Эксперимент Onliner.by: может ли музыка повлиять на управление автомобилем?

 
21 июня 2013 в 21:13
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Это было не совсем обычное «Водительское мастерство», на которое приехали очень разные водители на разных автомобилях — седан, выпущенный в конце 1980-х, и свежий хетчбэк, классика BMW и Jeep, итальянский Alfa Romeo и японская Honda. Но всех участников нашего эксперимента объединяет одно — за рулем они часто слушают музыку. Мы решили проверить, а могут ли влиять включенный трек и его громкость на вождение. Например, на скоростное прохождение трассы. Итак, вставляем диск в магнитолу, включаем звук на полную катушку, секундомер наготове, поехали!

На трассе было предусмотрено несколько поворотов, один из которых довольно коварный. А в одном месте было устроено что-то вроде развилки, где предстояло проверить быстроту и точность реакции участников — судья выставлял запрещающий знак и водитель должен был быстро сориентироваться.

Первым трассу опробовал судья испытаний Юрий Краснов под колюще-режущие ритмы группы Sepultura. Воодушевленный, он сразу высказал свое мнение: «Если человек владеет навыками правильного вождения, то они никуда не денутся и музыка ему не помешает, но и не поможет». А вот немецкие исследователи, проводившие похожий эксперимент, придерживаются иного мнения. Они пришли к выводу, что ревущие динамики аудиосистемы мешают парковаться, снижают внимание водителей и не дают сконцентрироваться. Вывод логичный, но неподтвержденный их коллегами из Голландии и Великобритании. Так как на самом деле?

— Вам предстоит проехать пять кругов. Во время трех заездов магнитола будет молчать, еще один рейс сделаете под поп-рок, а потом после небольшого перерыва я устрою вам психологическую встряску, мы включим тяжелую музыку и проверим, как вы справитесь, — посвятил участников в условия эксперимента Краснов. — Фишки, уважаемые меломаны, сбивать нельзя. В месте развилки помните про знак. Каждый раз будем измерять скорость заезда.

Фактически водителям предстояло соревноваться самим с собой. Нам нужно было понять, как меняется скорость прохождения круга у каждого участника. Но, конечно, без соревновательного момента не обошлось: участники постоянно интересовались — ну как, я был быстрее?

Первой опробовать автодром выпало водителю Honda Accord. Девушка, зарегистрированная у нас на форуме под ником divajulianna, призналась, что постоянно ездит с музыкой — причем предпочитает быструю, энергичную, в основном электронную. Иногда любит подпевать, поэтому неоднократно ловила удивленные взгляды окружающих. А делает звук потише... когда замечает регулировщика. В общем, идеальный участник нашего звукового эксперимента!

Во время первых двух заездов Юлия с улыбкой очень аккуратно входила в повороты, правда несколько раз не вписавшись. Пришлось сдавать назад, терялось время... Однако в третий раз она явно почувствовала трассу, уже смелее справлялась с зигзагами и ей удалось улучшить показатель. Результаты были такими: 39,19, 37,83 и 30,95 секунды соответственно. Считается, что за три заезда водитель как раз успевает привыкнуть к трассе. Прогресс налицо!

Ну а теперь самое интересное. Вставляем диск в магнитолу. Выбираем трек популярной исполнительницы Pink. Громкость близкую к максимуму. Казалось, результат под модную композицию Just Give Me A Reason будет лучше. Но девушка сбилась на повороте и потом посетовала: «Не люблю я такую музыку. Это, скорее всего, повлияло на мой результат (34,39 секунды. — Onliner.by)».

Перед решающим заездом Юрий Краснов устроил настоящую экзекуцию участнице (это предстояло пройти всем водителям, условия были равные). Сначала заставил ее приседать, а потом в духе злого сержанта американской армии пошел в психологическую атаку: «Солдат, ты справишься! Я читал твое личное дело… Автодром в опасности. Вперед!» Этот заезд водителю Honda предстояло выполнять под громкий аккомпанемент группы Rammstein.

