Слышите, как сильно хлопнула автомобильная дверь, раздался звук стартера и после двух-трех перегазовок мотор в буквальном смысле зашелестел в ровном темпе? Практически каждый сможет узнать эту череду звуков, ведь это завелась «копейка», ВАЗ-2101. Сейчас для одних этот автомобиль — обычный ненавистный «тазик», который все еще ползает по дорогам, для других «копейка» — воспоминание из далекого детства или молодости, а для третьих — мечта, пусть и 30-летней давности. Уже давно нет той страны, где выпускались «Жигули» первой модели. А 01-е до сих пор бегают по дорогам мира и упорно не хотят разваливаться, как это сделал великий и могучий Советский Союз. Как вы поняли из написанного выше, сегодня речь пойдет об очень простом, но надежном автомобиле ВАЗ-2101.
Она как будто сама меня нашла…
Машина попала ко мне в 2007 году. Уже на тот момент она была немолода. Моя «копейка», а точнее ВАЗ-21013, убежала с конвейера в 1982-м. И спустя 25 лет попала ко мне еще в родном желтом окрасе. Предыдущий владелец этого автомобиля был передовиком гродненского «Азота», и за трудовые заслуги ему подарили «Жигули». Однако время шло, шли годы, и в 2007 году «копейка» осиротела. Дедушка, видно, был очень хорошим и аккуратным водителем, ведь машина продавалась просто в идеальном состоянии. Она как будто сама меня нашла, т. к. объявлений о продаже нигде не было, автомобиль просто стоял в гараже и ждал. Ждал и дождался. Я увидел его случайно и всего за $500 приобрел у жены умершего владельца.
Когда я пошел ставить машину на учет в ГАИ, меня спросили, какой госномер я хочу. В шутку ответил: «Дайте какой-нибудь поблатнее». Ну инспектор и достал красивый номерочек: 6006 ВМ-4. Я уже думал отказываться от него, т. к. не хотелось выкидывать лишние деньги за «красоту цифр». Но инспектор сказал заплатить как за обычный регистрационный знак. Вы только не подумайте, что у меня есть связи в ГАИ, я обычный студент одного из гродненских вузов.
Пробег в 2007 году у автомобиля был всего 100 тысяч километров. Согласитесь, это не так много для 25-летней машины. Сейчас она пробежала почти 190 тысяч. В двигатель за 6 лет я даже не заглядывал, как и во многие другие части моего «тазика». Признаюсь, машину я не щажу: эксплуатирую круглый год, двигатель и ходовая испытывают серьезные нагрузки. Чудо, но «копеечка» до сих пор может развить максимальную скорость, установленную заводом, да и разгон до сотни далеко не отошел от заводских параметров и составляет 20 секунд. Я понимаю, что для современного автомобиля это не цифры, но давайте не забывать, что на данный момент моим «Жигулям» уже 31 год. Поэтому, пожалуйста, не смейтесь громко, владельцы иномарок, посмотрим на ваши машины в 30-летнем возрасте и тогда посмеемся вместе.
Интенсивная эксплуатация, безусловно, сказывается на состоянии автомобиля. В 2010 году машину пришлось полностью перекрашивать, а спустя еще 3 года — заваривать днище. Буквально пару недель назад я обработал его «бикором», и теперь на очереди переварка порогов. Думаю, что сделаю это уже после зимы, ведь домкрат они еще держат, да и сквозных дырок пока нет.
За 6 лет в машину вложил всего около $600. Несколько раз менял тормозные колодки, помпу, подшипник вентилятора охлаждения двигателя, а также левый держатель шаровой опоры. Еще поставил новую выхлопную систему. Единственная непонятная вещь, с которой я столкнулся, — сильно прогнила задняя левая дверь (хотя автомобиль не был бит), другие же двери еще в относительно неплохом состоянии. Для эстетики, конечно, дверь заменил, тем более что стоила она всего $10. К слову, пороги из толстого металла на ВАЗ-2101 купил за 28 тысяч рублей. Смешные цифры, не правда ли?
Стоит отметить, что машина никогда не останавливалась по причине поломки, она всегда ездила и просила: «Замени мне поломанную детальку». И я менял, а она меня за это благодарила исправной работой даже в 30-градусный мороз. Думаю, что перечень замененных деталей не так велик для такой старой машины, и это говорит не только о качестве автомобиля, но и о его предельной простоте. Причем это не пустые слова. Если не верите мне, то спросите у своих родителей или дедушек (а может даже и у бабушек).
В салоне бедно, зато есть две кровати и мягкий диван
В салоне довольно просторно и светло. Большая площадь остекления дает о себе знать. Из приборов только спидометр (шкала до 160 км/ч, но на деле стандартные «копейки» разгонялись до 142 км/ч), пятизначный одометр, датчики бензина, температуры двигателя, давления масла и тормозной жидкости. Все просто.
Светотехникой управляешь с кнопок (включение габаритов и подсветки панели приборов), а переключение на ближний и дальний свет производится с помощью рычажка возле руля. Там же находятся рычажки включения поворотов и дворников. Режимов, кстати, у них всего два: прерывистая и постоянная работа. Омыватель стекла включается как и в современных автомобилях — смещением рычажка дворников на себя. Аварийной сигнализации у моей машины нет и никогда не было. Производитель словно знал, что этот автомобиль никогда не сломается. Шутка!
