Издалека и долго: как выживает минское гостакси на «Волгах»?

 
20 июня 2013 в 19:26
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев, Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев, Алексей Матюшков

Позвонив в какую службу такси, вы услышите, как переговариваются между собой диспетчеры? С милыми женщинами можно даже поболтать о погоде, пока ожидаете машину. Водитель до сих пор помнит анекдоты, над которыми не смеялись уже пять лет назад. Он поведает о своей обязательно нелегкой жизни, предложит пассажиру закурить в салоне и закурит сам. Когда-то это было нормой и ныне покрылось легким налетом романтики. Правда, в последнее время далеко не всем нравится подобное отсутствие формальностей, а государственные такси получили обидное клеймо «совок». Но, несмотря на несовременность своих методов, государственный извозчик до сих пор на плаву. Что помогает ему не уйти под воду?

О «государственниках» распространено немало стереотипов. Многие считают, мол, «раз не частники, значит меньше денег берут». Один километр в машине одной из минских государственных служб обойдется (на начало лета 2013 года) в 4 тыс. рублей, посадка стоит 12 тыс., минимальная поездка — 25,5 тыс. В коммерческих службах тариф составляет в среднем 4—4,9 тыс., посадка — чуть более 15 тыс. Сами же водители государственных такси объясняют «миф» по-своему:

— У нас небольшие тарифы на звонки. «Коммерсам» звонишь, тебя поставят 15-м в очереди — и жди, — эмоционально объясняет Александр (имя изменено) во время поездки по городу. «Волга», на которой он работает уже несколько лет, отсылает пассажиров в прошлое. Колорит начала 90-х дополняют прокуренный салон, кассетная магнитола и деревянные массажеры на передних сиденьях. Но любые недостатки комфорта с лихвой восполняются задушевными беседами с водителем. Эта «опция» предусмотрена далеко не во всех современных такси.

— А пока висишь на очереди, денежки с мобильного капают. В гостакси так не обманывают. Пусть машины не всегда есть в нужном заказчику районе — оператор сразу скажет об этом. К нам звонят в основном проверенные клиенты — те, кто привык ездить еще с советских времен. Такие люди старой формации готовы и через полчаса после отказа перезвонить, — продолжает таксист.

Александр понимает, что разговор далек от формальностей, и, пока мы ждем зеленого сигнала на перекрестке, вытягивает из бардачка пачку Chesterfield с российской акцизной маркой. Закуривает со словами: «Меня не раздражает дым». По запаху в салоне об этом нетрудно догадаться. Глянув в сторону пассажира, водитель рассказывает о своих клиентах без стеснения в выражениях:

— Вот ты еще молодой, а у меня большинству заказчиков за сорок, а то и за пятьдесят. Бывает, попадаются такие… Один коллега рассказывал, на жуткую бабу нарвался. У него не было сдачи 500 рублей — просто купюры только большие остались в кошельке. Она промолчала и ушла. Товарищ приехал на базу под вечер, а его — к начальнику. Отчитали по полной. Оказывается, женщина не пожалела времени — приперлась в контору и бумагу накатала. В итоге ей на телефон положили эти 500 рублей и плюнули на это дело. Короче, одна беда — пассажир всегда прав. Иногда проще скот возить, ей богу.

— Вообще, жалоб хватает — но в основном на дурных водителей, — Александр щелчком пальцев отправляет окурок в открытую форточку, кладет руки с локтями на руль и с шумом выдыхает дым — мы не попали в «зеленый коридор». — Нужно же голову иметь на плечах, когда цену заламываешь. Клиенты-то постоянные, ездят по одному маршруту, знают цену поездки. Ты ему — «давай без счетчика», а он тебе — жалобу. Нужно же быть умнее: как только подъехал, сразу называй цену. Человек согласен — значит, едем. Я там уже после на счетчике поставлю, сколько надо.

А иначе как? Система у нас такая, что сильно не разбогатеешь. Понимаешь, у нас есть план. В месяц один водитель должен привезти 6,5 млн. Выходит где-то 38 тыс. на час, если работать 15 дней из 30. Из них мне в карман идет где-то третья часть. Ну где на 2 млн сейчас просуществуешь? Но жить как-то надо — вот и подрабатываешь тихонько. Что я, двух человек без счетчика не прокачу в день, что ли? Бывает, в хороший месяц покатаешься 3—4 дня, и уже 6,5 млн в кассе. До следующего месяца можно к верху пузом лежать… Ну или ловить «от борта». Вот так у нас и сидят все на своих местах, никто к «коммерсам» не рвется. По-официальному деньги маленькие, но хорошо. У меня здесь соцпакет, а там — хомут на шее.