Непонятно, что именно повлияло на результат — встряска Краснова или музыка, но заключительный заезд у Юлии получился самым быстрым! Она довольно резво проехала круг, кажется даже ни разу не сбившись — всего за 28,98 секунды.

— Просто я люблю такую музыку! Она меня заводит, придает нужный ритм. Во время последнего заезда не было дисбаланса, музыка полностью соответствовала моему внутреннему состоянию. Поэтому все получилось, — считает девушка.

Комментарий психолога

— Знаете, в случае с женщинами важнейшее значение имеет их гормональное состояние, — результаты испытаний согласилась прокомментировать психолог, заведующая лабораторией Республиканского центра проблем человека БГУ Светлана Сагайдак. — В данном случае все сложилось хорошо. Девушка прекрасно справилась с заданием, музыка ей придавала нужный темп. Но дело, считаю, не в песне, а в душевном состоянии. Ведь завтра эта же мелодия может спровоцировать водителя (не дай бог, конечно) на неадекватные действия. Так что влияние музыки в данном случае скорее косвенное.

Вторым участником испытаний стал Сергей (на Onliner.by он зарегистрирован под ником suday) за рулем своей Kia Sportage, всегда ездящий с громкой музыкой. «Если нахожусь в салоне один, то ставлю звук на максимум!» — говорит он.

Водитель кроссовера бодро выехал на трассу и с каждым разом все улучшал результат, выигрывая на прямых. Первая попытка — 30,22 секунды, вторая — 34,66, третья — 32,89.

— Ты украл мое сердце, я твоя желанная жертва, — затянула Pink из динамиков Kia. Кроссовер сорвался с места и финишировал через 28,28 секунды. Правда, водитель остался недовольным: «Нединамичная какая-то песня…»

Нужный ритм задал неутомимый Краснов, заставивший Сергея приседать:

— Твои друзья в беде. Они в пустыне Колорадо! Их нужно спасать. Ты готов?

— Да, сэр!

— Тогда включай музыку, она поможет тебе!

Удивительно, но круг под тяжелую музыку Sepultura оказался так же, как и для первой участницы, самым быстрым — 25,95 секунды! Неужели немецкие ученые ошиблись? Выходил результат с точностью до наоборот. Брутальные куплеты не мешали, а помогали в управлении автомобилем. Во всяком случае первым двум участникам.

— Тяжелая музыка добавляет динамики, — подытожил Сергей. — Завел и поехал. Если бы дали возможность, я б еще результат улучшил.

Комментарий психолога

— В данном случае мы имеем дело с водителем, который способен абстрагироваться и полностью концентрироваться на управлении автомобилем. Ему все равно, что играет в динамиках. Чем больше ему дают попыток, тем для него лучше. Заметьте, Сергей планомерно улучшал свой результат. И так бы продолжалось, если бы еще были предусмотрены заезды.

Водитель Alfa Romeo 156 выехал на автодром третьим. Артем, зарегистрированный на форуме как hwoarang84, признался: «Меня, вообще-то, не музыка провоцирует, а скорее машина. Но чем больше скорость, тем тише делаю звук в магнитоле. Так же, как во время, например, напряженной ситуации на дороге».

— Альфочка, девочка моя, давай! — подбадривал судья очередного участника.

Породистый звук итальянского двигателя с готовностью откликнулся. Но в первом же заезде участник эксперимента сбил фишку, а время прохождения составило 31,42 секунды. Во втором заезде водитель исправился и даже успевал показывать повороты (!) — 30,38. Третий круг был преодолен всего за 28,89 секунды.

Снова запускаем диск, выбираем композицию Pink. На старт! Круг был преодолен за 27,56 секунды. Это лучшее время! Заметьте, до этого у Артема все время был прогресс.

— Тебе предстоит попасть на вражескую территорию. Дерзай! — настраивал перед ответственной миссией участника эксперимента Краснов.

