Самая опытная водитель троллейбуса: «Вожу пассажиров уже почти полвека!»

 
3482
09 октября 2013 в 18:47
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

На ее глазах строили первые станции минского метро. Возводили тогда еще новые микрорайоны Зеленый Луг, Чижовку, Веснянку. Она хорошо помнит, как устанавливали скульптуру деда Талаша на пл. Я. Коласа. А знаменитый в 1970-х дядя Гриша, как звали строгого инспектора ГАИ, дежурил возле ГУМа в своей будке и чуть что был готов свистеть и тянулся за жезлом. Зинаида Макаревич наблюдала, как менялся город, его жители и трафик, через окно троллейбуса. Onliner.by встретился с самым опытным водителем общественного транспорта в Минске. Наша героиня каждый день перевозит сотни пассажиров уже почти полвека!

Почему-то именно такой и представлялась эта бойкая женщина с отчеством Петровна. Язык не поворачивается назвать ее старушкой. Она находится в прекрасной форме, что с удовольствием продемонстрировала, ловко забравшись по лестнице троллейбуса, откинув подножку и взявшись за токоприемники. Еще секунда, и она бы по привычке выехала из парка на маршрут.

— Вы не думайте, что я старая. Мне ж никто 71 не дает! А чувствую себя вообще на 45. Я медкомиссию с первого раза прошла. Вон молодые все в очках через одного, а я пять строчек у окулиста вижу. Больше и не надо, — сразу поспешила заверить Зинаида Петровна.

Каждый раз в течение 48 лет перед сменой она проделывает одно и то же: простукивает колеса, придирчиво осматривает кузов, устанавливает зеркала, проверяет микрофон, регулирует сиденье и отправляется на маршрут.

Впрочем, перед этим есть еще одна обязательная процедура для женщины — прихорошиться перед зеркалом. Как-никак в город едешь, люди смотреть будут.

— Впервые села за руль троллейбуса 23-летней девчонкой. За все время на шести моделях отъездила. Не так уж и много, некоторые гораздо чаще меняют машины, — смеется Зинаида Петровна. — Первым стал МТБ-82, который скорее был похож на военный автомобиль, — с маленькими, словно бойницы, окошечками. В кабине было очень холодно, зеркала маленькие, обзор никудышный. В салоне неудобные сиденья. Потом мне дали СВАРЗ. У него были узкие входы-выходы, зато рулевое управление очень легкое. Затем водители первого класса, и я в том числе, получили новые ЗИУ-5. Параллелограмм, как я его называю. Обзор стал еще лучше, на рулевое тоже пожаловаться не могу, сиденья удобные. После выдали ЗИУ-9. Они ходили даже в 2000-х. Тоже удобная машина. Потом получили наши «лобатые» (так их называют из-за конструкции лобового стекла) АКСМ-321, а еще 221-ю модель, мазовскую. Не знаю, мне наши машины нравятся. Сейчас не сравнить с тем, что пятьдесят лет назад ходило по городу. Кресла регулируются, обзор хороший, рулевое колесо вращается легко, мне больше ничего и не надо.

Зинаида Макаревич вспоминает, что когда начинала свою карьеру, в Минске было всего 15 маршрутов и одно депо (оно до сих пор стоит на пр. Машерова). В какой-то момент троллейбусы получили стремительное развитие в городе — проложить контактную сеть можно было сравнительно дешево и быстро, и эти машины часто рассматривали как временный транспорт. Но он оказался более живучим и перспективным. Сейчас маршрутов в четыре раза больше! Наша героиня знает особенности практически каждого.

По ее признанию, с места водителя общественного транспорта город виден лучше всего. Она наблюдала, как неспешно выросла из частной одноэтажной застройки Комаровка. Как заселялась Чижовка и Зеленый Луг. Как строили путепровод над пр. Жукова. Как появлялись знаковые для города здания автовокзала «Московский», Комаровского рынка, торгового дома «На Немиге» и другие. Но почему-то особенно запомнилось, как устанавливали на пл. Я. Коласа скульптуру деда Талаша.

— У нас разворотное кольцо было возле бывшего института физкультуры (теперь это здание спортивно-оздоровительного центра «Олимп»). Так что я могла хорошо рассмотреть, как все продвигалось, — рассказывает Зинаида Макаревич. — Вообще, проспект всегда был местом тяготения. И я очень любила ездить по нему, особенно летним утром или вечером, когда уже светло, а еще никого нет. Тогда на пр. Ленина (ныне пр. Независимости) стояли будки с милиционерами. Стоило кому-нибудь на желтый проехать, сразу свистели и останавливали. И провинившийся начинал просить: «Не штрафуйте, товарищ милиционер». А возле ГУМа дежурил дядя Гриша, его все водители знали. Строгий до жути! Однажды в этом месте был интересный случай. Остановилась перед светофором. Краем глаза заметила, как рядом прошелестел какой-то лимузин и тоже притормозил. Смотрю, а на пассажирском сиденье Машеров сидит. Мы переглянулись и, оставшись довольными друг другом, поехали каждый по своим делам.

