История данного автомобиля началась в конце 2004 года, в то время Opel Astra H еще и не догадывался, что будет ездить по белорусским дорогам спустя 6 лет. Я выбирал между Skoda Octavia, Mercedes C-Class и Opel Astra H. Изучил вначале техническую сторону моделей, их практические и эстетические аспекты, удобство использования в моей разносторонней жизни. Салон должен был быть «приспортивленным», с большим количеством регулировок. И еще одно обязательное условие — машина из Германии. И вот, осенью 2010-го мой Opel Astra H 2.0T хетчбэк с бонусным добавлением в виде газовой установки приехал в родной Солигорск.
Как и положено автомобилям, привезенным из-за границы, с Opel было все очень просто — сел и поехал. Первое, что приковало внимание, — салон. Он обладает всеми элементами комплектации Sport, в частности радует глаз отделка под матовую сталь, алюминиевые накладки на педали, передние сиденья с развитой боковой поддержкой. Сиденья больше жесткие, чем вальяжные, что, собственно, и очевидно — ведь машина с намеком на драйв.
Панель моего Opel Astra приборов включает необходимый минимум информации. Интересной особенностью является отсутствие указателя температуры охлаждающей жидкости, но если данные очень заинтересуют, ее можно посмотреть на дисплее бортового компьютера. Трудностей со считыванием информации с приборной панели нет. Все немногочисленные органы управления находятся под рукой. У подрулевых переключателей нет фиксации, к их работе необходимо минимальное привыкание. Настроить зеркала и музыку также можно без проблем. Сложилось ощущение, что при проигрывании музыки недоставало низких частот, поэтому был установлен компактный активный сабвуфер, который аккуратно занял свое место позади задних сидений, без ущерба для перевозки грузов. В салоне всего четыре подстаканника — по одному в каждой двери, это немного неудобно.
Дисплей бортового компьютера в версии моего автомобиля несет достаточный объем информации: мгновенный и средний расход топлива, пробег, можно даже засекать время движения из точки А в точку В. В тестовом режиме есть возможность узнать еще больше данных, касающихся работы машины.
Если спереди усядутся высокие люди, то в распоряжении пассажиров заднего ряда останется не так много места. Ну а в случае когда рост водителя и пассажиров не превышает 180 см, довольны останутся все.
Перчаточный ящик предлагает компромиссный объем свободного пространства. А вот багажное отделение им не блещет. Однако складывающийся в пропорции 3:2 задний ряд сидений спасает положение. Не согласен с тем, что хетчбэк сильно уступает универсалу. Автомобиль может принять на борт два горных велосипеда, трех пассажиров и водителя — проверено на личном опыте.
Под капотом установлен бензиновый двигатель объемом 2,0 литра в 170-сильном варианте. Как только в работу вступает турбина — а это уже после 2500 об/мин, — машина просто преображается: кажется, что ускорение никогда не закончится, чему помогают растянутые передачи 6-ступенчатой коробки. Это позволяет совершать мощные ускорения со средних скоростей. Честно говоря, автомобиль не совсем претендует на лавры «горячего хетчбека», однако есть одно «но». На центральной консоли имеется невзрачная кнопочка Sport, после нажатия на которую вступает в работу система IDS+, меняющая характер машины. Происходит следующее: настройки ходовой части становятся более жесткими, меняются чувствительность электроусилителя руля и реакция автомобиля при нажатии на педаль акселератора. В общем, машина приобретает более отзывчивый и в то же время злой характер.
Резкая остановка не вызывает никаких «киваний». При этом система стабилизации курсовой устойчивости ESP всегда контролирует движение, а если хочется полной свободы, ее можно отключить. Коренные различия в характере автомобиля с «двуличной» ходовой частью можно почувствовать, если отключить эту «противозаносную» систему. Если же вы никуда не торопитесь, можно перейти в режим «деньгосбережения», переключившись на другой вид топлива — газ (LPG). Для этой цели предусмотрена кнопка, соседствующая со Sport. Динамика машины несколько замедляется, а резкие ускорения даются уже не так легко.
