Грязная работенка: как вывезти мусор из двора и не вымараться

 
32 440
05 апреля 2013 в 18:14
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Водители этих больших автомобилей ходят, а точнее ездят, под статьей. Их загоняют в самое пекло — минские дворы, где они ежедневно проезжают по два-три километра задним ходом. Словно улитки, вынужденные таскаться с огромной раковиной-будкой за спиной, мусоровозы едва ползут между припаркованными легковушками, из-за которых, как ошпаренные, с проклятьями выпрыгивают прохожие. Хотя и сами водители клянут, но уже проектировщиков: за хитросплетения наших дворов, за повороты в 90 градусов, за тупиковые проезды. В специфике грязной работенки минских мусоровозов мы разбирались во время нашего репортажа.

Шесть утра. Город только начинает просыпаться. Из темноты выезжает светящийся как новогодняя елка MAN. В его кабине нам и предстоит провести рабочий день. Таких машин-мусоровозов в Минске раз-два и обчелся. Почему-то всегда было принято отправлять в жилые кварталы, словно в наказание, старые ЗИЛы и ГАЗы с допотопными манипуляторами, с помощью которых редко удавалось опустошить с первого раза лязгающие железные контейнеры. Сейчас, с приходом на рынок компании, работающей по западным технологиям, все понемногу меняется.

— Ранним утром все дворы еще забиты машинами. Так что сначала к магазину на пр. Пушкина, пока там не заставили площадку автомобилями, затем к Дворцу культуры на ул. Матусевича, — обозначает маршрут наш моложавый водитель с беспроводным наушником Александр Гребенко. — А после уж в самую гущу, жилые микрорайоны. Сами убедитесь, что дворы новостроек спроектированы даже хуже, чем те, что были построены в советское время.

Александр Гребенко

Первая остановка на пр. Пушкина. В тесный двор наш водитель заезжает задним ходом, и сразу возникает неприятная ситуация.

— Прохожий! — краем глаза замечаем мужчину с мусорным пакетом в руках, который ныряет в темноту.

— Спокойно, человек нас пропускает. За 13 лет работы я уже научился фиксировать все объекты в радиусе 50 метров, — усмехается Александр. Точно. Мужчина терпеливо ждет на тротуаре, пока проедет мусоровоз.

Как оказывается, дополнительные зеркала нужны водителю скорее для самоуспокоения. Они малоэффективны в условиях ограниченного пространства во дворах, где много объектов и человек не виден из-за кустов или припаркованных автомобилей, а ситуация меняется ежесекундно. Даже на маленькой скорости есть риск сбить пешехода (в общем-то, так часто и случалось, именно под колесами мусоровозов во дворах в прошлом году погибли несколько человек).

Во время заседания рабочей группы по анализу аварийности предлагалось оборудовать все мусоровозы звуковыми сигналами, которые бы включались при движении задним ходом. Такое устройство у MAN есть, но, по словам водителей, мало помогает: люди слышат тревожный писк, но не реагируют, считают, что успеют проскочить позади медленной машины.

— С моим помощником скинулись и купили видеокамеру, — показывает на дисплей Александр. — Все, что происходит позади кузова, видно как на ладони. Компания пообещала компенсировать нам расходы и установить камеры на все машины.

Решение безусловно хорошее, но тоже имеет минусы. Уже в следующем дворе, на ул. Матусевича, девушка буквально бросилась под колеса, увидеть ее было непросто даже с помощью видеокамеры: для реакции водителю оставались доли секунды. Обзор маленький, видно только то, что происходит в непосредственной близости от кузова.

«Не убедился в безопасности выполняемого маневра при движении задним ходом на дворовой территории, не прибегнул к посторонней помощи», — сразу вспомнилась типичная фраза из обвинительного приговора.

Но ведь и правда не прибегают. Почему? А вы представьте мусорщика, который в каждом дворе пристает к прохожим с просьбой потратить минут эдак двадцать на совершенно постороннее занятие. Да его скорее отправят куда подальше со словами: «Это твоя работа, не мне ж деньги платят».

Поэтому компания, понимая абсурдность ситуации, решила выделить каждому водителю помощника. На маленькие расстояния, например во дворах, он едет на специальной подножке. На пульте есть тревожная кнопка, нажав на которую он может сообщить об опасности.

