Мнение: День без авто — попытка преодолеть традиционный подход к будущему Минска, города людей, а не машин

 
510
21 сентября 2013 в 11:07
Источник: Юрий Важник. Фото: БАЭС, Влад Борисевич
Источник: Юрий Важник. Фото: БАЭС, Влад Борисевич

История проведения Дней без автомобиля в Минске уже насчитывает пять лет. Обычно в этот день чиновники приходят на работу пешком, демонстрируя, что ничего страшного в отказе от машины нет. Подбивается статистика о том, что в этот день автомобилей было меньше. И все вместе сомневаются: так ли это? В этом году День без авто запланирован немного по-иному. Одним из главных событий станет закрытие отдельных улиц для движения машин. 22 сентября с 9:00 до 18:00 нельзя будет проехать по территории Верхнего города, а также по ул. Ленина от ул. Карла Маркса до ул. Кирова в районе Национального художественного музея.

Вроде перекрытие улицы — далеко не новость, движение то там, то тут в городе перекрывается чуть ли не каждый день: то стройка, то движение VIP, то какое-либо мероприятие. Однако ограничение в нынешнем году особое — это примерка будущих градостроительных решений. Если понравится, значит, можно переходить к радикальным действиям. О том, зачем это было придумано и чего хотят добиться от Дня без автомобиля, рассуждает Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.

Еще до Дня без авто можно разделить общественное мнение на две составляющие — «автомобильную» и «пешеходную». Первая — «а как же проехать», «задрали эти пешики-нищеброды», «мы же налоги через топливо платим» и, конечно, «распил». Вторая — «наконец-то», «от этих водятлов нечем дышать», «оторви зад от сиденья» и так далее. Хочется примирить эти две позиции и напомнить, что город для всех и есть еще много соображений, которые выходят за рамки дилеммы «на авто» — «без авто». В качестве иллюстрации стоит привести пример того, как поступили власти и жители далекого от нас города Сеула (столицы Южной Кореи). Речь идет об одной из его центральных улиц с труднопроизносимым названием Cheonggyecheon (или 청계천 по-корейски). Не так давно, перед Второй мировой войной, эта часть Сеула выглядела так:

Послевоенный быстроразвивающийся азиатский «тигр» много инвестировал в городскую инфраструктуру. Интенсивная автомобилизация, магистрали, развязки в разных уровнях, эстакады. В результате эта зона стала символом успешной индустриализации и модернизации Южной Кореи. Таких магистралей в Минске еще нет и не планируется: 12 полос для движения, интенсивность как на двух проспектах Независимости сразу.

Но вдруг в 2003 году мэр Сеула принял решение, которое может кому-то показаться странным, — снести этот символ индустриализации и восстановить речку. Это удовольствие обошлось почти в полмиллиарда долларов. Был создан специальный городской комитет Cheonggyecheon Restoration Project Headquarters для контроля над проектом, организован гражданский комитет Citizen's Committee for Cheonggyecheon Restoration Project для урегулирования разных конфликтов между властью и жителями, собрана мощная команда разных специалистов, объединенная в Cheonggyecheon Restoration Research Corps.

Поток был открыт в 2005 году. Что в итоге получилось, можно посмотреть на фотографиях ниже. Кстати, изменения коснулись не только сноса магистрали. Существенным образом изменились и прилегающие объекты, торговля, рестораны, развлечения.

В чем мораль и как нам рассматривать причуды корейцев? Чтобы понять их логику, достаточно посмотреть на график роста числа туристов в Сеуле. С 2005 года за пять лет ежегодный поток туристов возрос на 3 млн человек. В экономическом выражении это 3 млн умножить хотя бы на $500 с каждого. Выходит, что сеульцы заработали на туризме $1,5—2 млрд. Вот тебе и День без автомобиля.

В Минске есть места изумительной красоты с тысячелетней историей, имеющие громадный туристический потенциал. Но сегодня они отданы для движения автомобилей. Мы носимся по ним туда-обратно либо торчим в заторе или на парковке без особого смысла, ничего особо не зарабатывая и разгоняя смельчаков-иностранцев, сподобившихся на посещение нашего города. Верхний город, улицы Революционная, Интернациональная, Ленина, Немига.

А всего-то и нужен смелый «корейский» взгляд в перспективу, ответственность и смелость в принятии решения. Очередной День без автомобиля в Минске — это робкая попытка хотя бы на один день преодолеть традиционный подход к будущему нашего города. Попробуем ограничить движение на площади Свободы в Верхнем городе и отрезочек ул. Ленина перед Национальным художественным музеем. Может, понравится?