Рекорд, зарегистрированный камерами скорости на М1, — 265 км/ч. Репортаж из Центра фиксации правонарушений ГАИ

 
16 812
12 июня 2012 в 16:24
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Система фото- и видеофиксации полноценно заработает в июле, хотя уже сейчас каждую неделю регистрируется 6—7 тыс. превышений скорости. Поначалу стационарные камеры будут работать только на М1, но в перспективе их установят и на других дорогах, в первую очередь на МКАД и трассах, ведущих из Минска к областным центрам. Сегодня ГАИ рассказала об особенностях работы по пресловутому указу №454. Одними из первых мы побывали в Центре фиксации правонарушений, где обрабатываются данные с камер скорости и откуда отправляются постановления автовладельцам.

Здание Центра находится на территории станкостроительного завода им. Кирова, которая охраняется людьми в черной форме. Проникнуть постороннему человеку невозможно.

Именно сюда стекается информация с камер скорости. На трассе М1 сейчас установлено 15 таких приборов фото- и видеофиксации, которые уже настроены и работают. Еще 10 планируется ввести в ближайшее время, с каждым месяцем их будет становиться все больше. С середины мая велась тестовая эксплуатация. А теперь, когда все готово, об особенностях системы решили рассказать журналистам.

— О том, что установлена камера, водителей предупредят такие информационные щиты, — показывают сотрудники ГАИ на желтую табличку с надписью «Radar. Фотакантроль». — Места размещения определены после анализа ДТП. Именно на этих участках регистрировались аварии с тяжелыми последствиями. По статистике каждый год на трассе М1 в ДТП гибнет 60 человек, еще 150 получают травмы. Мы не скрываем эти места — даже хорошо, если соответствующие метки появятся, например, на картах навигационных систем.

В диспетчерскую Центра фиксации правонарушений приходит вся информация с камер — по каналам электронной связи. На стене — огромный экран, на который поступают данные в режиме реального времени. Несколько операторов постоянно обрабатывают информацию.

На экране монитора обычно две-три фотографии. Как объяснили сотрудники Центра, несколько снимков делаются практически одновременно — со слабой вспышкой и более мощной, чтобы подсветить номер и сам автомобиль даже в темное время суток. При этом система срабатывает только в том случае, если машина движется с превышением скорости.

— Бракованные фотографии есть, но их очень мало — доли процента. Например, если в кадр попали одновременно два автомобиля, то этот снимок отсеивают, — уточнили сотрудники Центра.

На обработку данных у оператора уходит всего несколько секунд. Нужно оценить читаемость номеров, марку и модель автомобиля, его цвет и кузов. Потом информацию сверят с базой, и если все сойдется, то владельцу машины будет отправлено постановление.

«Письма счастья», как их уже прозвали водители, отправляют вот из этой комнатки. Здесь два принтера (на одном распечатывают постановление, на другом — уведомление) и специальный аппарат для упаковки постановлений в конверты.

Каждому нарушению присваивается свой уникальный номер. Он зашифрован в штрихкоде, который напечатан в письме. Штрихкод сканируют, и таким образом нарушение регистрируется в базе. Отсюда же конверты забирают сотрудники «Белпочты».

Штраф выставляется по минимальной шкале. Если он не будет оплачен в течение месяца, то на владельца подадут в суд. За превышение скорости, например, от 10 до 20 км/ч — 0,5 базовой величины (это 50 тыс. рублей). Штраф можно оплатить в любом банке или через интернет. Мы специально уточнили, будет ли ставиться отметка в талон. «Нет», — заверили нас в ГАИ.

— Здесь необходимо сделать уточнение, — сразу заметили сотрудники Госавтоинспекции. — Мы выделяем три типа нарушителей: физлица, проживающие в Беларуси, юрлица нашей страны, а также нерезиденты. С первыми никаких проблем. Им просто отправляют постановления. Со вторыми тоже особых сложностей нет — на предприятие или в организацию отправляется запрос, мол, кто находился за рулем. На это обращение ответ должен быть дан обязательно. А вот с нерезидентами есть определенные трудности. На М1, например, большой транзит. Судя по нашим данным, от 10 до 20% нарушителей скоростного режима передвигаются на автомобилях с иностранными номерами.

