Audi 80 Design Edition: 21-летняя пантера, до сих пор скачущая без одышки

 
29 ноября 2012 в 19:05
Источник: Денис Баранов. Фото: Аркадий Соболев
Источник: Денис Баранов. Фото: Аркадий Соболев

Изумление от появления в нашей семье новой машины было колоссальным. В то время я лишь оканчивал школу, и за руль сел отец. До этого у нас был ВАЗ-2101. Естественно, поначалу все сравнения Audi происходили именно с «копейкой» и другими детищами отечественного автопрома, но потом «иностранцев» становилось все больше и зачастую они были гораздо моложе 80-ки. Но отказываться от своей «пантеры» ради новой модели я не спешу.

Знакомство с Audi 80 состоялось в январе 2000 года, после долгих поисков «свежего» авто за границей. Искали только «дизель». До этого никогда не имели дела с дизельными моторами, да и с иномарками вообще. Наверное, это можно сравнить с тем, как, например, с паровоза пересесть на тепловоз или с самолета братьев Райт на МИГ.

Только что приехавшая машина просто сияла: лакокрасочное покрытие выглядело свежим, салон был тщательно подготовлен предыдущим владельцем к продаже, никаких лишних звуков и стуков — все прекрасно работало. На одометре было всего 143 000 км, возраст машины еще не превышал 9 лет: дата производства — апрель 1991 года. Конечно, многое в этом автомобиле было в диковинку! Красивый дизайн кузова, плавные линии салона, хорошая подгонка его деталей, приятные и качественные материалы. Поначалу придраться было не к чему. Все выглядело современным на тот момент (а главное, таковым и являлось). Сам завод Audi только-только осваивал модель А4 с новой платформой В6, а предыдущая А4 еще особо не отличалась «хай-теком».

Наряду с обычными стандартными Audi 80 в продаже встречались и несколько ограниченные серии этой модели, в том числе различные версии Edition. Несмотря на редкость, это не явный эксклюзив, скорее маркетинговый ход. Версии Edition имели лишь специальное оснащение определенными опциями и от стандартных моделей почти не отличались. Одна из таких машин и попала сначала в руки отца, а затем и в мои.

Мотор обычный — объемом 1896 куб. см (1,9 литра), дизельный, шифр 1Y, без наддува, механический ТНВД, 5-ступенчатая механическая КПП (шифр АХС), привод передний. На панели приборов — табличка с надписью «Design Edition». Мой автомобиль относится к специальной версии для продажи на территории Бельгии, о чем свидетельствует алюминиевая табличка под капотом, стикер внутри багажника и некоторые специфические детали (например, повторители указателей поворотов на крыльях, устанавливавшиеся на машины, которые экспортировались в Бельгию, Италию, Францию и Голландию).

Заводские опции: передние сиденья спортивного типа с рамочными подголовниками, кожаная обшивка руля, рычага и набалдашника КПП, рулевое управление без гидроусилителя, дисковые тормоза на всех четырех колесах, ABS, акустическая система с четырьмя динамиками и двумя «пищалками» на задней полке, тканевая обивка салона сидений дизайна «Граффити», боковых полочек дверей, регулируемое по высоте водительское сиденье, центральный замок, заводские рамки переднего и заднего номерных знаков, из пассивной безопасности — алюминиевые балки в дверях. Как видно, ничего особенного на сегодня. Ныне даже самые недорогие автомобили имеют в стандартной комплектации гораздо больше наворотов. Но в 80-е — начале 90-х машины были скорее средством передвижения, нежели чем-то бóльшим. Опции в виде гидроусилителя руля, ABS, дисковых тормозов, кондиционера, бортового компьютера, подушек безопасности и т. д. полагались далеко не всем автомобилям Audi 80, а то и лишь машинам более высокого класса.

