью дороги.

Для переднеприводных автомобилей в этой ситуации хорошо действует прием «газ-тормоз» — одновременно зажать обе педали. Но это сложный прием. Можно перетормозить, и еще больше будете скользить прямо. Он используется гонщиками-профессионалами наряду с контролируемым заносом как способом борьбы со сносом.

Если машину заносит, то тут важно не растеряться, а продолжать крутить руль в ту сторону, куда нужно ехать (если говорить простым языком). Для машин с передним приводом можно увеличить скорость, владельцам заднеприводных стоит сбросить. Ни в коем случае нельзя допустить перехода бокового скольжения во вращение.

Когда едут в лоб

Мы рассмотрели экстремальную ситуацию. А теперь обратим внимание на так называемую аварийную — при которой водитель осознает, что от ДТП уже не уйти, и в этот момент его главная задача — свести к минимуму последствия. Например, лобовое столкновение. Когда автомобиль со встречной полосы движения выезжает на вашу, остаются считанные секунды на принятие решения. Тут уже не важно, кто прав, а кто виноват, кто действует по ПДД, а кто нарушает, главная задача — выжить. И здесь нельзя пренебрегать любыми методами.

В первую очередь необходимо максимально снизить скорость — возможно, водитель встречной машины сможет вернуться на свою полосу и избежать удара. После — уйти правее. Если нет возможности остаться на дороге, нужно определить место, куда «вылетать» — на пути не должно быть деревьев, столбов, других препятствий. Порой лучше выехать в кювет, но не врезаться лоб в лоб. Если кювет глубокий, то тормозить нужно как можно дольше, а перед самым съездом отпустить педаль тормоза и резко нажать на газ, иначе автомобиль войдет передней частью кузова в землю и, скорее всего, перевернется. Если глубина спуска невелика, постарайтесь максимально снизить скорость.

Водитель должен быть предсказателем

«Умный найдет выход из любой ситуации, а мудрый в нее не попадет», — такой поговоркой следует руководствоваться каждому, кто сел за руль. Умение анализировать обстановку на дороге и предвидеть, что произойдет через 3—5 секунд, может уберечь от аварии. Водителю нужно смотреть одновременно на знаки, разметку, автомобили, в боковые зеркала и зеркало заднего вида, на показания приборов и так далее. Естественно, одновременно за всем уследить нельзя. К тому же одного только взгляда в сторону направления движения недостаточно. Нужно научиться прогнозировать ситуацию на трассе, «забегать» вперед.

Порой можно смотреть через лобовое стекло машины, двигающейся впереди. Так больше шансов заметить пешеходов и в таком случае быть готовым к резкому торможению. Зимой это спасает от мелких ДТП, которые называют «паровозами». Предвидением в данном контексте можно назвать и анализ действий других участников движения, которые едут в соседних рядах. Понятно, что рядом с виляющим, агрессивно перестраивающимся из одного ряда в другой автомобилем двигаться не стоит. Такой стиль вождения может спровоцировать аварийную ситуацию. Если кто-то опережает по правой полосе и на его пути находится препятствие, то он, скорее всего, вылетит в ваш ряд. Стоит опасаться и учебных машин.

Двигаясь за троллейбусом или автобусом, нужно помнить, где находятся остановки. Это знание пригодится и в конфликтах с пешеходами. Существует довольно много людей, которые считают, что уходящий автобус — «последний», они бегут через проезжую часть, не глядя по сторонам. Собирающегося переходить пешехода можно определить по тому, что он наклонился, — значит, сделает шаг на дорогу. Подобные советы можно перечислять очень долго. Все это приходит с опытом вождения.

Специалисты разграничивают простую и сложную водительскую реакцию. Первая — ответ на ситуацию, к которой готов человек, находящийся за рулем. В памяти уже сохранено, что именно нужно делать в данном случае. Например, на нерегулируемом переходе появляется пешеход и оказывается в вашей полосе, до него остается еще большое расстояние. Реакция простая — тормозить. На нее, по некоторым расчетам, человек тратит 0,4—0,6 секунды.

Совсем другое — реакция сложная. Она всегда сопряжена с выбором,  в частности снижать скорость или уходить в сторону. Реакция проявляется в нестандартной ситуации — в такой, как, например, выезд на вашу полосу со встречной. На такую реакцию тратится в среднем 1,5 секунды. Нужно учитывать, что за каждую секунду автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, преодолевает расстояние в 16 метров.

Такому предсказыванию можно научиться. Существуют специальные упражнения. Одно из них взяли на вооружение оперативники МВД. Они на своем автомобиле «контролируют» машину, например, подозреваемого, двигаясь не сзади, а перед ним. В таком случае водитель вряд ли догадается, что за ним — «хвост». О каждом последующем маневре милиционеры догадываются по его поведению на дороге.