Поэтому придумали такой механизм: по прибытии на границу водителя, превысившего скорость, приглашают в специальный пункт, где будет находиться сотрудник ГАИ. У него уже должна быть полная информация о нарушении: на каком участке дороги, какое превышение и т. д.

— После установления личности нарушителя ему будет предложено оплатить штраф. В пункте есть специальный терминал с купюроприемником (принимает четыре валюты — доллары США, евро, российские и белорусские рубли) и возможностью оплатить штраф через карточку, — рассказали сотрудники Центра. — Конечно, водитель может отказаться, но в таком случае мы вправе изъять водительское удостоверение, инициировать запрет на въезд в нашу страну и т. д.

Главный вопрос всей затеи — кого именно будут привлекать к ответственности за правонарушение. Ведь часто автомобиль зарегистрирован на одного человека, а реально им пользуется совсем другой водитель. Как опротестовать?

— Владелец машины вправе обратиться в ГАИ именно по месту жительства, — сделали акцент сотрудники Госавтоинспекции. — Но он должен предоставить доказательства, что не он находился за рулем. То есть выяснять, кто ехал, ГАИ не будет. Об этом сказано в статье 2.7 ПиКоАП: «Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированной работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — работающие в автоматическом режиме специальные технические средства)».

— Какие именно доказательства? Что вообще считать таковыми? — попросили уточнить журналисты.

— Лучше, если водитель, реально находившийся за рулем, явится сам и признает правонарушение, — ответили представители ГАИ.

— Ну а как быть в случаях, когда автомобиль продан по доверенности и контакты покупателя утрачены? Будет несправедливо платить за другого человека.

— Госавтоинспекция всегда призывала продавать автомобили не по доверенности, а законно оформлять сделку, то есть снимать транспортное средство с учета и т. д. Часто владелец машины тоже несет ответственность, если, допустим, на ней было совершено какое-то преступление. Таков закон. Сейчас мы бы рекомендовали отозвать доверенность, обратиться в ГАИ, снять автомобиль с учета и переоформить его на человека, который реально пользуется им.

Есть и еще один любопытный нюанс. Автомобиль может быть зарегистрирован на человека, у которого вообще водительских прав никогда не было. Раз уж его намерены оштрафовать за превышение скорости, то и за управление без удостоверения надо бы. Однако сотрудники ГАИ предпочли не размышлять на эту тему: «Мы ведь не можем доказать, что он находился за рулем. Поэтому привлечь его к ответственности за управление без водительских прав не сможем. Только если он сам в этом признается».

— Кто выступает оператором системы и куда поступают средства? — мы не могли не задать этот вопрос.

Как выяснилось, контролирует и отправляет постановления СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Деньги же, заверили нас, поступают в республиканский бюджет. Это принципиальный момент, поскольку оператор системы не должен быть заинтересован в зарабатывании как можно больших средств. Его цель — снизить аварийность.

В конце ГАИ также обратила внимание на то, что сейчас есть еще два переносных прибора фото- и видеофиксации. Они мобильные и могут выставляться возле дороги или же их можно использовать для регистрации превышения скорости прямо во время движения, например, на таком «каблучке».

— Причем радар-детекторы «видят» его только в непосредственной близости. То есть возможности среагировать у водителя не остается, — отметили инспекторы.

Напоследок в ГАИ еще раз подтвердили: система полностью готова, тестовый период успешно завершается, наступает время полноценной работы. Как быть с теми, кто «попал» в камеру скорости? Инспекторы ответили уклончиво, мол, на рассмотрение административного правонарушения есть два месяца. И добавили: о первом привлеченном к ответственности будет сообщено обязательно, потому что владельцы некоторых автомобилей, как, например, двигавшегося со скоростью 265 км/ч, будут оштрафованы точно.