Daewoo Matiz: игрушка для взрослых

 
31 832
13 августа 2012 в 18:30
Источник: NIKITOS_M, forum.onliner.by. Фото: Максим Малиновский
Источник: NIKITOS_M, forum.onliner.by. Фото: Максим Малиновский

Соловей — птичка-невеличка, а заголосит, так лес дрожит, гласит русская народная пословица. В разделе «Авто моё» речь шла о разных автомобилях, но столь мелкие и народные еще не обсуждались. Речь пойдет об автомобиле — жертве анекдотов 2000-х, легендарном Daewoo Matiz. Машине, которая первой ассоциируется со словами «девушка-водитель», «автошкола», а также парой не очень приличных словосочетаний.

Немного истории

Корни этого забавного автомобиля уходят аж в 1980-е годы. По сути, это еще более смешной автомобиль Daewoo Tico, который выпускался с 1991-го по 1997 год, а потом поменял кузов и стал Daewoo Matiz. На «древние» корни этой машины указывает механический одометр с колесиками, наводящий тоску, которая усиливается еще и от того, что данная модель была выпущена в 2007 году.

Узнаваемый дизайн автомобиля изначально разрабатывался для марки Fiat в легендарной студии Italdesign Giugiaro — там же, где создавался дизайн таких машин, как Maserati Quattroporte и Alfa Romeo 159. Но марка Fiat от эскизов отказалась. Тогда их забрали корейцы, которые в то время на дизайне совсем не заморачивались. Машина скучновата и неоднозначна для своего времени. Такое ощущение, что дизайн создавался на стене курилки Italdesign Giugiaro, так, между делом. Но, так или иначе, Daewoo Matiz получился очень узнаваемым — перепутать его с другим автомобилем просто невозможно.

В 1998 году Daewoo Matiz попал на конвейер. Изначально стандартным и единственным двигателем был 3-цилиндровый моторчик объемом 0,8 литра. В 2000 году корейцы с помощью англичан сделали легкий рестайлинг Matiz. Потом, в 2002 году, марку Daewoo купила американская корпорация GM и на Matiz стали ставить еще и 4-цилиндровый мотор объемом 1 литр и даже коробку-автомат! В свое время часть марки Daewoo отхватили узбеки, и еще с 2000-го Matiz в почти неизменном виде выпускается в Узбекистане. Только благодаря им марка Daewoo еще существует. Данный экземпляр именно оттуда, кстати. Компания GM, в свою очередь, начала выпускать Chevrolet Spark, но сейчас это уже совсем другой автомобиль…

Комплектация

Данный экземпляр был куплен в 2007 году в автосалоне в самой базовой комплектации, в которой нет совсем ничего, что бы добавляло этой машине комфорта или современности. Конечно, многие здешние могут сказать, что за такие деньги можно было купить много чего не нового, но классного, с неопределенными пробегами и очень туманной историей, но у каждого свои приоритеты. Некоторым важнее чувствовать то, что покупаемый автомобиль — новый.

Еще раз повторю, в комплектации нет ничего. Есть базовые вещи, вроде печки, зеркал заднего вида, спидометра и прочего, что есть даже в отечественных автомобилях 1980-х. Бамперы из черного пластика, диски штампованные, усилителя руля нет, стеклоподъемники ручные. Однако, что меня немного удивило, это наличие электрокорректора фар, который, правда, опускает и поднимает правый и левый пучок света с разными скоростями.

На приборной панели есть лампочка Check Engine, которая по непонятным причинам периодически загорается и так же сама по себе гаснет. Короче, я ей особо не доверяю. Еще есть сигнальные лампы открытой двери и непристегнутого водителя. При включенных габаритах или ближнем свете и открытой двери «приборка» начинает очень противно пищать. На мой взгляд, лучше бы она так пищала на непристегнутого водителя, но для девушек и такая опция довольно актуальна.