Именно модель В3 является переломной для Audi в плане отказа от использования общей платформы с VW Passat. Думаю, это пошло только во благо не только самой Audi 80 В3, вышедшей на рынок во второй половине 1986 года, но и марке в целом. К тому же с 1985-го все автомобили Audi подвергались полной оцинковке кузова. Производитель давал гарантию от сквозной коррозии кузова до 10 лет, а на лакокрасочное покрытие — от 1 года до 6 лет. Наверное, этот факт является одним из основных в формировании довольно немалой стоимости машины, в том числе и на вторичном рынке, а также явным преобладанием авто в хорошем или более-менее достойном состоянии, при редеющем с каждым годом списке конкурентов-одногодок, а то и гораздо более новых автомобилей других марок.

Конечно, сейчас, при возрасте машины в 21 год, очаги коррозии в ее кузове присутствуют. «Больные места» Audi 80 — арки передних крыльев. С правым крылом у меня все в порядке, а левое уже «заражено». Также имеются очаги коррозии в тех местах, где производился ремонт после ДТП и тронута оцинковка: задние арки, низ задней правой двери. Помню, наша бывшая «копейка» в том же возрасте уже напоминала сыр. Но модель стоит своих денег. Если не пропустить проблемы при покупке, 80-ка будет приятно удивлять своего владельца.

Аэродинамический кузов обеспечивает хорошую курсовую устойчивость, экономичность. Супервместительностью 80-ка, конечно, не обладает, но в ней очень уютно. Торпедо уже морально устарело по дизайну, но оно до сих пор очень удобно: все находится под рукой, информативно, четко работает. Панель приборов хорошо читаема в любое время суток, интенсивность подсветки регулируется. Ее цвет, по традиции Audi, — красный. Он не напрягает, не расслабляет. Подрулевые переключатели отвечают за работу указателей поворотов, света фар, работу стеклоочистителей и, что похвально, «аварийки». Очень удобное, на мой взгляд, решение, когда пользуешься ей в знак благодарности в сложном городском трафике или на трассе — руки постоянно на руле.

На центральной консоли 3 клавиши: обогрев заднего стекла, задние противотуманные фонари, включение/отключение ABS. Чуть ниже расположены магнитола и блок управления «климатом» и обогревом. Поскольку в моей машине отсутствует люк, очень не хватает кондиционера. В зной в салоне очень жарко. Зато зимой в 80-ке тепло: печка мощная, салон прогревает быстро, причем обдув доходит и до задних пассажиров — под передними сиденьями есть воздуховоды для сидящих сзади. Вспоминаю, как в «копейке» зимой не раз ехал чуть ли ни в майке, но с замерзшими ногами. Все же обдув нельзя назвать идеальным. Задние боковые стекла склонны к запотеванию, а зимой и к обмерзанию.

Отдельной похвалы заслуживает мотор с его завидной экономичностью. «Паспортный» расход по трассе — 4,5 литра на 100 км. Фактически при условии, что я езжу по трассе 90—100 км/ч, расход колеблется в пределах 4,5—5,0 литра на сотню, несмотря на возраст авто. В Минске в основном приходится ездить по проспектам и широким улицам, так что часто удается использовать 5-ю передачу даже в городе! При этом расход в таком цикле в среднем летом составляет 6 литров на 100 км, зимой — 7—7,5 литра.

В то же время, откровенно говоря, двигатель слабоват — 48 кВт (65 л. с.). Для такой машины не хватает еще двух-трех десятков «кобылок». При полной загрузке приходится постоянно «крутить» мотор, и динамика при наличии пассажиров или загруженном багажнике спадает ощутимо. Интересно, что при такой «околоспортивной» заводской «прокачке» в виде заказных «спортивных» сидений и четырех дисковых тормозных механизмов двигатель при этом дизельный, да еще и без наддува! Так пожелал первый владелец-бельгиец.

Мотор 1,9 (1Y) очень прост: турбины нет, механический ТНВД. Можно сказать, ломаться, а тем более «глючить» нечему. Здесь основной фактор — только износ. Из электрики — только датчики да свечи накала. На данный момент основная проблема двигателя — большой износ, из-за чего повысился расход масла и появилась высокая дымность.

Топливный бак у 80-ки, можно сказать, просто огромен — 70 литров! С такой экономичностью и вместительностью бака машина обладает очень большим запасом хода. В этом плане путешествовать на ней — одно удовольствие!

