Владелец Mercedes G63 AMG: «У меня забрали машину и платеж, всего — 172 тыс. евро». Комментарий таможни

 
16 июля 2013 в 18:21
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by, Алексей Матюшков, gtk.gov.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by, Алексей Матюшков, gtk.gov.by

Громкий случай конфискации Mercedes G63 AMG за 2,1 млрд рублей вызвал массу обсуждений, некоторые вопросы остались невыясненными. «Были предъявлены документы, согласно которым стоимость машины составила 106,9 тыс. евро, — сообщали в ГТК. — Эта сумма вызвала подозрения у сотрудников таможни». Onliner.by удалось связаться с владельцем дорогостоящего Mercedes, живущим в Москве. По его словам, он был бы согласен доплатить пошлину, однако ему не дали такой возможности. Мы обратились за комментарием в Минскую региональную таможню.

Официальные данные, распространенные ГТК, таковы: «В ходе проведения проверочных мероприятий были собраны достаточные данные, свидетельствующие о том, что стоимость легкового автомобиля Mercedes-Benz G63 AMG 2012 года выпуска составляет 125,5 тыс. евро (а не 106,9 тыс. евро). Следовательно, владелец машины недоплатил таможенных платежей на сумму свыше 100 млн рублей. Был начат административный процесс по части 5 статьи 14.1 КоАП („Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь“). Решением суда Октябрьского района г. Минска транспортное средство конфисковано в доход государства».

Сам бывший владелец конфискованного Mercedes, москвич Дмитрий, рассказал Onliner.by некоторые подробности этого дела. Правда, его слова оставили больше вопросов, чем ответов: «Mercedes привезли из Германии. Там погрузили машину на автовоз, выгрузили в Минске на таможне. Мы подали декларацию в таможню, ее одобрили, тогда мы внесли деньги — около 65 тыс. евро. В документах значилась стоимость G63 AMG — 106,9 тыс. евро, бумаги были заверены на литовско-белорусской границе. Сумма была согласована с таможней при подачи декларации, а также сумма была подтверждена немецкой компанией-продавцом, заверена нотариусом и апостилирована. Обычно автомобиль проходит все процедуры за 3—4 часа. Но в тот день нам сказали, что у инспектора закончилась смена, попросили подойти „завтра“. Во время второго визита нам сообщили, что машина поставлена на проверку, которая займет 10 дней. Когда этот срок прошел, мы узнали, что проверка еще не закончена (были праздники). Подождали еще какое-то время — и нам выдали бумагу с формулировкой: „Неправильно указан отправитель“. Мы выполнили рекомендации таможни, декларацию подали вновь. В ответ получили акт изъятия автомобиля. Но если возник вопрос о цене машины, почему не проводили процедуру КТС (контроля таможенной стоимости), почему не предложили свою стоимость? Мы бы доплатили».

«В течение следующего месяца мы совместно с адвокатом пытались выяснить хоть какую-то информацию о машине, но все было тщетно, — уверяет молодой человек. — Согласно неофициальной информации из таможни, причиной изъятия стал поддельный инвойс (счет-фактура). А потом был суд. Правда, о нем мы узнали только получив приговор. То есть на самом процессе наша сторона не присутствовала — повестки не присылали, на заседание не позвали. Позже решение суда никак не комментировали. В приговоре значится: „Mercedes [подчеркну] неустановленного лица подлежит конфискации в пользу государства“. Как же не был установлен владелец? Машина предназначалась мне, была оформлена на конкретного ИП в Минске. В итоге мы потеряли сам автомобиль и 65 тыс. евро таможенных платежей. Почему хотя бы их не вернули? Мы писали жалобу на действия таможни в прокуратуру РБ — безрезультатно. Осталось лишь идти в Верховный суд — может, там удастся чего-нибудь добиться».

«К нам поступила оперативная информация о ввозе автомобиля по подложным документам, в которых указана заниженная стоимость товара, — прокомментировали ситуацию в Минской региональной таможне. — Сведения были проверены, от правоохранительных органов зарубежных стран получены копии документов, подтверждающие сомнения сотрудников таможни. Таким образом, факт занижения стоимости был налицо. Таможенный кодекс Таможенного союза содержит норму о том, что именно декларант несет ответственность за достоверность заявленных сведений. С такими случаями таможенники уже встречались: порой цену на автомобиль занижают в поддельных инвойсах и в 10 раз. Естественно, одного извинения за такое нарушение недостаточно. Часть 5 статьи 14.1 КоАП („Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь“), по которой рассматривалось дело в суде, предусматривает конфискацию товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, и штраф, более мягкого наказания нет. К слову, таможенный платеж [65 тыс. евро. — Onliner.by] в подобных случаях возвращается по заявлению, либо сумма может быть использована позже — в зачет другого ввозимого автомобиля».

Со слов оперативных сотрудников таможни, проводивших проверку, несмотря на то что автомобиль декларировал наш соотечественник, фактическим получателем (заказчиком) ТС являлся гражданин России. Таможенники также отметили: «После принятия судом решения о конфискации автомобиля он был передан в соответствующую организацию, занимающуюся последующей реализацией предметов правонарушения, обращенных в доход государству. Ее сотрудники определяют конкретную стоимость и место реализации».