«Четверка» Audi поколения В7, продажи которой стартовали в 2005-м, не стала откровением. Модель, по сути, является глубоко переработанной предшественницей А4 В6. Есть даже мнение, что В7 стала лишь легким рестайлингом поколения В6, но на личном опыте я убедился в обратном.
Седан Audi A4 B7 2006 года золотистого цвета Dakar beige сменил в моем гараже предыдущую модель А4 В6 конца 2001-го на волне ажиотажного спроса весны-лета 2011-го. Заветные таможенные документы я получил за считаные дни до часа «икс». Несомненно, пространственно-временные рамки не позволили выбрать идеальный по комплектации автомобиль (пришлось отказаться от пакета S-line и ксенона). Но по основным параметрам машина соответствовала искомой: седан, полный привод, АКПП, зимний пакет (подогревы зеркал и всех сидений), пробег не более 50 тыс. миль, прозрачное безаварийное прошлое. Очень приятным бонусом стало необычное сочетание цвета кузова и салона.
Муки сердечные
Ах, сколько приятных терзаний доставляет порой выбор автомобиля! Когда много лет назад я впервые сел в Audi А4 В5 конца 1990-х, то сразу понял, что выбор предрешен. После нее были разнокалиберные универсалы и седаны (А6 С4, А6 С5), пробовал «французов» и даже около года водил «горячий» хетчбэк Mazda3 с бензиновым мотором 2,3 на механике, но снова вернулся к линейке Audi A4. Забегая вперед скажу, что на теперешней машине за восемь месяцев я проехал без малого 9 тысяч километров — полет нормальный!
Борьба лучшего с хорошим
Внешность всех моделей Audi никогда не была революционной, но и спутать Audi с автомобилем другой марки едва ли возможно. Как говорится, «стабильность — признак мастерства». Из большой немецкой тройки — слишком солидных, чопорных Mercedes с целевой аудиторией «за 50»; красивых, но эксцентричных BMW и подтянутых, строгих и интеллигентных Audi — я выбрал именно автомобили из Ингольштадта. А тот факт, что кузов В6/В7 в целом вышел удачным, подтверждается не только долгой конвеерной жизнью, но и реинкарнацией модели под именем Seat Exeo.
В салоне — немецкий порядок
Что касается салона, то и здесь нет никаких компоновочных откровений. Эргономика водительского места и органов управления? Нареканий нет, и это главный признак комфорта. Все ручки и переключатели на своих местах, под рукой; рулевая колонка регулируется по вылету и наклону в огромных диапазонах; приборы лаконичны; повсеместная отделка мягким на ощупь и на вид пластиком создает ощущение добротности.
Из недостатков — маловато мест хранения для всяких автомелочей. Салон моей Audi отделан темным деревом и, если честно, я предпочел бы алюминий. Впрочем, полная непереносимость у меня только к светлой деревянной отделке (такой пакет отделки с деревянными вставками на руле в шутку называют на американских форумах PSP — Pirate Ship Package).
Собран салон также крепко и ладно, зазоры небольшие и ровные, лишь в морозы ниже минус 10 градусов по Цельсию иногда скрипнет раз-другой при съезде с бордюра да при открывании бардачка долго сопротивляются замерзшие аммортизаторы. Но после прогрева и такого нет.
Проблема для педантов — склонное к стиранию и царапинам покрытие некоторых ручек (блок климата, переключатель света, ручки на дверных панелях). Говорят, связано это с использованием каких-то экологичных материалов на всех автомобилях Audi с 2002 модельного года.
Места в салоне немного, и если передним пассажирам вполне комфортно на кожаных сидениях с неразвитой боковой поддержкой и 8 направлениями электрорегулировки, то на заднем ряду более-менее комфортно только вдвоем. У людей большого роста возможны некоторые затруднения. На дальние расстояния лучше путешествовать и вовсе втроем. Шумоизоляция хороша, вполне комфортно вести беседу даже на скоростях около 150 км/ч.
Опции — наше все!