КПП — 5-ступенчатая «механика» AXC. Надежный, хороший механизм. Со временем разбивается кулиса — свою я уже поменял. Коробку убивает только время, отсутствие масла и неправильная эксплуатация. В своей я недавно заменил шестерни главной передачи, подшипник, синхронизаторы — именно из-за незаметных утечек масла через сальник штока переключения передач. Заодно заменил и сцепление. Гул и посторонние шумы пропали. Наслаждаюсь рокотом мотора, стал слышать легкий шелест шин.

Тормоза у машины цепкие, особенно при своевременном и качественном их обслуживании. ABS исправно работает.

Подвеска, конечно, не обладает мягкостью Mercedes, но вполне комфортна, если исправна. На скоростях выше 120 км/ч и на дорогах с большими неровностями автомобиль потрясывает. Такова конструкция подвески. Зато ее простота не разоряет при ремонте. У меня подвеска обычного типа (существовали еще варианты для плохих дорог, для машины с фаркопом и спортивная (заниженная на 2 см) с газовыми амортизаторами). Спереди установлены четыре сайлент-блока, две втулки стабилизатора, две тяги стабилизатора, шаровые опоры, наконечники, амортизаторы, опорные подушки, пружины. Сзади еще проще: 2 сайлент-блока на балку, 2 — на стабилизатор, амортизаторы, пружины.

Рулевое управление четкое, хоть и без гидроусилителя. Да, на парковке труднее, но в движении практически не приходится подруливать. Много раз ездил на 80-ках с гидроусилителем, в них четкости меньше. Больное место в рулевом управлении — регулировочные болты развала/схождения на рулевых тягах. Коррозия затрагивает незащищенные резьбовые соединения, отчего сложно сразу открутить рулевой наконечник или отрегулировать развал-схождение с первого раза. Лучше позаботиться об этом заранее и произвести разработку тяг перед регулировкой.

Проходимость у машины хорошая для обычного седана с передним приводом. Даже при полной загрузке при движении в лесу не приходилось высаживать людей из авто, боясь зацепить высоко торчащие корни деревьев. В то время как Rover 400 в самом начале пути «сдавался», и люди вынуждены были идти пешком. Однажды Hyundai не смог подняться на довольно крутой подъем с рыхлым песком и вынужден был искать объезд, а моя Audi без проблем и «одышки» поднялась на него без пробуксовок, преодолев его с места на 1-й передаче. Да и зимой эксплуатация машины на зимней шипованной резине вполне предсказуема.

Багажник не рекордсмен — средних размеров, но конфигурация его на В3 такова, что он глубокий, довольно широкий, однако короткий, поэтому «поклажу» приходится складывать по принципу «одно на другое». Запасное колесо крепится в нише левого крыла (на первых В3 1986 г. в. — в полу). Проем багажника вообще миниатюрный. Загружать его не очень удобно. Зато крышка открывается широко — к заднему стеклу. Часть же больших вещей, например телевизор, приходится перевозить в салоне. Роль семейного автомобиля в плане вместимости Audi 80 выполнять не может, но машина вполне пригодна для небольшой семьи из трех человек, как у меня. А рациональная загрузка авто — дело привычки.

Комичный факт: из-за того что крышка багажника открывается широко вперед, при взгляде спереди, особенно в условиях плохой видимости, многие путают 80-ку с патрульной машиной ГАИ из-за почти лежащих на крыше красных фонарей при открытой крышке.

Звукоизоляция салона средняя. Я ездил в автомобилях, где внутри потише. Но все-таки большинство шумов гасится. Звук мотора совершенно не напрягает, можно разговаривать в движении без повышения голоса.

Обзорность спереди хорошая, стойки лобового стекла неширокие, зеркала находятся в удобном месте, не мешают. Конструкция зеркал несколько своеобразная и даже некоторым не нравится: зеркала крепятся не к уголкам рамки стекла, а к самой двери. Это вынужденная особенность дизайна кузова: суженная крыша и сильно наклоненные стойки. Лично мне такое расположение зеркал не только очень нравится, но и кажется вполне удобным. К тому же подобная конструкция зеркал вполне аэродинамична и не создает лишних шумов, в отличие, например, от Peugeot 406, чьи зеркала «гудят» уже после 50—60 км/ч.

