После первой публикации о системе взимания с 1 июля 2013 года платы за проезд по некоторым белорусским трассам у участников форума появилось много вопросов. Например, кто будет контролировать оплату? Или как отличить машину с казахстанскими номерами от автомобиля с туркменскими регистрационными знаками? А нужно ли регистрироваться в системе, если иностранец едет по второстепенным дорогам? Австрийская компания Kapsch, оператор национальной электронной системы BelToll, согласилась ответить на наиболее типичные вопросы пользователей нашего сайта и сообщила, что сегодня в нашу страну поступила первая партия устройств для использования в этой системе.
«Первые бортовые устройства прибыли 20 марта, — сообщили в компании. — Это небольшие приборы, они устанавливаются на лобовое стекло автомобиля и позволяют идентифицировать транспортное средство, на которое распространяется обязательство по оплате пользования автодорогой. Благодаря бортовому устройству плата за проезд списывается автоматически, когда транспортное средство проезжает под специальными станциями сбора платы, расположенными над проезжей частью дороги».
Представители австрийской компании более подробно разъяснили вопросы по поводу системы BelToll, с которыми столкнулись белорусские водители.
Как будут различаться легковой автомобиль с белорусскими номерами и машина с европейскими регистрационными знаками? А казахи и, например, туркмены? Каков способ взимания платы с автомобилей, взятых в аренду иностранными гражданами?
Порталы взимания платы оборудованы различными передатчиками и камерами, позволяющими в режиме реального времени, не мешая движению транспортного потока, распознавать и классифицировать транспортные средства для проверки правильности оплаты.
Обязательство по оплате проезда возникает на основании технически допустимой общей массы транспортного средства (более 3,5 т) и страны регистрации транспортного средства (оплата обязательна для владельцев всех транспортных средств, зарегистрированных за пределами Таможенного союза), о чем свидетельствует регистрационный знак автомобиля, который и идентифицируется системой автоматического распознавания регистрационных знаков. Поэтому обязательство по оплате проезда зависит от страны регистрации транспортного средства, вне зависимости от национальности водителя автомобиля.
При возникновении любых несоответствий между данными, сохраненными на бортовом устройстве (при его наличии) и данными, полученными от портала оплаты, а также при отсутствии бортового устройства система создает особую запись о «подозрительном» транспортном средстве, а затем проводится ручная проверка и принимается решение по происшествию. Если нарушение подтверждается, нарушителю по почте высылается требование об оплате штрафа.
Записи о нарушении содержат снимок номерного знака, указание класса транспортного средства (количество осей), информацию бортового устройства и другие значимые данные.
Если иностранец не берет бортовое устройство для проезда по второстепенным дорогам, может ли он передвигаться по стране?
Да, может. Поскольку бортовое устройство необходимо только для проезда по платным автомобильным дорогам Беларуси, входящим в систему BelToll.
Если взять в залог бортовое устройство в пункте обслуживания, нужно ли регистрироваться в системе? Кто и как это будет делать?
Каждое транспортное средство, на которое распространяется обязательство по оплате пользования дорогами, должно быть зарегистрировано в системе BelToll и оборудовано бортовым устройством, соответствующим типу транспортного средства.
Регистрация возможна через сайт с последующим посещением пункта обслуживания для заключения контракта и получения бортового устройства. Регистрацию производит сам пользователь дороги (водитель) либо организация, на которую зарегистрировано транспортное средство.
Регистрацию в системе также можно провести через своего эмитента топливной карты, который возьмет на себя все обязательства по оформлению документов.
Каков порядок действий при краже или утере бортового устройства?
В таких случаях необходимо незамедлительно сообщить об этом в call-центр или обратиться в ближайший пункт обслуживания клиентов. Бортовое устройство будет заблокировано, чтобы избежать возможности его дальнейшего использования.
Для получения нового бортового устройства необходимо будет заново внести его залоговую стоимость. Залог за утерянное или украденное бортовое устройство не возвращается.
Основной транзитный поток идет из Польши, так почему бы не объединить две аналогичные системы? Для пользователей так будет значительно удобнее.
Хоть система BelToll и создается по такой же технологии, что и в Польше, не нужно забывать, что действовать системы будут в независимых друг от друга странах, в разных экономических системах.