Тормоза заслуживают отдельной похвалы — останавливают намертво. При этом не требуют от водителя больших усилий в городском ритме.
Удобное кресло, хорошая работа электроусилителя руля снимают с водителя всякое напряжение, звук мотора не докучает. Преодолению больших расстояний помогает круиз-контроль. Ямы нужно объезжать, а не использовать для диагностики жесткости подвесок. Считаю работу подвески довольно жесткой. По всей видимости, виной тому стала версия Sport. Впрочем, собранность и цельность ходовой предотвращают возникновение кренов при быстрых поворотах и обеспечивают оперативную реакцию шасси на действия водителя.
Зеркала заднего вида полностью меня устраивают: не маленькие и не большие, некий баланс между обзором и коэффициентом лобового сопротивления. А вот работа штатных форсунок омывателя лобового стекла не доставляет удовольствия. Жидкость разбрызгивается двумя тоненькими струйками, да еще и с задержкой после нажатия на подрулевой рычаг. Изменить ситуацию помогли «веерные» форсунки от Opel Insignia и обратный клапан омывающей жидкости. Заменил самостоятельно и собственноручно. Это заняло меньше часа, при том что я отнюдь не слесарь.
Свет ближних фар полностью стал меня устраивать после замены лампочек на Osram night breaker. А вот дальним светом я до сих пор остаюсь недоволен, причем что только ни делал.
Для небольшой индивидуализации собственного автомобиля я установил «реснички» на фары, заменил фальшь-решетку радиатора, снял бляшку с логотипом на задней двери. На мой взгляд, облик машины стал более «свежим». Модификации никак не изменили аэродинамику автомобиля, зато принесли мне эстетическое удовлетворение.
Основную часть времени мой Opel работает на газу, что в конечном итоге положительно сказывается на моем кошельке. Расход газа в отличие от бензина составляет приблизительно 0,9 литра в пользу первого, что равняется 7,9 литра за городом и 13,8 в городском режиме. Эти цифры были получены при постоянном контроле нажатия педали акселератора. Замену масла (а это 5 литров 5w-30) в двигателе стараюсь производить каждые 8 тыс. км, тем самым продлевая срок службы турбины. Выходит немногим более $120.
Под капотом яблоку негде упасть, кое-где оборудование «в два этажа» установлено. Но при этом доступ для проверки уровня всех жидкостей есть, за исключением, пожалуй, жидкости электроусилителя руля. Тут уж придется закатать рукава, причем у людей с полными руками явно возникнут проблемы при доступе. Дополнительно установил резиновое уплотнение между передней частью капота и кузовом, чтобы избавить двигатель от нежелательной грязи, летящей от едущих впереди автомобилей.
Передняя подвеска MacPherson проста в обслуживании, все ее составляющие отрабатывают положенный срок службы. С задней подвеской дела обстоят еще лучше, так как там «балка», а не «многорычажка». Заводской защиты двигателя при покупке автомобиля не было, этот недостаток исправил сам, что привело к чистому состоянию подкапотного пространства. Подвеска, на мой взгляд, не такая энергоемкая, как могла бы быть. Немного забыть о мелких неровностях помогли бы покрышки с нормальным профилем, но в угоду спортивности установлена низкопрофильная резина.
Место полноразмерной запаски занимает баллон газового оборудования, поэтому приходится возить ремонтный набор в багажнике. Не скажу, что это минус, ведь уже давно всем известны покрышки, которые едут и будучи полностью спущенными.
Если регламентное обслуживание автомобиля сложностей не вызывало, то вот с трудностями при обслуживании газовой установки столкнуться пришлось. Данную установку Prins VSI взялась обслуживать только одна фирма в Минске, что уж говорить о периферии. Плановое ТО обходится примерно в $50, и так каждые 10 тыс. км.
Каждый раз, когда я подвожу кого-нибудь, моя машина ломает сложившийся в далеком прошлом стереотип, что, мол, «Opel — не автомобиль». Возможность выбора от экономичности до спортивности — вот что радует в этой машине. Модель очень многогранна, каждая грань — для разных дорожных ситуаций.
С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.