Сзади обзорность хуже: багажник высокий, что не позволяет без проблем осуществлять маневрирование и парковку в узких местах. Парктроника нет, так что иногда приходится открывать дверь и выглядывать, отмеряя оставшиеся сантиметры. Зато габариты машины позволяют мне проезжать и парковать ее там, где многим это будет не под силу!

Сиденья в плане посадки удобны не всем. Передние — спортивного типа, в них сидишь как влитой, на поворотах не выскользнешь. Задний диван явно не предназначен для троих. Часть места сзади зависит от роста едущих впереди. У меня автомобиль без люка, поэтому даже я при росте в 185 см на заднем сиденье не достаю головой до потолка, но для ног места немного — это не А8.

Стандартный 4-спицевый руль не очень удобен. Для меня он оказался слишком тонким. Когда кожа протерлась до дыр, купил и установил другой — Nardi, спортивного типа с тремя спицами. Он хорошо ложится в руки, да и в лучшую сторону меняет внешний вид салона.

Уровень оснащения автомобиля элементами безопасности скромен: подушки безопасности отсутствуют (заказная опция), системы Procon-Ten еще нет, подголовники есть только на передних сиденьях, а сзади — лишь их подобие («горбы» на спинке). Единственное — установлены алюминиевые балки в дверях (заказная опция) да и ремни безопасности с натяжителями.

Постепенно возникали мысли доукомплектовать машину отсутствующими опциями, но встречающимися на «разборках»: электроприводы, «хром», оптика и т. д. И работа по доводке авто «под себя» началась. Как-то однажды удалось удачно приобрести оригинальные литые диски на 16 лучей. С ними преобразился и экстерьер. Также внешний вид улучшили установленные бленда фонарей от Audi 90 и боковые фонари от 80 В4 Avant.

Если затронуть эксплуатацию и ремонты машины, то стоит отметить, что особых поломок не возникало. Пробег уже приближается к 400 000 км, а многое работает как швейцарские часы. Естественно, менялись расходники: ремни, фильтры, масло, сайлент-блоки, наконечники, шаровые, шрусы, амортизаторы, тяги стабилизатора и другое — как и в любом автомобиле. Стоимость и большой выбор имеющихся запчастей удовлетворят любые запросы каждого владельца, а вторичный рынок запчастей для Audi 80 В3 только набрал обороты.

Кроме того, заменил маслосъемные колпачки, втулки клапанов, прокладки и крышки ГБЦ, два раза был обслужен стартер с заменой втулок и щеток, заменены свечи накала, аккумулятор, радиатор, помпа, опорные подушки двигателя и КПП, полностью перебрал задние суппорты, после чего проблема подклинивания ручника, присущая Audi тех годов выпуска с дисковыми тормозами сзади, пропала.

В 2006 году решился покрасить машину и тем самым освежил ее внешне. Кстати, узнал, что заводской цвет моего авто в каталоге называется Panthero metallic, с тех пор свою 80-ку я называю «пантеркой». Есть все же в ее цвете схожесть с отливом шерсти пантеры, от чего у машины особый шарм.

В принципе, ничего особенного в процессе эксплуатации автомобиля нет. Возникающие проблемы можно предупредить своевременным обслуживанием при проведении так называемых ТО-1 и ТО-2 с заменой нужных узлов и деталей, еще как-то работающих. Но большинство автолюбителей все же дожидается времени «Ч». Часто встречал мнение о том, что В3 склонна к проблемам с системой охлаждения из-за образования течей. Не могу согласиться с тем, что это проблема, присущая модели в целом.

Ко мне часто обращались с вопросом: «Продаешь?» Всегда отвечал отрицательно. Да и сейчас я обожаю свою «пантеру», занимаюсь ее доводкой под себя в надежде сберечь, сохранить наперекор советам знакомых и друзей, давно пересевших на авто поновее. Если вы влюбитесь в Audi — это, скорее всего, будет навсегда.

С правилами участия в конкурсе «Авто моё» можно ознакомиться здесь.