Беларусь, так же как и другие страны, получит самую современную систему сбора платы за проезд, соответствующую всем европейским стандартам и требованиям, что увеличит приток средств в страну. Проект будет приносить прибыль белорусскому государству, и простые граждане также получат преимущества от его внедрения, так как у государства будет больше возможностей использовать вырученные средства по назначению — на дальнейшее развитие сети автомобильных дорог Беларуси, модернизацию трасс до европейского уровня, развитие их инфраструктуры.
Как будет рассчитываться расстояние, которое нужно проехать по платной дороге? Водители должны будут это делать сами, или же можно будет куда-то обратиться за помощью? А если стоимость проезда определят неверно?
На сайте системы будет доступен калькулятор оплат, который позволит пользователям дорог самостоятельно рассчитать стоимость проезда. После внесения информации о маршруте с указанием начальной и конечной точек, информации о классе транспортного средства и количестве осей калькулятор предложит кратчайший маршрут, ориентировочное время в пути и предполагаемый размер платы за проезд по выбранному участку платной дороги.
Если водитель находится в пути, а денег на балансе бортового устройства не хватает, то при прохождении через очередной портал оплаты прозвучит соответствующий звуковой сигнал. В этом случае водителю необходимо будет обратиться в ближайший пункт обслуживания для пополнения баланса. Водитель транспортного средства сам несет ответственность за наличие достаточного количества средств на балансе бортового устройства, равно как и за исправность бортового устройства.
Как можно будет контролировать баланс счета в пути?
Пользователи, зарегистрированные в системе, в любой момент смогут войти в свой личный кабинет на сайте www.beltoll.by и проверить состояние счета и размер платы за тот или иной отрезок дороги.
В какой валюте можно будет оплачивать проезд?
Плата за проезд по платным автомобильным дорогам BelToll взимается в белорусских рублях исходя из установленных тарифов в евро по официальному курсу Национального банка Беларуси на дату оплаты.
Оплачивать проезд можно следующими способами:
Кто и как будет контролировать соблюдение водителями порядка оплаты за проезд? Что помешает проехать через эту «рамку» без бортового устройства?
Соблюдение порядка пользования платными автодорогами будет обеспечиваться стационарными и передвижными пунктами контроля, а также мобильными органами контроля Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций.
Нарушениями порядка пользования платными автодорогами будут считаться факты:
Согласно пункту 11 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного указом №426 от 27 сентября 2012 года, инспекторы вправе контролировать соблюдение порядка использования платной автомобильной дороги, в том числе путем:
Каков размер штрафов за проезд без бортового устройства, чем они регулируются, кто их выписывает и как будет происходить оплата штрафа?
В случае если зафиксировано нарушение порядка пользования платными автодорогами, плата за проезд взимается в увеличенном размере. Принцип будет схож с принципом работы камер контроля скорости. Если транспортное средство, нарушившее порядок пользования платной автодорогой, будет остановлено транспортной инспекцией, то водителю предложат прямо на месте внести плату в увеличенном размере за факт нарушения. В случае если водителя не остановят на дороге, то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, получит по почте письмо, уведомляющее о факте нарушения и необходимости произвести оплату. Это можно будет сделать в обычном порядке через банки либо почту.
В путешествиях по Европе нигде не встречались подобные системы — в основном используются виньетки. В соседней Польше до сих пор действует система ручного взимания платы за проезд. С подобной системой никогда не приходилось сталкиваться.
Это и неудивительно, так как в Польше существуют разные правила пользования платными дорогами для легковых и грузовых транспортных средств. Что касается легковых автомобилей, то на тех участках автодорог, которые являются платными, водители оплачивают проезд наличными либо кредитной картой перед въездом на платный участок дороги либо при выезде с него. Водители же грузовых транспортных средств обязаны оплачивать проезд по платным участкам автодорог только в электронной форме с 1 июля 2011 года, когда в стране была введена в эксплуатацию аналогичная система электронного взимания платы за проезд. Для этого необходимо зарегистрироваться в системе, внести залог и получить бортовое устройство, предназначенное для использования в польской системе.
С полной картой платных участков дорог можно ознакомиться по ссылке.
Любое нарушение правил использования платных дорог влечет за собой применение административных мер воздействия согласно польскому законодательству.
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы дальнейшего развития сети автомобильных дорог Беларуси и финансирования их инфраструктуры, обеспечения на этих дорогах повышенного скоростного и безопасного режима движения, повышения уровня обслуживания пользователей данных автомобильных дорог и максимального использования транзитного потенциала Республики Беларусь, является указ президента Республики Беларусь №426 от 12 сентября 2012 года «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь».