Эксперт: вчерашняя авария рано или поздно должна была случиться

 
30 347
14 ноября 2012 в 14:56
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Драма, разыгравшаяся вчера возле школы №23, потрясла город. Уже возбуждено уголовное дело, началось следствие. Эксперты же обращают внимание: в 2012 году уже погибли пятеро несовершеннолетних, это самая высокая детская смертность в ДТП за последние десять лет в Минске. Причем два случая произошли в непосредственной близости от учебных заведений. «Вчера сошлось множество факторов: темное время суток, недостаточное освещение, плохая организация дорожного движения вблизи школы, плохая организация школьного мероприятия (вчера проводилось родительское собрание), но главное — не ограничен доступ автомобилей на территорию школы», — говорит председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник.

— Сейчас все обвиняют водителя Porsche. Хотя какой марки была машина, вообще не существенно. Обращает внимание лишь то, что это внедорожник — «злой», большой и опасный для пешеходов автомобиль. Думается, водителю и в страшном сне не могло присниться, что он совершит. А мальчик — на то и ребенок, чтобы быть подвижным, это свойственно всем детям его возраста. Во вчерашней ситуации обращают на себя внимание другие факторы: местный проезд проходит прямо возле порога школы, фактически конфликт запроектирован. На условность в виде запрещающего знака 3.2 «Движение запрещено» мало кто обращает внимание, все проезжают под него, а там дети. Вот вам и потенциальная опасность. Возле школы транспорта вообще быть не должно. Это аксиома! — считает специалист.

— Как раз вчера мы были в Комитете по образованию Мингорисполкома и который раз обсуждали, как вовлечь ресурсы системы образования в городскую программу «Добрая дорога». В числе структурных подпрограмм самой главной считаем «Безопасность детей». Руководство системы образования, на наш взгляд, должно в комплексе с другими образовательными, информационными мерами сформулировать требования к окружающей учебные заведения территории и прилегающим улицам. Не их задача ставить светофоры, но обозначить проблему они должны, и собрать вокруг себя нужных специалистов — тоже. Такой пилотный проект силами ГАИ и БАЭС уже был реализован на ул. Л. Беды — возле СШ №53. Однако фактически чиновники от образования отказываются принимать комплексные меры, кивают на другие городские службы. Мол, мы будем речовки сочинять, КВН устраивать. А решать проблему детской аварийности не наше дело. Мы еще можем, например, сделать схему безопасной дороги в школу. Спрашиваем: каким образом? Отвечают: так это легко, полчаса — и готово. Понимаете, без учета аварийности и реальной опасности сказать детям: здесь ходи, а там — нет... Хотя это часто аварийное место. И чаще всего опасность не очевидна. Она как радиация: ты ее не видишь, но последствия рядом, — говорит Юрий Важник.

Еще один фактор. Вчера в школе № 23 проводилось родительское собрание. Туда приехали родители, а некоторые дети, вероятно, ждали их около порога. Организация мероприятия была на низком уровне, потому что не был ограничен доступ автомобилей, и произошла трагедия. Конечно, сейчас можно обвинить директора, там наведут порядок, поставят ворота или шлагбаум. А в соседнем учебном заведении все останется по-старому. Но ведь эта ситуация типична для всех школ, и она должна решаться системно: сотни родителей каждое утро привозят детей, соответственно, зона посадки/высадки должна быть организована; доступ автомобилей на территорию школы необходимо ограничить инженерными мерами, а не с помощью знаков; дорожки для детей должны быть проложены в самых удобных для них местах и убраны от снега и грязи в первую очередь; возле ближайших пешеходных переходов нужно принудительно снижать скорость, — считает он.

— Хочу обратить особое внимание. Наши дети и их родители должны быть обучены не столько ПДД, сколько приемам рационального поведения, а иногда выживания в условиях автомобильной опасности. Этому должны быть посвящены серьезные информационные ресурсы, нужно сделать единый сайт, который был бы интересен (!) детям, родителям, учителям; все дорожные происшествия должны внимательно анализироваться на предмет, а что можно было бы сделать, чтобы это не произошло; всем случаям, даже если они не попали в официальную статистику, необходимо дать широкую огласку. Часть этих действий мы предприняли. Получается, что сейчас городская проблема детской аварийности висит на кончике пера руководителей системы образования в Минске. Скажут они, мол, это не наша проблема, — будем ждать следующие несчастья. Скажут «давайте работать, работать вместе, работать, реально спасая детей» — появляются шансы на «Добрую дорогу», — подчеркнул председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.