Салон

Как-то даже не очень правильно обсуждать материалы отделки салона автомобиля, с ценой как у приличного, но далеко не нового мотоцикла. Пластик жесткий, непривлекательный, местами видно шурупы, которыми все скручено, руль жесткий, ручка коробки не самая удобная и приятная, часть дверей — голый металл кузова.

Карты дверей выполнены из дешевого и отвратного дерматина, с какими-то невероятно кривыми оплавленными швами. Все торпедо, центральная консоль собраны с явными огрехами, где-то не совпадают швы.

На центральной консоли есть кнопка «противотуманок», она щелкается, но вот беда — «противотуманок» в этой машине нет и никогда не было. На месте, где в более дорогих комплектациях стоят электронные часы, установлена решеточка непонятного назначения. Торпедо не поражает дизайном и эксклюзивностью, но и нельзя сказать, что оно страшное. Просто и даже со вкусом.

На приборной панели приборов меньше, чем в «Москвиче»: спидометр, индикатор уровня топлива и температуры двигателя. Последний, кстати, работает очень занятно. Температура мотора зависит от: частоты его вращения, громкости музыки, нажатия на педаль тормоза, от включения фар и даже от того, отпущено ли сцепление на нейтральной передаче. Рост температуры двигателя при нажатии на тормоз ставит в тупик даже самого опытного водителя. При выключении мотора стрелка температуры может отклоняться как в одну, так и в другую сторону. Цифры есть только на спидометре, на остальных индикаторах отмечены только крайние положения. Одометр — привет из 1980-х: простые «колесики». Никаких дизайнерских изысков, но в то же время все понятно, просто и глаза не режет.

Тахометра нет, на спидометре нет никаких намеков на момент переключения передач, все делается по надрывистому звуку мотора. Мне лично кажется, что при столь слабом двигателе и механической коробке тахометр — штука довольно нужная.

Одно из самых больших разочарований от данного Daewoo Matiz — на дверях нет карманов! Это примерно как если бы в мобильном телефоне не было часов. Не смертельно, конечно, но неудобно и непривычно. Всякие классические штуки, вроде скребка и тряпочки, приходится класть на пол, рядом с водительским сиденьем.

Да и в целом в этом утилитарном городском автомобиле как-то плохо с полезными объемами. Бардачок, несмотря на отсутствие подушки безопасности, маленький. Под лобовым стеклом есть выемка в торпедо на всю ширину машины, на которую даже не знаю, что можно класть. Все, что туда попадает (например, очки), вылетает на первом же повороте и оказывается под ногами водителя или пассажира.

Есть еще два подстаканника — они сделаны очень неудобно. Я даже готов заплатить деньги человеку, который их спроектировал, чтобы посмотреть, как он ими будет пользоваться. Лучше бы вместо них карманы на дверях сделали. Но в подстаканники можно положить телефон или пачку влажных салфеток. Еще есть прикуриватель и пепельница. Не самые удобные, но есть.

Рулевая стойка не регулируется, и если в большинстве машин ось руля для удобства «смотрит» чуть выше груди, то здесь рулевое колесо направлено в лоб. В результате когда рука внизу руля на повороте, она непривычно близко, а если вверху — непривычно далеко.

Руль располагается далеко, а педали близко, поэтому для удобства управления нужно либо поджимать ноги, либо вытягивать руки. Так что если в следующий раз увидите девушку в забавной позе за рулем Daewoo Matiz — не смейтесь, это вынужденная необходимость.

Кузов относительно высокий: при росте даже выше среднего ничего сверху мешать не будет. В козырьке нет зеркальца. Это, пожалуй, самый трагичный недостаток для владелицы. Дополнительная ручка есть только над головой переднего пассажира, на остальных опять же сэкономили. Но! У двух задних пассажиров есть ремни безопасности!

