Какие трудности ждут «правосторонних» водителей на левосторонних дорогах?

 
32 509
25 июля 2013 в 16:14
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

Может ли водитель с 7-летним стажем вновь почувствовать себя новичком за рулем? Может! Если он впервые передвигается по дорогам с левосторонним движением. Корреспондент Onliner.by, покатавшись несколько дней по Англии, испытал все трудности «зеркальных ПДД» на себе. Оказывается, самой большой проблемой для «правосторонних» водителей здесь являются не перекрестки или кольцевые развязки, а габариты машины. Подробнее — в нашем репортаже!

Уже подлетая к лондонскому аэропорту Гатвик, я всматривался в иллюминатор и пристально наблюдал за местными (левосторонними) автобанами. Первый опыт езды по «зеркальным» дорогам для меня казался даже более важным событием, чем тест-драйв Range Rover Sport, на который я прибыл в Англию. Перед вылетом почитал специализирующиеся форумы, где пользователи описывали все основные трудности первого «переключения» на левосторонние ПДД. Но позже выяснил, что там описывались далеко не все ключевые моменты.

Обычно на зарубежных тест-драйвах журналистам выдают машины прямо в аэропорту. Слава богу, организаторы данного мероприятия решили доставить нас в отель с водителем. С самолета меня встретил сотрудник Land Rover Jaguar, и мы отправились в отель, который находится в 250 км от Лондона, на универсале Jaguar XF. Следующие три часа я внимательно наблюдал за особенностями движения, чтобы «глаз привык» к левосторонним дорогам. Как я и думал, самым «корявым» маневром оказался выезд на кольцевую развязку. Как и в континентальной Европе, в Англии кольцевых развязок больше, чем у нас люков. Хотя, спасибо британским дорожным службам, почти все круги имеют огромные указатели (не увидеть невозможно), что движение производится по часовой стрелке.

Прибыв в отель, я сделал для себя несколько предварительных выводов. Во-первых, когда на дороге есть другие автомобили, то запутаться будет сложно — езжай в потоке и все. Во-вторых, нужно внимательно выезжать на круговые развязки, которые не имеют плаката «Left!». В-третьих, нельзя забывать, что на ближайшие четыре дня словосочетание «крайняя левая» для меня полностью меняет смысл — теперь это самая медленная полоса на многополосной трассе.

Грузовики в крайней левой бывают не только у нас на МКАДе
Грузовые автомобили в крайней левой бывают не только у нас на МКАДе

Праворульные автомобили имеют некоторые конструктивные особенности по сравнению с привычными для нас леворульными. «Баранка» и педальный узел просто перенесены в правую часть салона. Педаль газа по-прежнему правая, тормоз — по центру, а сцепление — слева. С этим проблем возникнуть не должно. Рычаг КПП ничем не отличается от «леворулек». Правда, переключать ступени теперь придется левой рукой. Первая — от себя и вперед. В «автоматах» то же самое: если положение «S» было на АКП леворульной машины справа, то и на «зеркальной» модели тоже будет справа.

На форумах вычитал информацию, что в английских машинах поменяны местами рычажки «дворников» и указателей поворота. Мол, левая рука занята переключением передач, а правая в это время отвечает за «поворотники». Это неправда. Специально всматривался в салоны припаркованных автомобилей — у всех (независимо от типа коробки передач) рычажок «поворотников» с левой стороны колонки, а «дворников» — с правой. Собственно, как и у нас.

На следующий день я впервые в жизни выехал на дороги с левосторонним движением, находясь за рулем. Все Range Rover Sport имеют 8-ступенчатый «автомат», поэтому проблем с переключением передач левой рукой у меня не возникло. Мог полностью сконцентрироваться на дороге. Уже с первых метров мне показалось, что я снова в первый раз сел за руль авто: практически отсутствие чувства габаритов машины и непокидающее ощущение, что «на тебя все смотрят». Эти же эмоции я испытывал лет 10 назад, когда проехал первые в своей жизни 20 метров за рулем.

Через час езды по английским загородным трассам с большего привык к «левым» дорогам и понял, что ездить по ним не так уж и сложно. Гораздо большую проблему для меня создало правое расположение руля. Лучше бы мне дали обычную «леворульную» машину и выпустили на ней на английские дороги. Теперь я понимаю, почему все прокатные машины в Лондоне имеют поцарапанные колесные диски с левой стороны.

