В первой в стране велокухне «Гараж 38» велосипедисты получают советы и инструменты, а устраняют поломки сами

 
11 147
08 августа 2013 в 11:28
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Никонов

«Первое впечатление в велокухне и вправду на гастрономическую тему, — пишет „СБ — Беларусь сегодня“. — Внимание сразу же привлекает большой пыхтящий самовар на столе в окружении чашек и тарелок с печеньем. Но на этом параллели с общепитом заканчиваются, а обилие всевозможных деталей и запчастей вокруг даже неспециалисту подсказывает, что оказался он в мастерской».

Велокухня находится в старом гараже под номером 38 во дворике возле костела Святого Роха в Минске. Правда, догадываешься об этом по цифрам на соседних боксах. На двери самой мастерской — только яркие причудливые узоры. Дверь разрисовала архитектор — подруга одного из вдохновителей проекта, председателя Минского велосипедного общества Евгения Хоружего. Старый гараж купил один из активистов общества, велосипедисты привели его в порядок: убрали горы мусора, снизили уровень пола (в помещении и встать нельзя было в полный рост), покрасили стены, все как следует оборудовали.

Сегодня старый гараж не узнать: вдоль белых стен стоят стеллажи с деталями, хитрые инструменты для наладки велосипеда, висят покрышки, вот и умывальник. Причем запачкает руки не только мастер, но и посетитель — смысл новой мастерской как раз в том, чтобы дать нужный ключ или отвертку, объяснить причину поломки, а уж исправить ее велосипедист может самостоятельно. Естественно, денег за помощь не берут, велокухня существует за счет пожертвований и держится на чистом энтузиазме.

Вообще, подобные велокухни широко распространены по всему миру. Движение зародилось в США, чтобы популяризировать экологичный транспорт, наглядно объяснить, что в ремонте велосипеда нет ничего сложного. Евгений Хоружий заверяет: «Гараж 38» ни в коем случае не альтернатива или конкурент обычным мастерским. Сложным ремонтом они почти не занимаются, чаще всего помогают людям устранять небольшие проблемы, рассказывают, как правильно ухаживать за их двухколесным транспортом. «Скорее мы этакая велотусовка, которая хочет сделать жизнь веселее», — говорит он. К слову, в Будапеште на одной из велокухонь энтузиасты собирают из старых деталей и ржавых рам многоместные и даже грузовые велосипеды! А после проводят парад на них во главе с духовым оркестром, который, конечно же, тоже крутит педали.

Опытный мастер велокухни Александр старается хотя бы пару раз в неделю заехать в «Гараж 38». По профессии он системный администратор, но опыт за рулем велосипеда немалый — в год проезжает по 10 тысяч километров! Так что может и заменить тормоза, и заклеить проколотую шину, и настроить скрипящий блок переключения передач. Говорит, за сложный ремонт вроде разбора велосипедной вилки он принципиально не берется, потому что сил и времени на это уйдет очень много, а починить деталь не всегда получается. Словно по заказу заехавший на велокухню буквально минуту назад парень уже собирает вокруг себя толпу — ту самую вилку он как раз и намерен разбирать. Александр выносит нужный инструмент и занимает место среди зрителей. Возможно, скоро тут появится новый мастер.