Печка в «Жигулях» всегда славилась своей производительностью. Учитывая тот факт, что в машине всего два воздуховода, в 10-градусный мороз в салоне через 5 минут уже около 20 градусов тепла. Однако какой бы мощной ни была печка — запотевания стекол не избежать. Ведь обдувается только «лобовуха». Автомобиль также оборудован классическим русским кондиционером, правда я не привык к такому «навороту» и им вообще не пользуюсь. Бардачок, пепельницы (одна на передней панели и две в задних дверях) — все это прилагается. Прикуриватель тоже имеется.
Однако не стоит забывать, что генератор в этих машинах не самый мощный, поэтому много современных «штучек-дрючек» он не потянет. Но мою колонку (привезена из Китая, читает флешки, опознает телефоны и играет очень даже ничего) и зарядку для телефона исправно обеспечивает электричеством. Да, в автомобиле нет аудиосистемы, но вопрос с музыкой я решил, да в придачу оснастил машину радио и ТВ. В этом мне помогает надежный и верный друг — Nokia TV1000.
Заводские зеркала в автомобиле маленькие, поэтому пришлось их немножко обновить.
А теперь расскажу о том, чего даже в Bentley нет. Первое. Ремни безопасности в «копейках» не натяжные, а накидные. Ты их просто накинул и вроде бы с виду пристегнут, а на самом деле нет. Здесь аж три плюса: первый — это то, что к тебе не будет претензий ни у одного сотрудника ГАИ, второй — ремень никак не ограничивает твои движения, третий — при столкновении ты можешь вылететь из машины, и иногда это лучше, чем остаться в ней, ведь, признаю, безопасности в автомобиле никакой. Последний плюс, конечно же, очень спорный, да и разбиваться мне как-то не хочется. Жизнь все же дороже дешевых понтов. Безусловно, пристегнуться по-человечески тоже можно.
Второе — передние сиденья можно спокойно разложить и тогда образуется два полноценных спальных места. Такой функцией мало какая машина может похвастаться. Кстати, заднее сиденье в 01-й очень мягкое, словно домашний диван.
Пять мешков «бульбы» и 72 «породистых коня»
Багажное отделение сравнительно небольшое. Специально для коренных белорусов проводил испытания — «бульбы» влезет пять мешков. Кроме картошки в багажник поместится еще запаска, инструмент, насос, домкрат и с правой стороны еще будет находиться бензобак объемом 39 литров. А чтобы «бульбе» не было страшно, в багажнике есть подсветка.
Под капотом много свободного места, поэтому до любой части двигателя можно спокойно добраться. Двигатель 1,3 литра, 72 л. с. Иногда даже «рвет» иномарки со старта, правда водитель импортного автомобиля вряд ли догадывается, что участвует в «гонках». Но стоит отметить, что со многими «старичками» начала 1980-х «копеечка» может потягаться. Моторное масло заливаю исключительно полусинтетическое, да и заправляю машину всегда 92-м бензином (даже когда 80-й продавался). Правда, расход для такого маломощного двигателя большой: в городе на сотню километров выходит в среднем 10 литров, по трассе — 8. На трассе не дает сэкономить 4-ступенчатая МКПП.
Внешний вид автомобиля описывать не буду, т. к. уверен, что он до боли знаком практически каждому. Единственное — остановлюсь на двух деталях. Задний бампер у меня не родной. Пришлось заменить, после того как в него въехали на Mercedes. До кузова удар не дошел, «бамперок» сделал свою работу. А вот сотню долларов я с водителя снял — так сказать за моральный ущерб, ведь новый бампер все равно 20 лет без дела лежал в гараже.
Ну и вторая вещь, на которую хотел бы обратить внимание, — это колпаки. Для выразительности облика автомобиля покрасил их в желтый цвет. Многие называют это «белагротюнингом», но на литые диски я пока тратиться не готов.
В конце хочу добавить. ВАЗ-2101 — это не магнит для девочек и не гоночный болид, это машина для поездки из точки А в точку Б. Спустя 31 год мой «тазик» без проблем выполняет свою миссию. И, наверное, поэтому я не бросаю своего друга, хотя возможность купить машину гораздо моложе давно уже есть. А советский знак качества, нарисованный под капотом, говорит о том, что этот автомобиль по надежности не хуже «немцев» или «французов» 1990-х годов.
И пожалуйста, не думайте, что все «Жигули» одинаковые. Ведь то, что производится после девяностого года, сложно назвать качественной машиной, и поэтому многие экземпляры из 1990-х давно уже на свалке. А миллионы «копеек» из начала 1980-х до сих пор бегают по дорогам. И мой желтенький ВАЗ-21013 один из них. И я его не брошу до тех пор, пока окончательно не остановится маленькое автомобильное сердечко объемом 1,3 литра.
С правилами участия в конкурсе «Авто моё», а также списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были ранее опубликованы или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.
Больше автомобилей — на «Автобарахолке»!