Уроки истории. Когда бензин продавали из ведра

 
15 573
05 января 2013 в 18:01
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: «История АЗС в Беларуси»
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: «История АЗС в Беларуси»

В 1920-х годах во всем мире функционировали уже тысячи бензоколонок, а по дорогам колесили миллионы автомобилей. Однако молодая Страна Советов только начинала восстанавливаться после Первой мировой и гражданских войн. Автомобильное хозяйство было практически полностью уничтожено, а заправочные пункты, торговавшие бензином в Беларуси еще до революции, закрылись. О том, как восстанавливалась и развивалась топливная отрасль в этот непростой период, Onliner.by узнал из книги «История АЗС в Беларуси», изданной сетью АЗС «А-100».

Пожары и «улетучивания» — основные проблемы хранения бензина в 1920-х

В начале 1920-х годов автомобильный парк СССР насчитывал чуть более 24 тыс. машин (для сравнения — в мире было уже около 25 млн автомобилей). Бензин по-прежнему реализовывался ведрами и хранился в сараях или гаражах организаций. В таких условиях малейшая неосторожность в обращении с ним могла закончиться пожаром. Нередки были случаи хищения дорогостоящего топлива.

В 1922 году «Нефтесиндикат», обладавший монополией на торговлю нефтепродуктами внутри страны и за ее пределами, стал оборудовать гаражи в Москве и других крупных городах СССР новейшими бензоколонками «Боузер» (США) и «Мартини и Гюнеке» (Германия). Это оборудование позволяло безопасно хранить топливо, легко и без утечек заправлять автомобиль, а также полностью учитывать расход горючего.

Однако установка колонок и связанных с ними нефтехранилищ в каждом гараже была слишком дорогим удовольствием. Кроме того, каждый автомобиль становился «заложником» собственного гаража. Возникла необходимость в создании современных общественных бензоколонок в городах и на крупных дорогах.

Наш ответ Западу: бензоколонки советского производства

Первая в СССР общественная бензораздаточная колонка появилась в 1926 году на Арбатской площади Москвы. Это была механическая колонка «Сатам» с одним распределительным баллоном. Через 5 лет на улицах Москвы насчитывалось уже 15 бензораздаточных колонок, каждая из которых реализовывала до 10 тыс. литров бензина в сутки. Потребность росла с каждым днем, и было принято решение освоить производство бензораздаточного оборудования на отечественных предприятиях.

Заправка на Арбате, 1926 г.

Первая советская колонка была изготовлена в июле 1931 года на Боровичском механическом заводе. Ее производительность составляла всего 20 литров в минуту, что было в несколько раз меньше среднего показателя зарубежных аналогов. Потребовалось еще несколько лет, разработок и испытаний, чтобы достичь производительности в 60 литров в минуту. Вскоре производство было налажено в Киеве, Кирове и Ленинграде. К концу 1930-х годов отечественные колонки уже мало чем отличались от западных образцов.

Работники бензоколонки зарабатывали 45 рублей, обслуживая колонку стоимостью в 50 тыс. рублей

Пункты продажи бензина и масла появились в Беларуси еще до революции. Нефтяные склады «Товарищества братьев Нобель» находились во многих городах страны и исправно работали вплоть до 1920-х годов.

Первая же механизированная бензораздаточная колонка появилась в БССР только в 1929 году. Находилась она в гараже автоуправления Минского окрисполкома на улице Григорьевской (Фабрициуса). Работники, обслуживающие колонку, достигли определенного мастерства в своем деле — на заправку одного автомобиля у них уходило в среднем 5 минут.

1931 г.

С 1929-го по 1933 год в Беларуси появилось еще 20 бензораздаточных колонок: 11 из них открыли в Минске, по 2 — в Борисове и Слуцке, по 1 — в Койданово, Березино, Червене, Зембине и на станции Парышевской. На их приобретение и установку было выделено 1 155 000 рублей.

Буфеты и теплые уборные — первые шаги советского придорожного сервиса

Вскоре стало очевидно, что одиночные бензоколонки не могут обеспечить все возрастающее количество автомобилей топливом. Началось строительство крупных бензозаправочных станций, на которых размещались 2—8 колонок, помещение для персонала, уборные и умывальные комнаты. На станциях, расположенных вдоль дорог, также были запланированы комнаты отдыха и буфеты, кладовые для запасных частей, помещения для хранения тары.

Первая общественная бензозаправочная станция в БССР появилась в 1932 году. Всего в 1933—1937 годах в райцентрах и вдоль крупных трактов Беларуси были построены 85 АЗС.

Первые советские заправки

Для своевременного обеспечения бензоколонок и АЗС топливом была создана сеть крупных нефтехранилищ. В 1930 году в БССР насчитывалось 44 объекта для хранения нефти и нефтепродуктов. Они находились в Минске, Могилеве, Витебске, Бобруйске, Орше и других крупных городах. До конца 1930-х годов были построены еще 27 нефтехранилищ.

Несмотря на бурную автомобилизацию в 1930-х годах и появление на улицах городов современных АЗС, Беларусь еще значительно отставала от большинства стран Европы и США. Так, в конце 1930-х годов в Дании было уже 5760 бензоколонок, а в Швейцарии — 3750. Возможно, со временем наша страна и смогла бы достичь подобных показателей, но с началом Великой Отечественной войны началась и новая глава в истории отечественных АЗС.

Читайте также:

Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла
Уроки истории. Где заправлялась жена Карла Бенца и когда появились первые АЗС в Беларуси
Уроки истории. Первая поездка на такси в Минске закончилась аварией
Уроки истории. Когда в БССР появились дорожные знаки