В обязанности помощника также входит загрузка контейнера в кузов. Мы специально посчитали — процесс занимает около десяти секунд и при этом мусор не разлетается по всему двору. Железный же ящик пришлось бы «вытряхивать» по несколько раз. Далекую от совершенства конструкцию постепенно меняют, все больше во дворах немецких пластиковых контейнеров.

Еще одно преимущество у MAN — это то, что «ковш» находится сзади, а не сбоку, как у других мусоровозов, что сильно упрощает задачу. Главным образом — при подъезде к контейнерам.

— Вот парень на ЗИЛе здесь бы мучился, — говорит Гребенко. — Во многих ситуациях он просто не смог бы забрать контейнер: обычно на местных проездах припаркованы машины и нет места для маневра. В моем автомобиле мусороприемник находится сзади, что сильно облегчает задачу.

В очередной двор по ул. Матусевича мы так и не смогли заехать. Наш водитель, увидев припаркованный на местном проезде Hyundai, сразу же оценил бесперспективность затеи. Водители часто оставляют место для проезда легковушек, не учитывая, что во дворы приходится направляться и более габаритному, обслуживающему транспорту.

В ГАИ в таких случаях, конечно, не звонят. Нет смысла тратить время: пока приедет патрулька, найдет контакты, дозвонится — за это время можно с десяток дворов объехать.

— Кстати, а небольшие, более маневренные автомобили разве нельзя в жилую зону запускать? — спрашиваем.

— «Газели» что ли? — засмеялся Александр. — И сколько тонн мусора она вывезут? Загрузив два десятка контейнеров, придется ехать на свалку в Колядичи. А это временные и экономические потери... Перерасход топлива опять же. В кузов нашего MAN, например, помещается содержимое 450 контейнеров. Это, к примеру, втрое больше, чем перевозит МАЗ.

Наш разговор прерывает звонок мобильника.

— Вывезли? Спасибо. Через пять минут будем, — обменявшись парой фраз со звонившим, Александр объясняет нам: — Это сотрудники ЖЭСа. Выкатили «тележки» к краю проезжей части. Вообще, от местных коммунальщиков многое зависит: некоторые нам здорово облегчают жизнь, вывозя контейнеры из дворов.

Действительно, на ул. Игнатовского ждут несколько контейнеров. Значит, не придется заезжать во двор, передвигаясь короткими «перебежками» от подъезда к подъезду. Это примерно четверть часа экономии. В благодарность Александр с помощником завинчивают разболтавшееся колесико.

Часто водители спрашивают: зачем мусорщикам нужно непременно заезжать во двор, неужели нельзя подвезти контейнеры к краю дороги, пусть выполняют свою работу!

— По нормативу мы можем не забирать контейнер, если он стоит дальше пяти метров от края проезжей части, — объясняют водители мусоровоза. — Советчики не знают, что пластиковый контейнер с мусором весит 200—250 кг, а железный — все 400! Теперь представьте, что его придется по сугробам тащить метров 100—200. Это сколько времени... А у нас все расписано по минутам! Значит, из большей части дворов мусор вывезти не успеем. Или придется нанимать втрое больше водителей, содержать еще больший автопарк, что сразу же скажется на коммунальных тарифах.

Девять утра. Многие уже разъехались, дворы опустели. Едем, как и обещал наш водитель, в самую гущу.

— Вот славная ул. Неманская, — говорит Александр. — Тут сплошь новостройки.

Казалось бы, печальный опыт советских проектировщиков надо бы учесть. Ан нет! Заезд во дворы напоминает лабиринт. Дома, если смотреть сверху, построены изломанной буквой «О». Самое неприятное — повороты в 90 градусов, особенно если в углах «пятачков» припаркованы автомобили.

— Есть водители, которые словно нарочно оставляют машины (я их называю проблемными) в таких узких местах, — продолжает водитель. — Вот, например, Mazda 323, которая всегда припаркована на углу. Сотрудники ЖЭСа много раз передавали информацию, оставляли записки. А толку? Вот сегодня она опять стоит на прежнем месте.

И хотя выворот колеса у MAN большой, все равно удается заехать только с четвертой-пятой попытки. На Т-образном дворовом перекрестке не хватает места для маневра, если края проезжей части заставлены машинами. Огромный мусоровоз проезжает буквально в миллиметрах от припаркованных легковушек. По проекту здесь все идеально, на бумаге автомобилей нет, но в реальности проблема во многом спровоцирована именно проектным решением.