Я, как и большая часть автомобилистов планеты, привык к тому, что, когда я нахожусь за рулем машины, весь автомобиль расположен справа от меня. И в той части мозга, которая отвечает за ориентацию в пространстве, уже запрограммировано, что в машине я сижу слева. Мы же не смотрим в правую сторону, когда совершаем маневры на белорусских дорогах. Мы знаем, что сидим не по центру машины и довольно точно ощущаем крайнюю точку (зеркало заднего вида) автомобиля справа. Это превращается чуть ли не в инстинкт.

Именно поэтому, выезжая с прилегающей территории или двора на левостороннюю улицу, водители из «правосторонних» стран часто наезжают левыми колесами на бордюры. Еще одной трудностью были зеркала заднего вида. Очень нелегко привыкнуть к тому, что внутреннее зеркало заднего вида слева и что правое наружное зеркало прямо возле тебя.

Когда на дороге много автомобилей, проблем с полосами нет вообще. Но иногда приходилось выезжать с прилегающей территории на пустынную дорогу, где проезжает одна машина в сорок минут, и «на автомате» становился в правый ряд. И лишь при появлении «встречки» понимаешь, что двигаешься не «по-английски». Как мне объяснили сотрудники Land Rover, в местных ПДД нет понятий «помеха справа» или «помеха слева». Дорожное движение там организовано таким образом, что данный пункт наших Правил там не нужен.

Левостороннее движение и правое расположение руля усугубляли еще два фактора: 2-метровая ширина Range Rover и узенькие британские дорожки практически без обочины. Иногда приходилось буквально останавливаться для того, чтобы пропустить автобус или грузовик. Понятия не имею, как там в некоторых местах разъезжаются два автобуса. В Уэльсе есть районы, где на дороге по ширине может поместиться лишь один автомобиль. Если вдруг встречаются две машины «нос в нос», то для их разъезда существуют островки, куда заезжает один из автомобилей, пропуская другой.

К концу второго дня я уже наловчился ездить и с правым рулем, и по левой стороне. На автобанах часто «топил» в крайней правой (да, непривычно звучит), опережая весь поток. Единственное, к чему я так и не привык — это к тому, что ремень безопасности за рулем приходилось брать справа. Каждый раз, размещаясь на водительском кресле, тянулся к левому плечу в попытках «нащупать» заветный ремешок. Зато после Англии я в Минске несколько раз чуть не поехал «против шерсти». Оказывается, вернуться в родной «правосторонний» режим не намного легче, чем буквально заново учиться ездить по левосторонним дорогам.

Несколько слов хочется сказать о скоростных ограничениях, действующих в Соединенном Королевстве. На частных дорогах (их достаточно много) максимально допустимая скорость — 20 миль в час. В населенных пунктах — 30 миль в час. На загородных дорогах — 60 миль в час. На автобанах — 70 миль в час. Нарушением считается превышение скорости на 10% от максимальной + 3 мили в час. Т. е. на загородных дорогах, по сути, можно передвигаться со скоростью 69 миль в час, а на автобанах — 80 миль в час.

Скоростной режим в Англии нарушают крайне редко. Причина — огромное количество камер. При этом много где расположены «парные камеры», которые фиксируют ваш автомобиль («запоминают» по номерам) в двух разных местах и засекают среднюю скорость передвижения между этими точками. Таким образом, даже проехав мимо обеих камер со скоростью 10 миль в час, вы можете получить штраф, если в «невидимой» зоне неслись с огромной скоростью.

Из-за очень узких улиц практически во всех деревушках и небольших городах автомобили паркуются на тротуарах, а не вдоль дорог. Эту проблему сейчас пытается решить британская ассоциация помощи слепым и слабовидящим Guide Dogs. В Лондоне и других крупных городах пешеходные переходы подготовлены для «правосторонних» людей, и в опасных местах прямо на дороге написано «посмотрите направо». Кстати, туристов, не привыкших к левостороннему движению, можно узнать еще и по привычке идти по правой стороне тротуара.