Эксперимент Onliner.by: удалось ли обмануть камеру скорости с помощью наклейки и рамки с ответной вспышкой

 
UPD
04 ноября 2013 в 10:38
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский, Алексей Матюшков

Год назад, когда камеры скорости только заработали в Беларуси, мы уже проверяли несколько полулегальных способов их обойти. Линзы и инфракрасные рамки скорее годились для обмана наивных клиентов и оказались пустышками. Но с того времени оштрафовали тысячи водителей — спрос на хитрые спреи и наклейки многократно вырос. Предложение тут же отреагировало. Продавцы (в том числе на форуме Onliner.by), рекламируя разного рода «примочки», уверяют: эффект стопроцентный, сам проверял! В этот раз мы взяли популярные сейчас светоотражающую наклейку и рамку с ответной вспышкой. Кое-кто по поводу надежности последнего устройства даже заключил спор на крупную сумму.

Мы опять не будем тестировать явные противозаконные способы. В комментарии ГАИ на этот счет говорится: «приспособления не должны загораживать или искажать имеющиеся на знаке изображение символа Республики Беларусь, цифры, буквы или окантовку». И наклейка, и рамка подпадают под это определение. Но с расстояния в 40 метров видны. А как насчет проверки радаром?

Спросите: нанономера есть?

Наклейки сейчас агрессивно предлагают в интернете. По $50 за комплект из четырех цифр. Продавцы уверяют: это проверенный способ избежать штрафа за превышение скорости. В безапелляционные аргументы вроде «да я сам превышаю, и ни одного „письма счастья“ не пришло» можно поверить. Правда, есть одна особенность: они в общих чертах описывают принцип действия, используя слова «эксклюзивная», «специальная», «нанопленка», но ни за что не раскрывают «секрет фирмы».

Вот как нас, например, убеждали в одной из соцсетей продавцы из Москвы: «Используется особая пленка черного цвета. Из нее вырезаны в форме цифр (в строгом соответствии с ГОСТом) наклейки. Все символы, которые заклеены пленкой, на фотофиксации не видны. Исключение — яркий солнечный день».

На вопрос, где гарантия, нам дословно ответили: «Вы сможете проверить это прямо при покупке. Оно не может не работать. Нужно только, чтобы номер был чистый. Мы изучили всю техническую документацию на наши стационарные радары, СТБ и прочую нормативку. Более того, провели кучу тестов. Нет смысла подставляться ради копеечной прибыли!»

В подтверждение этих слов прислали несколько снимков именно белорусских номеров. Правда, возникло ощущение, что с предоставленными фотографиями банально поработали в графическом редакторе.

Делаем вид, что предложение нас заинтересовало. Спрашиваем, как купить наклейки в Минске. Нам указывают номер телефона. Последняя рекомендация: при звонке спросить... нанономера. Да уж, популярная сейчас в России тема высоких технологий нещадно эксплуатируется даже в такой специфической теме.

При получении товара сразу, конечно, возник вопрос, за что мы заплатили $50? С виду это обычная наклейка с каким-то слегка бликующим покрытием. Как она может сделать номер абсолютно невидимым для камер? По идее наклейка должна слиться с белым фоном номера, который, заметим, имеет световозвращающее покрытие.

Уже на республиканском полигоне для испытаний мобильных машин клеим наклейку на цифру «4». Нужно заметить, нас не обманули — размеры точно совпадают, повторяя требования ГОСТа для регистрационных знаков. Правда, вблизи заметно, что «четверка» немного отличается от оригинала фактурой.

Теперь проверочный снимок со вспышкой, на которую по идее рассчитано покрытие. Итак, какой результат? «Цифра видна, но заметно также, что с ней проводили некие манипуляции. Как будто стиркой подтерли», — фыркает наш фотокорреспондент.

Это, к слову, ни о чем не говорит. Возможно, для камер скорости, установленных на наших дорогах (они всегда дают вспышку), как раз номера станут невидимыми. Система фото- и видеофиксации автоматически распознает регистрационные знаки и находит в базе искомую машину. Оператору остается только сверить снимок и данные об автомобиле. Если же фотография вызывает подозрение, то она попадает в специальную папку, которую проверяют два оператора. Так называемый принцип четырех глаз.

Некоторое время заняла установка камер скорости. Стационарные датчики обычно размещают на столбе или на специальной подставке. Занимает процесс около часа и проводится по строго заданным параметрам. В нашем случае пришлось делать это на глаз. После нескольких заездов камера настроена и начинает работу. Вспышка!

Через несколько секунд на экране ноутбука появляется изображение заднего номера автомобиля. Цифра действительно стала словно невидимой! Но лишь частично, и по ее контурам легко определить, что это четверка. Фактически номер остался читаемым, и это признали все участники эксперимента. Ничего общего с фотографиями, которые нам были любезно предоставлены продавцом.

— Нужно заметить, что это еще «урезанное», рабочее изображение, — рассказали сотрудники СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», проводившие тест вместе с нами. — У оператора есть возможность достать более качественный снимок и изучить его в деталях. Наши опытные сотрудники с ходу замечают то, что обычный человек не заметит. Например, когда некоторые водители превращают шестерку в восьмерку. Информация об измененных каким-либо образом номерах незамедлительно направляется в ГАИ. После этого туда вызывают автовладельца и привлекают за сокрытие номеров. Кроме того, такие машины попадают в наш черный список. Получается, хотели стать невидимыми, а добились еще большего привлечения внимания.

А вот снимок машины с наклейками в реальных условиях. Фотография была сделана на Партизанском проспекте в Минске российской камерой. Это ответ тем, кто уверяет, что «да я сам превышаю, и ни одного „письма счастья“ не пришло».