— Если вижу, что не выйдет проехать, — даже пытаться не буду, — говорит водитель, у которого за 13 лет было два мелких ДТП. — Но иногда надо попробовать.

Мы еще долго кружили по этому кварталу, в котором предусмотрены только 90-градусные повороты. Почему нельзя сделать плавные изгибы? Это бы и вынуждало снижать скорость, и позволяло бы выполнять маневр без лишних сложностей.

Во время репортажа сложилось ощущение, что нет эффективного взаимодействия в цепочке водитель мусоровоза — коммунальщики — ГАИ. Одни обнаруживают проблему, другие подтверждают, а потом... Последняя структура сейчас всячески намекает, что не намерена заниматься парковочной проблемой в городе. Но альтернативы пока нет, и проблема остается нерешенной. Ну а потом на нашем форуме появляются фотографии с мусорными пакетами на крыше автомобилей.

— Только мы этим не занимаемся, — замотал головой Александр. — Наша задача — увозить мусор, а не привозить. Скорее нужно спрашивать у местных коммунальщиков. Да, знаю, они сталкиваются с проблемой, когда мусороприемные камеры, тротуары заставлены автомобилями и выкатить контейнер невозможно.

Еще одна ситуация на ул. Неманской — снова Т-образный перекресток, по углам которого стоят машины. Но удача! Находим под лобовым стеклом Toyota записку с номером телефона.

Гребенко говорит, что в таких случаях всегда звонит, хотя разговоры приходится оплачивать из своего кармана.

Люди реагируют по-разному. В этот раз девушка появилась через несколько минут и переставила машину.

Но проехав пятьдесят метров, мы упираемся в очередной автомобиль — дорогу перегородил Renault Scenic. Номера телефона нигде не наблюдается, машина без сигнализации. Вообще, кто-то же придумал разместить двор во дворе, как в той сказке про иглу в яйце, которое в утке, та птица в зайце, а он сам в сундуке. Только здесь все куда прозаичнее.

— В договоре нет фразы о том, что нужно заезжать во двор по несколько раз. Не получилось? В специальном бланке оставляем запись о невозможности и указываем причину. В этот раз я точно оставлю, потому что это самое проблемное место на моем маршруте, — достает бланк Гребенко. — Хотя обычно заезжаем по старым адресам по несколько раз — что ж, людям из-за одного человека погрязнуть в мусоре?

И снова не ясно, каковы будут последствия для этого водителя. Ему пригрозит пальцем уборщица? А он кивнет и в следующий раз опять поставит машину на то же место, потому что «парковок нет». А проектировщикам кто-нибудь официально сообщает о таких проблемах? И почему они продолжают, словно под копирку, применять типовые решения? Вопросы, ответы на которые мы так и не получили.

Следующий двор на ул. Кунцевщина. Длинный узкий проезд. Александр сразу заезжает задним ходом, потому что знает — упрется в тупик. Госавтоинспекция не разрешает делать дворовые проезды сквозными, опасаясь транзитного трафика. В результате автомобилисты вынуждены включать заднюю передачу и двигаться на свой страх и риск. Кстати, ежедневно водители мусоровозов проезжают по дворам задним ходом по два-три километра — страшный сон для курсанта автошколы!

— Самое неприятное — это если шины съедут по ледяной колее вбок, — выглядывает из кабины наш водитель. Между MAN и припаркованным BMW — считанные сантиметры. — Вот будь я на МАЗе, уже побежал бы за песком.

Впрочем, все заканчивается благополучно. Загрузив очередной десяток контейнеров, движемся дальше. На часах уже 14:00. От двора к двору мы передвигаемся рывками, с постоянными остановками. Такой ритм довольно напряженный не только для машины, но и для людей.

— Грузчик мой совсем посинел, — замечает наш водитель. — Приходится работать и в дождь, и в метель. Простуда, можно сказать, наша профессиональная болезнь.

Но сейчас, пока едем на свалку, есть возможность немного погреться в салоне. Следующая остановка уже в Колядичах, рядом с МКАД. Водители, которые едут по кольцевой, не видят эту, без преувеличения, гору мусора. Зрелище одновременно угнетающее и поражающее своими масштабами. По серпантину забираемся к месту выгрузки. Под колесами машины хрустит прессованный мусор. После того как выгружаем «свежую» порцию, из ниоткуда появляются несколько человек. Мрачная картина.

Пока они разгребают завалы, мы уезжаем за очередным грузом. Снова во дворы, в жилые кварталы, в самое пекло.