Крути педали: как городскому жителю подобрать велосипед?

 
25 317
04 июня 2013 в 17:26
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

Покупают ли горожане велосипеды из-за перегруженности дорог или это осознанный выбор в пользу экологии? Пожалуй, ни то, ни другое. Просто велосипеды в тренде. И если еще в начале 2000-х подростки гоняли в основном на «Аистах», то сегодня на минских улицах можно встретить как бюджетные модели, так и Lambo из мира байков. Onliner.by решил выяснить, на что следует обратить внимание при выборе двухколесного транспорта, если вы решились стать новым адептом велотренда.

«„Насколько герметичны амортизаторы?“ и „как повлияет на фигуру форма сидений?“ — от покупателей можно услышать и такие вопросы, — говорит Генрих, менеджер одного из столичных веломагазинов. — Нас засыпают вопросами, однако далеко не все из них дадут представление о том, какая именно модель подойдет тому или иному человеку».

В первую очередь нужно определиться, для чего вам нужен велосипед. Для обычной прогулочной езды по хорошим дорогам или велодорожке подойдет и самый бюджетный вариант — «горник» за 3 млн. На нем будет базовое оборудование: 18 скоростей, стальная рама, амортизатор вилки в 70 мм, усиленные обода. Бывают с виду одинаковые модели, но цена на них разная. Зачастую разница заключается в материале, из которого сделана рама: чаще всего сталь либо алюминий. Первый вариант дешевле, но тяжелее — весит примерно 16 кг. Тем, кто живет на пятом этаже в доме без лифта, такой вес может оказаться неприятной нагрузкой, особенно после долгой поездки. Велосипед с алюминиевой рамой весит 14 кг.

Но это не самый главный критерий при выборе. Дело в том, что на алюминий дается «пожизненная» гарантия, а на сталь — 10 лет. При этом, вопреки стереотипу, разницы в прочности нет. Обе модели восприимчивы к ударам в одинаковой степени.

На самом бюджетном варианте скорости переключаются с помощью так называемых шифтеров. Велосипеды с клавишами стоят дороже. В дополнение к элементарному удобству у таких моделей 21 скорость. Клавиши считаются более точными переключателями скоростей. Их более дешевым аналогам порой нужно несколько оборотов звездочки, чтобы встать в нужное положение. Для тех, кто всегда ездит на двух-трех скоростях, это не имеет значения. Но если вы собираетесь использовать все возможности байка, лучше в данном вопросе не экономить. При этом нужно помнить — такие модели выдерживают нагрузку до 100 кг.

Следующая ценовая категория — модели, рассчитанные на 120 кг. В таких велосипедах предусмотрено 24 скорости. Втулка, на которой держится колесо, в них более прочная. За способность выдерживать вес отвечает именно она, а не рама, как можно подумать. Втулки бывают барабанными (на них накручены звезды) и кассетными (их легко разобрать). Первый вариант при поломке придется полностью заменить. Если же сломается звезда в кассетной втулке, деталь можно просто снять и кататься дальше. В целом же количество скоростей — не тот вопрос, на котором стоит «зацикливаться» при выборе велосипеда.

Лучше обратить внимание на амортизаторы вилки. В простых моделях, как уже было сказано, их значение — 70 мм. Эта цифра означает, насколько глубоко вилка входит в трубку, скрепляющую ее со втулкой. Амортизаторы ответственны за прохождение препятствий. Для поверхности, близкой к идеальной, подойдет минимальное значение. Если же на пути встречается много бордюров, ям или маршрут будет пролегать через неасфальтированную дорогу, лучше присмотреть байк, в котором амортизатор может позволить себе большую амплитуду. Для смешанного типа езды предусмотрена функция «лок-аут»: жесткость подвески переключается с «пересеченки» на «шоссейную». Такие велосипеды стоят от 3,5 млн. Еще дороже обойдется воздушная вилка — амортизатор с помощью специального насоса можно подстроить под вес человека.

Горожанам также стоит внимательно присмотреться к выбору тормозной системы. На старых привычных «Аистах» стояло то, что сейчас принято называть ви-брейком, — ободной тормоз, в котором колодки сжимают обод. Их хватает примерно на 1 тыс. км пробега. Дисковые системы считаются более надежными, особенно во время езды по грязи, в непогоду. Диск устанавливается на специальной втулке колеса, колодки воздействуют на него. Прослужат они 3—4 тыс. км пробега. Такие системы делятся, в свою очередь, на гидравлические (байк обойдется в 5 млн) и механические.

Зачастую покупатели при выборе велосипеда делают акцент на седле. По сути, это не самый важный критерий — все сиденья имеют анатомический дизайн. Если велосипед рассчитан на длительные поездки, производитель ставит более узкое седло, т. к. в противном случае оно начнет натирать. На профессиональные спортивные байки ставят совсем узкие седла. Подразумевается, что спортсмен будет ездить в спецформе, в частности в велотрусах с мягкой подкладкой. На то, чтобы привыкнуть, уходит примерно две недели ежедневных поездок. В крайнем случае седло в любое время можно заменить (есть даже варианты с дополнительным амортизатором). Можно также купить силиконовую накладку.

Иногда девушки хотят купить велосипед «для фитнеса, а не простого катания». Но в целом все современные байки годятся для обеих этих целей. Нельзя сказать, что более популярный в городах «горник» с широкими колесами «покачает» лучше, чем «шоссейник» с узкими дугами или «гибрид». Единственное отличие между мужскими и женскими моделями — в конструкции рамы, т. е. в прямой или скошенной верхней балке. Есть теория, что мужчины инстинктивно спрыгивают с велосипеда вбок, а женщины — вперед на две ноги. Исторически же конструкция была продиктована тем, что девушки носят юбки и платья. В ценах гендерного отличия нет.

В основном новые модели продаются без щитков. Тем, кого дождливая погода не остановит перед велопрогулкой, нужно сразу докупить щитки (брызговики). Также необходимо рассчитывать, что придется дополнительно заплатить за шлем, подножку и замок (в последнее время участились кражи велосипедов). Причем советуют покупать трос длиной не меньше 1,8 м — чтобы оплести им оба колеса и раму. Бывало немало случаев, когда велосипедисты, выходя из магазинов, обнаруживали на стоянке только одно пристегнутое колесо.

В целом в салонах рекомендуют поездить какое-то время, а потом решить, чего не хватает для комфортной езды и что стоит докупить: бутылку для воды и ее держатель, фонари, бортовой компьютер (от 100 до 300 тыс.). Последний показывает время в пути, километраж, среднюю и максимальную скорость. Более дорогие варианты могут подсказать пульс человека, температуру, сколько калорий сожжено.

Велосипеды в каталоге Onliner.by.