Несмотря на далеко не теплую погоду, велосипедисты не спешат расставаться со своими двухколесными транспортными средствами. Некоторые из них готовы были бы кататься круглый год — в том числе и в зимний сезон, но желание отступает с приходом холодов. В то же время в столице сложилось комьюнити, которое каждую зиму выбирается на регулярные велосипедные «покатушки». В костяк этого сообщества входит не более 30-ти «веломаньяков», готовых кататься по заснеженному городу. «Температурный порог все же есть, — утверждает один из таких велосипедистов, представившийся как Lazy. — После того как столбик термометра опускается ниже 15 градусов, ездить уже не в кайф». В более мягких погодных условиях «снежные велосипедисты» готовы покорять сугробы. Lazy рассказал, как подготовить велосипед к зиме — и для хранения, и для активной езды.
Хранение
— В первую очередь велосипед стоит отмыть от засохшей грязи, — инструктирует молодой человек. — Правда, после этого процесса стоит дать ему высохнуть. Помывка для него более стрессовая процедура, чем испытание летне-осенней дорожной пылью. В принципе, если велосипед будет стоять на балконе или в гараже, с ним можно ничего не делать. У многих людей есть опасения, подогреваемые сказками друзей, мол, в минусовую температуру резиновые детали дубеют и ломаются, равно как и пластиковые. Не скрою, прошлой зимой у меня самого отломалась тормозная ручка, сделанная из пластика. Но это произошло скорее из-за изношенности, чем из-за мороза.
— Оптимальный вариант зимнего хранения для велосипеда — подвесить его на стену, сняв педали, — уточняет Александр, известный в своих кругах как Lazy. — Разницы в том, чтобы вешать за раму или колеса, нет. Другое дело оставить его в стоячем положении. Бытует мнение, что от долгого стояния деформируются колеса. Оно осталось в умах еще со времен советских МВЗ, «Аистов». В тех моделях были чахлые алюминиевые колеса. Сейчас же такой «болезни» нет. Поэтому деформация ободов осталась только мифом. Другая беда — слипшаяся от стояния резина. Якобы после длительного прижимания всем весом велосипеда камера теряет форму, потом чувствуется биение при езде по ровной поверхности, в частности на «гибридах». Лично я с такими случаями не сталкивался, но народный рецепт «лечения» есть — просто промазать мылом между ободом и спущенной резиной. Еще можно залить прямо в камеру примерно 40 мл автомобильного герметика. Потом, во время накачивания, камера распределится нужным образом по шине. В целом, велосипед — штука прочная. Если он ездить умудряется, то и провисит он тоже без проблем.
Езда в зимних условиях
— Кто хоть раз ездил на велосипеде с декабря по март, понимает, какой это кайф, — прочувственно говорит Александр. — Бояться здесь нечего, сам процесс мало чем отличается от катания летом. Главное — помнить золотое внесезонное правило: не гнать. Подготавливать велосипед нужно по минимуму. Кто хочет, может закупиться шипованными шинами, хотя и обыкновенная «зубастая» резина с глубоким протектором, как на «горниках», вполне подойдет. Как специалист в зимних «покатушках», могу сказать, что главная функция металлических шипов — стачиваться, так что владельцев горных велосипедов и «гибридов» снежные дороги смущать не должны. Лично мне пришлось столкнуться с необходимостью шипов лишь однажды — когда неожиданно для себя выехал на замерзшую речку. Все же в нашем случае речь идет не о «переобувании» автомобилей.
— Я с воодушевлением рассказываю о зимней езде на велосипеде не просто так, — объяснил минчанин. — В моем районе в прошлый холодный сезон вместе со мной выехали еще пять человек — видимо, насмотрелись на мои подвиги. Теперь я понимаю, что к нам не присоединяются те люди, которые боятся попробовать. В Европе, скандинавских странах (где холоднее, чем у нас), люди не отправляют свои велосипеды на балконы, как только выпадет первый снег. На самом деле зимой даже комфортнее ездить, чем летом: нет никаких колдобин, все они забиты плотным утоптанным снегом, народу мало, накат лучше и не жарко. В межсезонье главная проблема — как ни оденешься, почти всегда после пары минут езды покрываешься пóтом, легко можно простудиться. Зимой же мерзнут только руки (кисти и пальцы), но неприятность решается с помощью перчаток. Остальное тело — нет. Слышал, некоторые жалуются на холод в коленях, ступнях — якобы из-за встречного ветра. Для таких «мерзляков» придумали тканые наколенники и теплые носки. При подборе одежды нужно помнить, что шея и голова должны быть закрыты, подойдут куртка или байка с капюшоном.
— Нам, бедолагам, ПДД диктуют двигаться по тротуарам, — описывает проблемы Lazy. — А пешеходные дорожки у нас чистятся в последнюю очередь. Разве что тракторист заснет и промахнется мимо проезжей части. Иногда думаешь: лучше бы совсем не чистили, чем, как обычно это бывает, вывалили снег с проезжей части на тротуар. Как бы то ни было, зимой нужно ездить только по тротуару, иначе любая ошибка закончится не веселым валянием в сугробе, а намного более печально.
— Признаю, зимой велик «ушатывается» в два-три раза быстрее, — не скрывает Александр. — Поэтому тем, кто летом чистит его максимум единожды в месяц, зимой процедуру необходимо участить вдвое. Страдают звездочки и цепь, в первую очередь от соли, бывали случаи, когда рассыпались подшипники в колесах. Бытует мнение, что по причине той же разъедающей посыпки быстрее стираются тормозные колодки (с дисковыми тормозами такого не случается), но этого легко избежать, если тормозить «мягко». О гидравлике беспокоиться не надо — не замерзнет. Тем, кто дорожит велокомпьютером, лучше его снять: схема, установленная на вилке, ржавеет очень быстро. Еще нужно позаботиться о сменных батарейках для фонариков — в низкую температуру любые аккумуляторы садятся очень быстро. К слову, когда термометр показывает ноль и ниже, «летят» велозамки. В частности, резина, покрывающая цепь, начинает трескаться и обламываться.
— Особенно понравятся поездки в минусовую температуру тем горожанам, которые относятся к велосипеду как к фитнес-тренажеру, — резюмирует Lazy. — Ехать становится тяжелее, нагрузка увеличивается, ощущаешь, как сражаешься со стихией. Нужно помнить, что с трудом переключаются передачи. А в целом советую меньше париться и просто попробовать выехать на велосипеде зимой. Тот, кто решится, поймет, насколько это круто.