Зинаида Петровна считает, что сейчас коммуникация между водителями и пассажирами нарушена. Сидишь, мол, запертым в кабине, остановки объявляет «бездушная» автоматика, талоны теперь кондуктор в основном продает:

— Раньше микрофоны были, конечно, не ахти. Говоришь: «Следующая остановка „Площадь Бангалор“». А пассажиры слышат только хрип. У нас был экзамен по культуре обслуживания, но что поделаешь, если техника не отвечала требованиям. Кстати, когда я только начинала, в троллейбусах тоже кондукторы ездили. Тогда не было фирменной одежды. Но в салоне за ними было закреплено сиденье возле задней двери.

А еще наша героиня жалуется на маршрутки и наглых таксистов. Говорит, претендентов на место у бордюра стало слишком много — общественному транспорту, у которого, по идее, должен быть приоритет, не подъехать.

— По инструкции я должна стать максимально близко к бордюру и только потом открыть двери. Между краем тротуара и подножкой не может быть меньше 30 см. Но иногда это просто нереально! — возмущается Зинаида Макаревич. — А как отъехать от остановки? Вклиниваешься, когда кто-то уступит, и сразу жмешь на педальку. Самое сложное место сейчас — на пр. Независимости возле автовокзала «Московский», где мне нужно повернуть налево, на ул. Филимонова. А для этого необходимо перестроиться из первого ряда в третий. Мало кто притормозит, чтобы пропустить.

Впрочем, на автомобилистов она не в обиде. С годами, говорит, приходит терпение и понимание. А когда молодой — всегда мчишься, пытаешься что-то успеть. Сложно поверить, что у водителя с 48-летним стажем было всего одно ДТП. Но наша героиня утверждает, что это чистая правда.

— Давно это было, на ул. Свердлова, — вспоминает Зинаида Петровна. — Слышу удар, выхожу, а за рулем грузовика солдатик перепуганный. Выбегает и протягивает мне три рубля: только не вызывайте ГАИ. Я смотрю — у меня повреждений нет. Деньги, говорю, забери и езжай себе. А вот однажды по-настоящему страшную аварию видела на пл. Бангалор (она, кстати, сколько себя помню, круговым перекрестком была). Было это лет десять назад. Не останавливаясь, на большой скорости прямо на круг вылетела машина с российскими номерами и опрокинулась. Я остановила троллейбус, побежала к людям, которых выбросило из салона, а там помощь уже никому не нужна. Еще, помню, прицеп перевернулся, а одежда, которую в нем перевозили, оказалась на газоне. Пассажиры тоже повыбегали. Смотрю, а они одежду себе забирают. Кричу им: «Вы что, бессовестные, делаете?»

Одно время Минск стали называть чуть ли не троллейбусной столицей мира (по километражу контактной сети на душу населения город был в лидерах). Но постепенно этот транспорт вытеснили из центра. В какой-то момент троллейбусы пропали с центральных участков проспектов Независимости и Победителей. А ведь еще не так давно они ходили даже по историческому центру — вокруг ГУМа, по узенькой улочке Интернациональной и выезжали на пл. Свободы. Аргументы чиновников были такими: провода — это неэстетично, а троллейбусы провоцируют заторы и вообще шумят.

— Вместо троллейбусов пришла «сотка». Но она же с двигателем внутреннего сгорания! А троллейбус — экологически чистый транспорт, — с некоторой обидой говорит Зинаида Макаревич. — Мы же как самолеты парили над проспектом. Троллейбус быстрее автобуса. Интервал был три минуты. Если у кого невзначай «башмак» слетит, так сразу помогали друг другу. А пассажиры нас уже на остановках ждали. Знали, когда и кто работает. А я узнавала их. И кивали друг другу, приветствуя. Моим любимым маршрутом был и остается «единица», которая раньше ходила от пл. Я. Коласа до первого аэропорта. Я ж там каждый пятачок знаю!

С ностальгией Зинаида Петровна еще долго вспоминала маршруты и поездки. А в конце разговора призналась, что если бы ей снова было 23 и встал вопрос выбора профессии, то опять бы стала водителем троллейбуса: «Город видишь, за людьми наблюдаешь, это все моя жизнь…»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by