Конечно же, машина узка «в плечах», и с относительным комфортом здесь может ездить четверо. Для водителя это даже удобно — в дальней поездке локоть шикарно ложится на оголенный металл двери и не нужно держать руку на весу. В дальней поездке дольше всех «протянет» передний пассажир. Всем остальным периодически придется выходить из автомобиля и разминать спину.

Регулировка боковых зеркал осуществляется «пальцем» — открываем окно и производим незатейливые манипуляции с зеркалом. Особенно забавно эта операция выглядит при настройке правого зеркала. В мелкий дождь ожидает еще одно огромное разочарование — здесь нет режима прерывистой работы стеклоочистителей! С 30-х годов XX века автомобилестроители создавали сложные схемы с вакуумными приводами, а затем на транзисторах — специально для того, чтобы дворники могли работать с паузами. В машине 2007 года этого нет.

Центральное зеркало заднего вида узкое, в него даже не целиком «помещается» заднее стекло. Боковые зеркала небольшие и абсолютно плоские. В результате — очень большие мертвые зоны. Так что если вас подрежет девушка на Daewoo Matiz — не спешите ей «бибикать» и злиться! Во всем виноват недостаточный обзор!

Езда

Про ездовые качества этой машины… Она ездит. Конечно, над данной моделью наверняка была проведена большая конструкторская работа, но такое ощущение, что все агрегаты здесь были сделаны для галочек в таблице «Из чего состоит автомобиль». В рулевом управлении нет усилителя, причем, несмотря на малюсенькие размеры и массу Daewoo Matiz, крутить руль так сложно, что создается впечатление, что гидроусилитель здесь есть, но на него просто не накинули ремень на заводе. Рулить на парковке сложно даже парню, не то что хрупкой девушке. Опять же, если увидите глупо припаркованный Matiz — не смейтесь, возможно в нем просто нет усилителя, а хозяйка не мастер спорта по тяжелой атлетике.

Подвеска такая неэнергоемкая, а колеса такие маленькие, что каждую трещину на дороге вы будете ощущать в полном объеме. Езда через трамвайные пути для Daewoo Matiz — это почти триал, а «лежачие полицейские» — фактически экспедиция в горы. Вибро- и звукоизоляция никакие, и каждая дорожная неровность изучается и телом и ухом.

На данном автомобиле установлен двигатель объемом 0,8 литра, который выдает 51 л. с. и всего 69 Н·м крутящего момента. На каждом старте его нужно подкручивать, и до 60 км/ч можно разогнаться еще довольно быстро. На первой скорости можно «подорвать» до 35—40 км/ч, на второй — до 60 км/ч. Это будет максимальное ускорение, которое можно выжать из данного мотора, но при частой езде в таком режиме протянет он не очень долго.

Дальше машина разгоняется уже не так интенсивно, но разгоняется: до 80 км/ч на ней можно ехать вполне уверенно. После отметки «80» динамика заканчивается, со 110 км/ч ускорение начинает напрямую зависеть от уклона дороги и направления ветра. Максимальная, допустимая инстинктом самосохранения, скорость — порядка 130 км/ч. Автомобиль может немного быстрее, но дальше на нем уже откровенно страшно ехать.

Из-за отвратной звукоизоляции машина начинает очень сильно шуметь уже на 100 км/ч. Колесики размером 155/65 R13, расставленные по углам кузова, позволяют ловко перестраиваться и даже немного прыгать по потоку «шашками», правда кузов при этом неприятно раскачивает. А ведь когда-то, имея схожие характеристики, Mini Cooper брал первые места на ралли Монте-Карло…

Кроме банального вакуумного усилителя, в тормозах ничего дополнительного нет. Хорошо хоть передние тормоза дисковые. Момент торможения определить почти невозможно. Когда начинают блокироваться колеса, тоже абсолютно непонятно — очень ватная и неинформативная педаль тормоза. При более-менее резком торможении автомобиль так сильно «клюет» и так сильно поднимает зад, что возникает подсознательная боязнь того, что Daewoo Matiz сейчас сделает «козла». При этом все, что лежит в багажнике, вместе с задней частью поднимается вверх, а когда машина останавливается, пол в багажнике резко опускается вниз и все, что лежит в нем, включая плохо прикрученную запаску в нише, с грохотом падает на место. Короче, для перевозки пива, фарфора и куриных яиц — не самый удачный автомобиль.

