На ее глазах строили первые станции минского метро. Возводили тогда еще новые микрорайоны Зеленый Луг, Чижовку, Веснянку. Она хорошо помнит, как устанавливали скульптуру деда Талаша на пл. Я. Коласа. А знаменитый в 1970-х дядя Гриша, как звали строгого инспектора ГАИ, дежурил возле ГУМа в своей будке и чуть что был готов свистеть и тянулся за жезлом. Зинаида Макаревич наблюдала, как менялся город, его жители и трафик, через окно троллейбуса. Onliner.by встретился с самым опытным водителем общественного транспорта в Минске. Наша героиня каждый день перевозит сотни пассажиров уже почти полвека!
Почему-то именно такой и представлялась эта бойкая женщина с отчеством Петровна. Язык не поворачивается назвать ее старушкой. Она находится в прекрасной форме, что с удовольствием продемонстрировала, ловко забравшись по лестнице троллейбуса, откинув подножку и взявшись за токоприемники. Еще секунда, и она бы по привычке выехала из парка на маршрут.
— Вы не думайте, что я старая. Мне ж никто 71 не дает! А чувствую себя вообще на 45. Я медкомиссию с первого раза прошла. Вон молодые все в очках через одного, а я пять строчек у окулиста вижу. Больше и не надо, — сразу поспешила заверить Зинаида Петровна.
Каждый раз в течение 48 лет перед сменой она проделывает одно и то же: простукивает колеса, придирчиво осматривает кузов, устанавливает зеркала, проверяет микрофон, регулирует сиденье и отправляется на маршрут.
Впрочем, перед этим есть еще одна обязательная процедура для женщины — прихорошиться перед зеркалом. Как-никак в город едешь, люди смотреть будут.
— Впервые села за руль троллейбуса 23-летней девчонкой. За все время на шести моделях отъездила. Не так уж и много, некоторые гораздо чаще меняют машины, — смеется Зинаида Петровна. — Первым стал МТБ-82, который скорее был похож на военный автомобиль, — с маленькими, словно бойницы, окошечками. В кабине было очень холодно, зеркала маленькие, обзор никудышный. В салоне неудобные сиденья. Потом мне дали СВАРЗ. У него были узкие входы-выходы, зато рулевое управление очень легкое. Затем водители первого класса, и я в том числе, получили новые ЗИУ-5. Параллелограмм, как я его называю. Обзор стал еще лучше, на рулевое тоже пожаловаться не могу, сиденья удобные. После выдали ЗИУ-9. Они ходили даже в 2000-х. Тоже удобная машина. Потом получили наши «лобатые» (так их называют из-за конструкции лобового стекла) АКСМ-321, а еще 221-ю модель, мазовскую. Не знаю, мне наши машины нравятся. Сейчас не сравнить с тем, что пятьдесят лет назад ходило по городу. Кресла регулируются, обзор хороший, рулевое колесо вращается легко, мне больше ничего и не надо.
Зинаида Макаревич вспоминает, что когда начинала свою карьеру, в Минске было всего 15 маршрутов и одно депо (оно до сих пор стоит на пр. Машерова). В какой-то момент троллейбусы получили стремительное развитие в городе — проложить контактную сеть можно было сравнительно дешево и быстро, и эти машины часто рассматривали как временный транспорт. Но он оказался более живучим и перспективным. Сейчас маршрутов в четыре раза больше! Наша героиня знает особенности практически каждого.
По ее признанию, с места водителя общественного транспорта город виден лучше всего. Она наблюдала, как неспешно выросла из частной одноэтажной застройки Комаровка. Как заселялась Чижовка и Зеленый Луг. Как строили путепровод над пр. Жукова. Как появлялись знаковые для города здания автовокзала «Московский», Комаровского рынка, торгового дома «На Немиге» и другие. Но почему-то особенно запомнилось, как устанавливали на пл. Я. Коласа скульптуру деда Талаша.
— У нас разворотное кольцо было возле бывшего института физкультуры (теперь это здание спортивно-оздоровительного центра «Олимп»). Так что я могла хорошо рассмотреть, как все продвигалось, — рассказывает Зинаида Макаревич. — Вообще, проспект всегда был местом тяготения. И я очень любила ездить по нему, особенно летним утром или вечером, когда уже светло, а еще никого нет. Тогда на пр. Ленина (ныне пр. Независимости) стояли будки с милиционерами. Стоило кому-нибудь на желтый проехать, сразу свистели и останавливали. И провинившийся начинал просить: «Не штрафуйте, товарищ милиционер». А возле ГУМа дежурил дядя Гриша, его все водители знали. Строгий до жути! Однажды в этом месте был интересный случай. Остановилась перед светофором. Краем глаза заметила, как рядом прошелестел какой-то лимузин и тоже притормозил. Смотрю, а на пассажирском сиденье Машеров сидит. Мы переглянулись и, оставшись довольными друг другом, поехали каждый по своим делам.