Изображение кликабельно

— Сотрудники ДПС, которые патрулируют улицы, сейчас проинструктированы насчет подобных изменений номеров, — говорит руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. — Все методы и способы сокрытия номеров хорошо известны. Даже если такой автомобиль не был сразу остановлен, это не значит, что его владельца не привлекут к ответственности. В некоторых ситуациях патрули фиксируют регистрационные знаки, а потом вызывают собственника в ГАИ. Напомним, за сокрытие номеров на первый раз предусмотрена ответственность от 10 до 20 базовых величин (сейчас это от 1 млн 300 тыс. до 2 млн 600 тыс. рублей).

 

Рамка со вспышкой

Идея со специальной рамкой, которая должна засветить снимок, выглядела гораздо интереснее, и вот здесь действительно была интрига. В Америке это устройство стоило ни много ни мало $350. Принцип его действия довольно простой: улавливая вспышку камеры скорости, рамка дает свою, ответную, и засвечивает изображение.

Когда рамка попала к нам в руки, сразу обратили внимание, что она сделана небрежно: края оказались неровными, неаккуратно выведенный провод «заткнули» силиконом. Впрочем, все это мелочи. Ее толщина позволяла предположить, что внутри находится некая микросхема. Наружу выведен фотоэлемент, который призван уловить вспышку. По бокам расположены две мощные лампы. Они должны давать вспышку, причем отраженную от номера.

Сначала мы решили проверить это устройство в статике. Подсоединили провода к автомобильному аккумулятору и стали фотографировать рамку менее чем с одного метра. Это казалось идеальными условиями, но ответной вспышки не последовало. Тогда попытались вызвать ожидаемую реакцию, поднося свою вспышку под разным углом. Бесполезно! Даже засомневались, что рамка вообще дееспособна и что это не муляж.

Но прочитав рекомендации в интернете, решили сфотографировать с большего расстояния. Получилось! Ответная вспышка сработала, когда фотографирующий отошел на 5—10 метров. Понять при этом принцип срабатывания было довольно сложно: ответная вспышка появлялась лишь в 30% случаев.

Устройство вызывало много вопросов: а среагирует ли фотоэлемент на вспышку камеры скорости вообще? Есть ли вероятность ложного срабатывания — скажем, от дальнего света фар или яркого солнца? Насколько быстрой будет ответная вспышка? А мощность ее позволит засветить номер или только облегчит задачу камере, лучше подсветив его? Ответить на эти вопросы предстояло на полигоне.

Итак, мы тестировали две рамки: одну квадратную, американскую, а вторую — самодельную, адаптированную под белорусский номер. Ее разработали ребята, привезшие первое устройство из США. Между собой они поспорили на крупную сумму: один уверял, что цифры будут различимы, другой, непосредственно разработчик, утверждал обратное.

Традиционно сначала делаем проверочный снимок фотоаппаратом со вспышкой. Обе машины реагируют одинаково, выдавая свои вспышки. Скептики неуверенно переглядываются между собой. Спорщики нервно сжимают кулаки.

Затем попробовали вызвать вспышку дальним светом фар — рамка никак не отреагировала.

Решающий этап. Машины, поехали! Сразу заметим, что вспышка у обеих рамок срабатывала в 100% случаев, как и обещалось в презентационном ролике производителя. То есть принципиально схема работала.

Однако каков результат? Несколько секунд томительного ожидания, пока идет обработка... Готово! Цифры на номере хорошо различимы на обоих автомобилях. Например, вот Renault Scenic с американской рамкой и массачусетским номером.

А это Mazda2 с белорусской самодельной рамкой.

Повторный заезд выдает такой же результат. Разработчик разочарованно вздыхает и жмет руку второму спорщику: «Что поделаешь… Но плохая реклама — это лучшая реклама!»

Между тем специалисты объясняют: «Камера дает две вспышки с минимальной разницей. Человеческий глаз ее не видит, и кажется, что это одна вспышка. Но это не так. Один снимок делается для того, чтобы зафиксировать сам номер, а второй — чтобы запечатлеть автомобиль. Процессинговый центр обрабатывает данные и отправляет их в ГАИ, где инспектор в автоматизированной системе осуществляет конечную обработку информации. Только потом отправляется так называемое „письмо счастья“».

По словам сотрудников СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», сейчас чаще в объективы камер скорости попадают автомобили с явными изменениями в номерах. Эти случаи рассматриваются отдельно, и всегда есть несколько способов вычислить хитрецов. Мы как-то размещали фотографию автомобиля, одна цифра номера которого была частично заклеена скотчем. Обычно такие машины вычисляют с помощью базы номеров. Достаточно перебрать всего-то 10 вариантов. Кроме того, водители не учитывают, что есть несколько камер, которые фотографируют именно передний, а не задний номер. Так, во время теста рамок фотографировался именно передний номер.

— Места размещения камер скорости никто не скрывает. Наоборот, ГАИ заинтересована, чтобы такую информацию получило как можно больше водителей, — обращает внимание Татьяна Харлинская. — Перед такими участками установлены информационные таблички желтого цвета, данные есть в СМИ, на специальном сайте, в картах навигаторов. Мы хотим добиться того, чтобы водители не превышали скорость в аварийно опасных местах (а именно на таких участках устанавливаются датчики контроля скорости). Что может быть убедительнее сводок аварий? Вспомнить хотя бы недавний случай на ул. Свердлова, где BMW разорвало о столб. Было установлено, что скорость автомобиля была значительно превышена. Цена ошибки в данном случае — жизнь молодого человека. Приобретая наклейки, спреи, рамки и т. д., водители тем самым говорят: я буду нарушать, но при этом не понесу ответственности. Это какой-то вызов обществу. Что ж, такие автомобилисты автоматически попадают под особый контроль ГАИ.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by