Но, увы, рифы электрогитары Sepultura Артему не помогли улучшить результат. Он проехал чуть медленнее, чем в предыдущий раз (29,93 секунды), отметив, что музыка ему здорово мешала: «Она просто отвлекала. Я не управлял, а слушал ее. В результате на сложном повороте не вписался».

Комментарий психолога

— Даже выбор марки автомобиля говорит, что скорее это человек чувствительный, может быть даже артистичный. Во время управления он сливается с машиной, а все остальные звуки для него — лишние. Отвлекают, мешают ему. Тяжелые музыкальные произведения — не его. Да, пожалуй, в данном случае включенный трек мог повлиять на управление автомобилем.

Четвертым участником эксперимента стал водитель Audi V8. Алексей (ник на Onliner.by — Stef666), владелец автомобиля с двигателем объемом 3,6 литра, объяснил свои звуковые предпочтения так: «Громкую музыку я не люблю. А это та, которая заглушает мотор моей машины».

Управлять длинным седаном из 1980-х было довольно сложно. На коварном повороте Audi выехала за пределы трассы. Поэтому первый заезд оказался медленным — 41,45 секунды.

— Перед поворотом возьми левее, чтобы раньше выполнить маневр, — объяснял Краснов.

Возможно, рекомендации судьи помогли, потому что второй круг водитель Audi проехал за 28,24 секунды. Правда, в следующем же заезде опять сбился и попался на злосчастном повороте — 33,74 секунды.

Музыка Pink словно вдохновила молодого человека, и четвертый заезд стал для него самым быстрым — 27,07 секунды.

Затем последовала традиционная встряска от Краснова:

— В пустыне застрял наш спецотряд. Поезжай и спасай. Время не ждет!

Грув-метал, видимо, не очень пришелся по душе водителю Audi. Его пятый заезд оказался чуть медленнее предыдущего — 27,69 секунды.

— Честно говоря, комфортнее было ехать вообще без музыки, — кратко прокомментировал Алексей. — Pink я не слушал, а Sepultura мешала, отвлекала. Лучше бы AC/DC.

Комментарий психолога

— Возникло ощущение, что у водителя этот автомобиль появился сравнительно недавно. Возможно, он все время старается ездить по ПДД, и толком мощь машины ему еще не удавалось опробовать. Во время испытания, где уместно было давить на педаль газа, он привыкал, подстраивался. Ему словно впервые удалось проехать без оглядки на правила.

Пятый участник испытаний на Jeep Grand Cherokee во время всех заездов показывал довольно стабильный результат. Денис, зарегистрированный на форуме как MELOUN1, ловко входил в повороты, несмотря на раскачивавшийся кузов внедорожника. Первый круг — 27,32. Во время второго заезда (26,77 секунды) он, правда, проехался прямо по покрышке и как будто не заметил этого.

— Я больше не буду, — пообещал он в ответ на сердитый взгляд Краснова. И практически повторил время второго круга — 26,76 секунды.

А вот заезд под композицию Pink оказался для него самым удачным — 26,29 секунды.

На последнее испытание водитель даже надел маску. Образ очень вписался в стилистику группы Sepultura, но результат для Дениса оказался наихудшим — 27,34 секунды. Могла ли повлиять на водителя столь тяжелая песня? Два музыкальных заезда показали разное время.

— Когда играла Pink, то было все равно. А Sepultura не дала сосредоточиться на трассе. Я не управлял автомобилем, а скорее слушал музыку.

Комментарий психолога

— Вполне вероятно, что водитель под конец испытаний банально устал, перегорел. Машина на поворотах раскачивалась, требовались усилия, чтобы погасить колебания, а время он показывал хорошее. Он быстрый, а машина сложноватая для стремительного драйва, это сказалось на результате. Опять-таки музыка ни при чем.

Следующей, шестой, на автодром выехала энергичная девушка Евгения (на Onliner.by зарегистрирована под ником zaikaplus) на Renault Sandero Stepway. По ее словам, в машине она всегда включает музыку.