Эксплуатация

Никаких вложений в себя, кроме классических расходников, за пробег почти в 50 000 км машина, купленная новой, пока не требовала. Правда, стоит отметить, что с учетом «спортивного» стиля езды хозяйки вот-вот придет конец подвеске и передним тормозным колодкам.

Главная проблема всех Daewoo Matiz — неустойчивый к коррозии кузов. Этот золотистый экземпляр — не исключение. Скол краски на капоте за год превратился в почти сквозную дырку; на торце водительской двери краска решила, что ее время уже пришло, и стала сама по себе осыпаться; ржавчина появилась на задних крыльях, дверях и даже в нише для запаски. Заржавел и стал плоховато работать замок капота, появилась коррозия на колесных дисках.

Еще одной не самой приятной особенностью Daewoo Matiz является то, что вся дорожная пыль, с которой встречается «морда» машины, оседает в подкапотном пространстве. На передней части автомобиля, рядом с нижней кромкой крышки капота, имеется прорезь. Функционального ее назначения я не понимаю, но пыль под капот она засасывает шикарно. В моторном отсеке всегда очень грязно и пыльно.

Водительская дверь со временем стала закрываться как в УАЗе или, при оптимистичном взгляде, — как в Gelandewagen. За историю данной машины в ней были выбиты оба ветровых стекла. Про то, как «потеряли» переднее стекло, просили не рассказывать. Я лишь замечу, что в этом участвовал Daewoo Matiz, девушка за рулем, пыльное лобовое стекло, яркое солнце и шлагбаум.

Заднее стекло было выбито при загадочных обстоятельствах. Со стеклами и кузовными деталями на этот автомобиль проблем нет, во многом благодаря тому, что эта машина почти 5 лет была бестселлером во многих странах и ее даже копировали китайцы, построив свой Chery QQ. Так как модель проста как молоток и очень компактна, ремонтировать ее можно в любом гараже. Особых поломок за пять лет не было, поэтому точной информации о стоимости запчастей и их наличии у меня нет.

Daewoo Matiz — далеко не самый экономичный автомобиль. С учетом того, что на нем стоит двигатель, который был спроектирован в 1982 году, а в середине 1990-х этот же мотор просто сменил карбюратор на инжектор, ожидать от него современных характеристик и экономичности не стоит. По городу при плавной и экономичной езде расход составляет около 8 литров на 100 км. Если в машину загрузить четыре человека и багаж — все 10—11 литров обеспечены! По трассе расход тоже несильно отличается от городского — около 7 литров при езде на скорости 90 км/ч. На 60—70 км/ч можно уложиться в 6 литров.

Впечатление

Впечатления от этого автомобиля абсолютно неоднозначные, почти по каждому пункту. Он некрасивый, но забавный, небыстрый, но ездит, не очень удобный, но имеет все самое необходимое, не очень экономичный, но простой, маневренный, правда тяжело управляется, по комплектации похож на старые «Жигули», но иностранного производства. Не стоит забывать, что до сих пор Daewoo Matiz является одной из самых дешевых машин в мире. Если для вас не играет роли наличие 4-зонного климат-контроля, акустической системы с десятью динамиками, вязанки «электропримочек» и интересует новый, недорогой и простой автомобиль для передвижения по городу, то Daewoo Matiz неплохо подходит под такие требования. Ко всем его недостаткам быстро привыкаешь и начинаешь относиться к ним с какой-то улыбкой. Просто со временем понимаешь, что эта машина собрана из экономии и компромиссов. А потом начинаешь ее любить…

С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.