Не все Audi одинаково полезны! Это шокирует, но такой сильный игрок премиум-сегмента как Audi до сих пор выпускает на европейский рынок автомобили без задних стеклоподъемников. К счастью, это не про мою красавицу! Раздельный климат-контроль базовой комплектации щедро дополнен: полный электропакет, зимний пакет (четыре подогрева сидений и зеркала), круиз-контроль, датчики света и дождя, складывающиеся затемняемые зеркала и, что немаловажно, восемь подушек безопасности, а также другие приятные и полезные мелочи.
Отдельно отмечу новую для меня опцию Coming Home/Leaving Home: при открытии/закрытии машины с брелока в темное время суток включаются противотуманные фары и подсвечивают дорогу.
Сплошной минус — заводская магнитола. Я не очень скучаю по тоскливому минскому радиоэфиру, половину которого не могу слушать из-за американского шага приемника. Но CD-ченджер на 6 дисков без поддержки mp3 — это уже явный архаизм.
Впрочем, вопринимаю это как вызов к апгрейду головного устройства. Благо, 2-DIN мультимедиа на рынке хватает. Что касается качества штатного звука в автомобиле — меня пока устраивает, я не искушенный слушатель.
А сколько картошки влезет?
Грузовые способности седана А4 скромны и прежде всего из-за узкого проема багажника с достаточно высоким порогом. Сам же маленький багажник довольно глубокий, правильной формы, отделан приятной на ощупь шумоизоляцией. Открывается багажник основной ручкой (кнопка с электроприводом), кнопкой из салона и с брелока. На крышке багажника изнутри также есть ручка — все это помогает хоть как-то сохранить руки в чистоте зимой.
Сидения складываются в пропорции 2/3, образуя не совсем ровный пол. В подлокотнике заднего сидения — мешок для лыж. Со сложенными сидениями в багажник помещается велосипед, для более крупных вещей — только такси.
По личному опыту — дефицит места для грузов случается не чаще 3—4 раз в год (и именно тогда я жалею, что не купил Avant). В остальное же время побеждает жена с лозунгом «девушкам не идут универсалы».
Запаска — полноразмерная, новенький оригинальный литой диск, хранится под полом багажника в сухости и чистоте.
Америка vs Европа
О вкусах не спорят, каждый сам выбирает модификацию по предпочтениям и по карману. Расскажу лишь об отличиях Audi, собранных для американского рынка, — от привычных «европеек». Главное, что следует знать, — все Audi A4 собираются в Германии, независимо от страны предназначения, и «расходники» для сервиса полностью взаимозаменяемы. Думаю, что стоит в очередной раз подчеркнуть: никаким 80-м бензином турбированные моторы VAG не заправляются. Я заливаю 95-й.
В остальном же отличия косметические: желтые габаритные огни впереди, красные указатели поворотов сзади, дублирующая шкала спидометра в милях в час, выштамповка под компактный номер на багажнике, шаг сетки заводского FM-приемника 0.2 МГц. Все прочее легко меняется на привычный лад: показания климат-контроля — в градусы Цельсия, одометр и бортовой компьютер — в километры.
Брак по расчету, брак по любви
Сочетание нового 200-сильного мотора 2,0 TFSI с 6-ступенчатым типтроником — это победа! Вот то, чего так не хватало предыдущей модели! Дополнительные 30 л. с. по сравнению с прежним 1,8Т, почти полное отсутствие турбоямы и еще одна ступень в АКПП освежили машину чуть ли не сильнее любых экстерьерных штрихов. При спокойной езде стрелка тахометра лишь едва успевает пересекать отметку 2000 об/мин. Передаточные числа классической гидротрансформаторной коробки компании ZF подобраны идеально как для комфортного управления тягой, так и для экономного расхода топлива. На городской скорости около 75 км/ч при равномерном движении уже включается 6-я передача; расход при движении со скоростью 140—160 км/ч остается в рамках 10 л/100 км. Обычный городской расход колеблется в пределах 10—13 л/100 км и сильно зависит от погоды и стиля езды. На загородной трассе можно укладываться в 7 л/100 км, если не превышать 100 км/ч.
Явной жертвой подвески стал никудышных размеров топливный бак — всего 63 литра. С запасом хода около 700 км начинаешь все чаще вспоминать про Volkswagen Passat В3 по мере удаления на запад от границы!