Евгения проходила трассу с характерной женской осторожностью, ошибившись лишь раз — во время второго заезда водитель проехала под запрещающий знак судьи.

— А я в нее верил! — досадовал Краснов.

— Вы слишком поздно показали. Времени не было среагировать, — заметила Евгения.

Итог трех тихих заездов был таким: 31,1, 30,2, 28,42 секунды соответственно.

— О, это ж моя любимая песня! — воскликнула девушка, услышав первые звуки композиции Pink. Евгения задорно вырулила на старт и проехала круг с самым быстрым временем — за 27,9 секунды.

Затем последовали физкультупражнения под выкрики Краснова: «В магазине спорттоваров украли лыжные палки. Нужно помочь нашей сборной по бобслею!» Последний круг был пройден за 30,08 секунды.

— Музыка на меня жестко повлияла. Лучше езжу под ту, что поспокойнее. Ни Rammstein, ни Sepultura мне не нравятся, — призналась водитель Renault.

Комментарий психолога

— Это нормально, что девушке не понравилась тяжелая музыка. Многим женщинам она не по душе. Так что это неудивительно, и в данном случае композиция действительно могла повлиять на результат.

Седьмым участником стал водитель BMW 5-Series. Юрий (ник на форуме — subwoow) тоже признался, что любит ездить с громкой музыкой. Во всех его автомобилях были установлены мощные акустические системы. В этой машине он еще не успел подключить сабвуфер. Но динамики и так звучали весьма прилично.

— Покажи класс назло всем троллям! — приветствовал последнего участника судья.

Характерный звук дизельного двигателя ознаменовал старт. Ну что ж, результаты были довольно хорошими: первый заезд — 27,36 секунды, второй — 25,57, третий — 26,4. Но во время первых двух попыток водитель, уже финишируя, задел фишку.

В этот момент соревнования пришлось прервать — двигатель перегрелся и стрелка вошла в красную зону.

Это, надо заметить, повлияло на последующие результаты: под Pink водитель BMW явно осторожничал и проехал круг за 33,63 секунды, а вот под Sepultura не сдержался и стал ускоряться, преодолев в итоге трассу за 26,49 секунды.

— Музыка ничего не решала. Наоборот, во все времена года я езжу с открытым окном и громкой музыкой. Так что для меня это привычное состояние, — объяснил парень.

Комментарий психолога

— Выбор автомобиля говорит, что водитель скорее активный человек. Но во время эксперимента ему пришлось думать не о музыке или скорости, а о двигателе. Это в конечном счете сказалось на результате.

* * *

Испытания оставили неоднозначное впечатление: два участника показали лучшие результаты именно под тяжелую музыку, еще четверо — под поп-рок. Оказало ли влияние на водителей то, какая композиция звучала из динамиков? Могут ли Sepultura или Rammstein снизить скорость реакции и ухудшить распознавание опасности ситуации? А Pink, наоборот, — способствовать успешному вождению? Или просто участники планомерно, от заезда к заезду, улучшали результат? Тогда почему заключительный круг был для многих медленнее? Факторов может быть много, и определить, как музыкальные композиции влияют на управление автомобилем, очень сложно. Тем более что каждый реагировал на один и тот же трек по-разному.

С этим солидарна психолог Светлана Сагайдак. Она обращает внимание: «Музыка — это вибрация, которая воздействует на мозг. Но каждый реагирует на нее по-своему из-за особенностей взаимодействия полушарий. Одна композиция может активизировать мозг у одних и подавлять — у других. На более чувствительных людей музыка влияет как положительно, так и негативно, а другие, более выносливые, могут абстрагироваться, и им будет все равно. В зависимости от характеристики типологии нервной системы и с учетом четвертого параметра (того, как работает мозг), можно выделить 36 типов людей. Это большая раскладка. А если еще учесть два типа вибрационных воздействия, то есть музыки (поп-рок и грув-метал), то получится очень индивидуальное влияние».