Зинаида Петровна считает, что сейчас коммуникация между водителями и пассажирами нарушена. Сидишь, мол, запертым в кабине, остановки объявляет «бездушная» автоматика, талоны теперь кондуктор в основном продает:
— Раньше микрофоны были, конечно, не ахти. Говоришь: «Следующая остановка „Площадь Бангалор“». А пассажиры слышат только хрип. У нас был экзамен по культуре обслуживания, но что поделаешь, если техника не отвечала требованиям. Кстати, когда я только начинала, в троллейбусах тоже кондукторы ездили. Тогда не было фирменной одежды. Но в салоне за ними было закреплено сиденье возле задней двери.
А еще наша героиня жалуется на маршрутки и наглых таксистов. Говорит, претендентов на место у бордюра стало слишком много — общественному транспорту, у которого, по идее, должен быть приоритет, не подъехать.
— По инструкции я должна стать максимально близко к бордюру и только потом открыть двери. Между краем тротуара и подножкой не может быть меньше 30 см. Но иногда это просто нереально! — возмущается Зинаида Макаревич. — А как отъехать от остановки? Вклиниваешься, когда кто-то уступит, и сразу жмешь на педальку. Самое сложное место сейчас — на пр. Независимости возле автовокзала «Московский», где мне нужно повернуть налево, на ул. Филимонова. А для этого необходимо перестроиться из первого ряда в третий. Мало кто притормозит, чтобы пропустить.
Впрочем, на автомобилистов она не в обиде. С годами, говорит, приходит терпение и понимание. А когда молодой — всегда мчишься, пытаешься что-то успеть. Сложно поверить, что у водителя с 48-летним стажем было всего одно ДТП. Но наша героиня утверждает, что это чистая правда.
— Давно это было, на ул. Свердлова, — вспоминает Зинаида Петровна. — Слышу удар, выхожу, а за рулем грузовика солдатик перепуганный. Выбегает и протягивает мне три рубля: только не вызывайте ГАИ. Я смотрю — у меня повреждений нет. Деньги, говорю, забери и езжай себе. А вот однажды по-настоящему страшную аварию видела на пл. Бангалор (она, кстати, сколько себя помню, круговым перекрестком была). Было это лет десять назад. Не останавливаясь, на большой скорости прямо на круг вылетела машина с российскими номерами и опрокинулась. Я остановила троллейбус, побежала к людям, которых выбросило из салона, а там помощь уже никому не нужна. Еще, помню, прицеп перевернулся, а одежда, которую в нем перевозили, оказалась на газоне. Пассажиры тоже повыбегали. Смотрю, а они одежду себе забирают. Кричу им: «Вы что, бессовестные, делаете?»
Одно время Минск стали называть чуть ли не троллейбусной столицей мира (по километражу контактной сети на душу населения город был в лидерах). Но постепенно этот транспорт вытеснили из центра. В какой-то момент троллейбусы пропали с центральных участков проспектов Независимости и Победителей. А ведь еще не так давно они ходили даже по историческому центру — вокруг ГУМа, по узенькой улочке Интернациональной и выезжали на пл. Свободы. Аргументы чиновников были такими: провода — это неэстетично, а троллейбусы провоцируют заторы и вообще шумят.
— Вместо троллейбусов пришла «сотка». Но она же с двигателем внутреннего сгорания! А троллейбус — экологически чистый транспорт, — с некоторой обидой говорит Зинаида Макаревич. — Мы же как самолеты парили над проспектом. Троллейбус быстрее автобуса. Интервал был три минуты. Если у кого невзначай «башмак» слетит, так сразу помогали друг другу. А пассажиры нас уже на остановках ждали. Знали, когда и кто работает. А я узнавала их. И кивали друг другу, приветствуя. Моим любимым маршрутом был и остается «единица», которая раньше ходила от пл. Я. Коласа до первого аэропорта. Я ж там каждый пятачок знаю!
С ностальгией Зинаида Петровна еще долго вспоминала маршруты и поездки. А в конце разговора призналась, что если бы ей снова было 23 и встал вопрос выбора профессии, то опять бы стала водителем троллейбуса: «Город видишь, за людьми наблюдаешь, это все моя жизнь…»
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by