Подвеска — уже классическая для VAG многорычажка впереди и сзади (из-за полного привода). Она обеспечивает достаточно комфортную езду, оставаясь при этом собранной и неназойливо передавая на кузов достаточную информацию о дорожном покрытии. Пробоев подвески ни разу не было ни на летних колесах 235/45/17, ни на зимних 215/55/16. Хотя кое-где в нашей столице и трудно не вспомнить дорожников крепким словом. Слухам о недолговечности многорычажки у Audi я не верю, личный опыт их не подтверждает.
Рулевое — честный гидроусилитель, без модных нынче электрокостылей. Характер рулевого управления меняется со скоростью — руль наливается усилием обратной связи на скоростной трассе и делается податливым на парковке.
При парковке опасность для А4 представляют высокие бордюры впереди — высок риск повредить дорогостоящий передний бампер. Последний в угоду аэродинамике и дизайну закреплен ниже заднего: на бордюр еще заскакиваешь, а обратно уже с треском. С задним бампером таких проблем нет.
Люблю зиму!
Люблю зиму! Особенно те внезапные дни, когда снег уже на улицах, а дорожники — еще нет! Люблю отвечать улыбкой на обеспокоенное «Выедешь или подтолкнуть?». Люблю, когда из-за снега в нечищеных дворах появляется целая куча «свободных» парковочных мест – главное, чтобы двери открылись! А любовь моя к зиме объясняется одним словом — Quattro. Это надо попробовать и, скорее всего, полюбить так же, как я. Главное — в порыве не забыть, что тормозит Quattro так же, как и другие машины.
С небес на землю
Сколько же все это стоит? Для начала следует отметить, что одними из важных моментов при покупке А4 для меня стали доступность информации о ремонте, обслуживании и запчастях (ELSA, ETKA, форумы с красочными DIY на все случаи жизни). Также — распространенность диагностических приборов, расходников и запчастей для данной модели в нашем регионе.
Цены на комплект запчастей для сервиса ГРМ при пробеге 120 тыс. км начинаются от $200 за качественный неоригинал (включая обязательную замену помпы и термостата), оригинальные запчасти обычно вдвое дороже заменителей, работа по замене около $100. Сервис АКПП Tiptronic — каждые 60 тыс. км, объем масла для сервисной замены — 6 литров. Интервал замены моторного масла (около 4 литров, допуск 502.00) — 15 тыс. км — считаю не лишним сократить.
Важный недостаток мотора 2,0TFSI — повышеный износ толкателя ТНВД (cam follower). Рекомендуется проверять/менять толкатель (~$45) каждые 60—90 тыс. км в зависимости от износа.
Ориентировочные цены расходников приведены в таблице:
Ремень ручейковый | 16 |
Ремень зубчатый | 97 |
Ролик обводной | |
Натяжитель | |
Помпа | 65 |
Термостат | 24 |
Свечи | 10/за 1шт. |
Масло АКП | 57/за 1л |
Фильтр АКП | 50 |
Фильтр салона | 18 |
Фильтр воздушный | 13 |
Фильтр топливный | 17 |
Фильтр масляный | 10 |
Масло моторное 502.00 | 30/за 4л |
Колодки тормозные передние | 58 |
Колодки тормозные задние | 34 |
Толкатель ТНВД | 45 |
И в пир, и в мир, и в добры люди
Она уже достаточно хороша, чтобы оставаться современной ближайшие пару лет, и в то же время еще сравнительно проста конструктивно. Стильная внешность, турбомотор почти без заморочек, простая ремонтопригодная коробка-автомат (не вариатор или робот), необходимый и достаточный минимум бортовой электроники, приятные мелочи для комфорта плюс серьёзный уровень безопасности, умеренные сервисные расходы — что еще нужно пока ты молод? А теснота на заднем сидении, неудобный багажник и никудышный топливный бак — мелочи, с которыми можно смириться. Но магнитолу все же поменяю!
Вместо послесловия
Что такое Audi для меня?
Audi — это высокотехнологичный и точный инструмент, требующий ухода и внимания, но воздающий сторицей уверенность, надежность и безопасность.
Audi — это чемпион заснеженных трасс в элегантном деловом костюме, чувствующий себя как дома и на горнолыжном курорте, и на парковке у современного офиса.
Audi — это симметричный строгий узор мороза на стекле, манящий совершенством и заставляющий еще разок оглянуться уходя с парковки.