Исследование: минчан транспортная инфраструктура устраивает наполовину

 
17 083
02 октября 2013 в 19:09
Автор: Андрей Журов. Фото: БАЭС; Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: БАЭС; Алексей Матюшков

Минчане очень довольны метро, но при этом наземный транспорт оценивают на «троечку». Даже передвижение пешком горожане считают более удобным и комфортным. Возможно, потому многие выступают за то, чтобы некоторые центральные улицы столицы сделали пешеходными. А еще оказалось, что значение велосипеда у нас недооценено: уровень велосипедизации в Минске такой же, как и автомобилизации — 350 на 1000 жителей. Сейчас стали известны итоги Дня без автомобилей, во время которого проводился любопытный социологический опрос. Его результаты показали, что в угоду водителям мнение большинства часто не учитывается. Отчасти поэтому 22 сентября было опробовано несколько смелых решений.

В частности, с дальнейшей перспективой обкатали экспериментальный автобусный маршрут №900, оценили стандарты качества общественного транспорта, опробовали перекрытие участка ул. Ленина, сделали пешеходную зону в Верхнем городе, отработали популярные пешеходные и велосипедные экскурсии, пешеходное ориентирование.

В этот раз День без автомобилей пришелся на воскресенье, и поэтому сравнивать транспортные потоки неуместно. Разумеется, машин в городе было меньше, и топливом заправлялись реже, чем в будний день. Однако в центре города удалось снизить количество вредных выбросов. Одно из загазованных мест, участок ул. Ленина возле Художественного музея, был перекрыт для автомобилей.

— По сути, это прецедент! Дети рисовали мелками поверх следов от шин, — говорит председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Раньше перекрытие одной из центральных улиц только для того, чтобы ее использовали для пешего и велосипедного движения (мы не берем в учет красные дни календаря), не практиковалось. Но в этот День без автомобилей перекрытие ул. Ленина рассматривалось в духе апробации смелых сеульских решений, что оказалось не таким уж страшным! Это проявило себя как отличная мера по деавтомобилизации центра города, перегруженного машинами. Теперь уже не скажешь: а как это и зачем перекрывать улицу? Ведь уже есть опыт, было много довольных людей, и город не остановился. А в Минске появилась шикарная возможность для комфортной пешеходной туристской связи от железнодорожного вокзала до Верхнего города и далее длиной в два километра. Это как в Копенгагене от вокзала до статуи Русалочки.

По данным социсследования, состояние транспортной инфраструктуры горожан устраивает наполовину. И они высказывают недовольство заторами. Эту хроническую проблему Минска всегда решали традиционным способом — расширением улиц. Но такое решение не привело к успеху. Типичный пример — пр. Дзержинского, который расширили до восьми полос, но он все равно уперся в узкую часть ул. Немиги. Только теперь трафик по проспекту вырос, и это еще больше усугубило проблему в критических точках.

Эксперты говорят, что остались непопулярные меры по деавтомобилизации — введение повсеместной платы за парковку в центре города и перекрытие некоторых улиц. Возможно, после Дня без автомобилей на такие ограничительные мероприятия критики будут смотреть по-другому. Не исключено, что какую-нибудь улицу сделают пешеходной не только на выходные.

Минчане, отвечая на вопросы анкеты, согласились с этим. Многие сказали, что перекрытие движения машин на День без автомобилей — в целом позитивное решение для пешеходов. Более половины респондентов также посчитали необходимым использовать 22 сентября для внедрения чего-то нового.

— Такое, кстати, тоже было реализовано, — продолжает Юрий Важник. — Был запущен автобусный маршрут №900. Он связывал микрорайон Серебрянку с пр. Победителей. Ведь с окраины города, например, до Дворца спорта добраться без пересадки невозможно, только через железнодорожный вокзал. Автомобили вытеснили общественный транспорт из центра и с ул. Ленина в частности, и нам было важно посмотреть, как он будет теперь там смотреться. Обкатали хорошо, и это было сделано с умыслом — к чемпионату мира по хоккею планируется запустить автобус, который свяжет «Минск-Арену» и «Чижовка-Арену». Маршрут пройдет через центр города, хотя мог бы пролегать через МКАД. Но было принято ключевое решение — не отправлять туристов любоваться видами кольцевой дороги, а позволить им рассмотреть достопримечательности центра города, связав по пути с одной спортивной площадки на другую все фанзоны.

В анкете социсследования несколько вопросов касались общественного транспорта. Выяснилось, что метро минчане оценивают на 8 баллов из 10, а вот наземный транспорт — всего на 6. Горожане недовольны, во-первых, низкой скоростью сообщения, а во-вторых, толчеей в салонах. Ранее специалисты по организации дорожного движения также обращали внимание на время пересадки между двумя разными транспортными системами (например, вокзал — метро). Было установлено, что пассажирам приходится преодолевать до 800 метров.

Выяснилась также интересная цифра. Оказалось, уровень велосипедизации в городе был недооценен — на 1000 жителей приходится около 350 велосипедов (как и автомобилей). Однако очевидно, что инфраструктура не поспевает за велосипедизацией. Об этом говорит возросшее число ДТП с участием велосипедистов — в полтора раза по сравнению с прошлым годом (к счастью, погибших нет). И все там, где нет велодорожек.

Результаты нынешнего Дня без автомобилей лягут на стол чиновников. Как отмечают эксперты, в этот раз ведомства проявили нетипичное единодушие и сработали реально, а не формально. Мероприятие стало хорошей площадкой для диалога между горожанами и структурами Мингорисполкома. В обществе постепенно меняется отношение к самому Дню без автомобилей. Критики становится меньше, при этом растет число положительных отзывов (анализ проводился на основе комментариев, в том числе на Onliner.by).

— Изначально День без автомобилей у нас понимают так: бросить машину на стоянке на один день и пройтись пешком, а потом вернуться к привычному образу жизни, — подытоживает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте. — Но это не цель! За один день изменить поведение людей нельзя. Зато это прекрасная возможность попробовать уйти от стереотипов, штампов в транспортной системе, применить что-то новое. То, что боялись реализовать в остальные дни. Тем более 22 сентября это возможно сделать без каких-то негативных последствий. В этот раз, считаю, получилось. Я, во всяком случае, поставил прошедшему Дню без автомобилей почти 9 по 10-балльной системе, как нашему метрополитену.