— Есть одна беда, когда таксуешь «от борта», — как будто чтобы усилить эффект от следующего откровения, Александр выключает звук магнитолы, и «Розовый вечер» сменяется тишиной. — Клиенты стали привередливыми, не хотят нынче на «Волге» кататься. Помню, одна фифа заявила: «Меня у вас укачает» и прыгнула в иномарку, что за мной стояла. Два раза, небось, в Mercedes проехалась, и все — плохо ей в «Волге». А от тех иномарок одно название. Думаешь, почему мы до сих пор выживаем? Да потому что автомобили «неубиваемые». Мой вроде как 12 тыс. стоил новый. Так он за все годы уже пять раз себя окупил. У нас ведь как происходит? Старая машина «сдохла» — ее списывают. А запчасти на еще ездящие «ласточки» ставят. Новые, конечно, тоже закупают, но не то чтобы много. В эту «Волгу» и от Mercedes-«крокодила» все подходит, а «соляры» она раза в 2,5 меньше «жрет». Не знаю, как некоторые «коммерсы» на своих собственных автомобилях ездят — в них же деньги вкладывать надо, через день с нашим пробегом ломаться будут.

— А как же светлое будущее? — решаюсь перебить похвалу «Волге». — С реалиями, которые вы описываете, совсем не видно хоть какого-то улучшения. Вот, говорят, ближе к чемпионату по хоккею вас ждут положительные нововведения: хорошие машины, униформа, разговорный английский…

— Какие, к черту, улучшения?! — с выражением чуть ли не отвращения водитель махнул рукой. — Я на время проведения чемпионата лучше отпуск возьму. На курсы английского во время работы ходить? А кто кассу принесет, кто деньги зарабатывать будет? А свои личные часы я на эту учебу тратить не собираюсь. Я лучше на диване полежу с пивом холодненьким, буду по телику этот самый хоккей смотреть.

Беседа в «Волге» оставила двоякие впечатления. С одной стороны, водители гостакси вполне довольны своей работой и умудряются выживать даже в плотной конкуренции с коммерческими службами, с другой — выходит уж больно мрачная картина. Судя по словам Александра, в целях гостакси отсутствует развитие, стремление привлечь больше клиентов и улучшить сервис. Чтобы выяснить, так ли это, мы обратились к другому водителю — Виталию, который проработал в разных службах такси и может сравнить их финансовые системы изнутри:

— За основное радио, прохождение доктора, механика частники платят около 700 тыс. Плюс отстегивают за ремонт, заправку, расходники и другое. У «госов» это все находится на месте, в организации. Контора зарабатывает на том, что принесут таксисты, а самим водителям достается фиксированная плата. Основной парадокс в том, что у них есть «высшая планка», больше которой нельзя приносить. Не поощряется, если человек сдал, например, не 6,5 млн, а 8. Дело в том, что выручка до определенной суммы облагается сравнительно невысоким налогом. Если выручка больше этой цифры, налог непомерно возрастает. Поэтому всех пассажиров возить по «белой кассе» им невыгодно. По-моему, это «совковая» система, невероятно далекая от товарных отношений. Считаю, там работают в основном только ленивые.

Хотя, по словам Виталия, в существовании гостакси есть выгода для пассажиров — эти службы «удерживают» тарифы. В одном из интервью Алексей Сакович, начальник управления контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Минску, отметил: «У нас свободное ценообразование на перевозки такси. Они сами рассчитывают тарифы. Я хочу ездить по 20 тыс. за километр, и у меня будет 50 тыс. абонирование. Это не запрещено. Это все на совести водителя». На деле все выглядит несколько иначе.

— Гостакси «тормозит» конкуренцию, только сбивает цену на проезд одного километра, — рассуждает Виталий. — Они утвердили свой тариф, коммерческие службы вынуждены под эту сумму подстраиваться. По-другому никак. Представьте, если у «госов» поездка будет обходиться в 50 тыс., а за дорогу на коммерческом нужно будет отдавать 80—100 тыс. Понятное дело, к первым выстроится очередь, ко вторым же будут обращаться разве что от безысходности. И это несмотря на качество услуг. Среди самих таксистов ходят разговоры, что лучшее будущее для гостакси с их нынешним парком — это закрытие. Не думаю, что государство имеет достаточную прибыль от этих предприятий. Многие воспринимают «Волги» скорее как ретроколорит постсоветской республики, нежели как полноправного игрока на рынке перевозчиков: хочу вспомнить 80-е — звоню в гостакси, заказываю «Волгу». Неплохая идея для туризма, не более.