Как объехать платную трассу М1. Часть вторая: граница России — Минск

 
03 декабря 2013 в 8:45
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Сложно представить, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти решится повторить наш опыт, попытавшись объехать платные дороги по пути из России в Минск. Альтернативный маршрут, который гарантирован законодательством, оказался запутанным и сложным. Крюк нам обошелся в 115 лишних километров. Усугублялось все плохими погодными условиями. Вывод, для нас, во всяком случае, однозначный: если из Бреста в Минск можно доехать другим путем, то «бесплатно» добраться из столицы в Россию непросто. Вторая часть редакционного задания давалась нам тяжело. Подробности читайте в репортаже.

Напомним, от Варшавского моста до Минска мы добрались довольно удачно, в основном путь пролегал по дублеру М1 — трассе Р2 Столбцы — Ивацевичи — Кобрин. Перепробег составил всего 36 километров. Мы побывали в 8 городах и проехали по шести дорогам республиканского и двум местного значения. Теперь предстояло более сложное задание. Но сначала мы должны были добраться до границы с Россией как раз по платной дороге М1. Выезжаем из Минска рано утром. Погода — хуже не придумаешь: снег, гололедица, сильный ветер. На выезде из города уже по традиции обнуляем счетчик, чтобы потом измерить расстояние.

Странное исчисление километража нас чуть не сбило с толку. На сайте BelToll сказано, что трасса М2 Минск — Национальный аэропорт Минск платная с 15-го км. Многие считают, этот отрезок расположен в 15 км от черты города. Ан нет! Вероятно, отсчет ведется с нулевого километра, расположенного на Октябрьской площади, и платный участок начинается с поворота на Колодищи. То же самое касается М3 Минск — Витебск (с 9-го км) и М6 Минск — Гродно (с 12-го км).

Выезжаем на трассу М1. Сейчас, когда она обрела статус платной, воспринимается по-другому. Местами ямы и колея в крайней правой полосе вызывают недоумение. Принципиально ситуация на дороге пока не изменилась, хотя система BelToll работает с 1 августа. В непогоду проезжая часть занесена снегом, а фуры — в кювете. В Крупском районе автопоезд вообще опрокинулся. Раньше вдоль трассы высаживали елочки — не ради красоты, а для безопасности. Они защищали от бокового ветра, на проезжую часть с полей не выносило снег. Потом распорядились деревья вырубить. В Хавер это аукнулось, на открытых участках дорог из-за переметов образовались двухметровые сугробы.

В деревне Буда (Дубровенский район) встречаем транспортную инспекцию. Спрашиваем, можно ли объехать платные дороги. Инспекторы предсказуемо отвечают: «Разве если через Лиозно [имеется в виду дорога Р109 Лиозно — Ореховск] или Мстиславль [трасса Р73 Чаусы — Мстиславль — граница России]». Именно второй маршрут мы и рассматривали как альтернативный. Вдоль М1 на участке от Минска до границы с РФ есть несколько республиканских дорог, но они прерываются и отсутствуют прямые местные дороги (например, добраться от Крупок до Борисова не по М1 практически нереально). Уже при изучении карты становится ясно, что перепробег будет большим. Напоследок спрашиваем у транспортников, много ли нарушителей. По словам инспекторов, сейчас уже мало — останавливают в основном за старые нарушения, допущенные еще в августе.

Граница с Россией. Одометр показывает без малого 250 км. Этот путь мы преодолели за 3,5 часа. Еще неплохо с учетом непогоды! На отдельных отрезках приходилось ехать 60 км/ч. Последняя рамка установлена в 11 км от границы. Еще раз убеждаемся, что объехать ее ну никак не получится.

Возобновляем эксперимент уже в другом пункте пропуска с белорусско-российской границы (ближайшая деревня — Каськово, Мстиславский район). Черту очень легко определить по состоянию проезжей части. Даже не нужно говорить, какой участок обслуживают наши дорожные службы, а какой — соседней страны.

Автомобилей нет вообще! Лишь кибитка страховщиков намекает, что мы возле границы. Перед стартом опять обнуляем счетчик.

Выезжая на трассу Р73 Чаусы — Мстиславль — граница России, опять добрым словом вспоминаем наших дорожников (вот уж правда, все познается в сравнении). Снег закончился час-два назад. А дорога уже убрана и посыпана. Причем к покрытию проезжей части претензий тоже нет. Проблема только в пешеходах, которые вынуждены идти по краю дороги. Отсутствие тротуаров — серьезный фактор аварийности.

Мстиславль, или белорусский Суздаль, как его еще называют. В городе много церквей и памятников архитектуры. Тут есть на что посмотреть, но любоваться некогда — нужно спешить. Ориентируемся по указателям на столбах. Наш путь практически все время пролегает по главной дороге.

По дороге к Чаусам встречаем всего несколько легковушек со смоленскими номерами да трактор с неоновой подсветкой. Ненапряженный трафик позволяет хорошо рассмотреть живописнейшие окрестности Мстиславля. Фотографии не передают всей красоты этого восточного района Беларуси.

Несмотря на такие виды, никто особо по этой дороге не ездит. Она обслуживает местное население и пока не может называться транзитной трассой. Водителям нужны не пейзажи, а возможность быстро передвигаться по магистрали, которая обходит населенные пункты. А здесь же периодически приходилось снижать скорость до 40 км/ч и притормаживать перед «спящими полицейскими». К тому же время от времени встречаются знаки «Движение грузовых автомобилей запрещено». Можно не сомневаться, если трафик фур увеличится, эти дороги вообще закроют для дальнобойщиков.

Сворачиваем на более оживленную трассу Р122 Могилев — Чериков — Костюковичи. Нас предупреждают дальним светом фар о патруле. И действительно, через несколько сотен метров встречаем сотрудников ГАИ. Это к слову о соблюдении требований запрещающих знаков для грузовиков. Могут остановить и проверить.

Опять-таки по поводу покрытия проезжей части ничего плохого сказать нельзя. Местами оно просто превосходное. Трафик довольно большой, но явно носит местный характер — в основном машины с могилевскими, брянскими и смоленскими номерами. Несмотря на плохую видимость, некоторые водители едут без включенных фар. Темные машины сливаются с дорогой на фоне свинцового неба. При выполнении обгона такие «невидимки» — полная неожиданность.

Один из типичных информационно-указательных знаков в Беларуси. Вы пытались когда-нибудь прочитать все написанное за пару секунд, которые есть у водителя в реальной дорожной ситуации? Значение системы ориентирования недооценено, и выполнена она часто безобразно.

Ближе к Могилеву поток становится более плотным. Пока петляем по городу, совсем темнеет. Трафик, организация дорожного движения, архитектура очень напоминают Минск. Один известный факт: в Могилеве есть здание-двойник столичного Дома правительства. Над обоими проектами работал архитектор Иосиф Лангбард, но могилевский «брат» меньше по размерам минского «родственника».

Решаем выезжать на трассу М4. На самом деле это некоторая уловка. Формально мы выполняем условия редакционного задания: платной пока является 58-километровый участок дороги Минск — Могилев (с 16-го по 74-й км). Но совсем скоро придется отстегивать за проезд по всей трассе. По нашей информации, у BelToll это сейчас приоритет номер один. Что, между прочим, заметно: на выезде из Могилева на некоторых участках ведутся ремонтные работы, активно устанавливают рамки.

Все-таки разница между трассой международного значения и республиканской дорогой хорошо заметна. По две полосы в каждом направлении, ограждение, шумозащитные заборы. На многих участках разрешено движение со скоростью 120 км/ч. Разве что не хватает освещения. Ехать с дальним светом фар ведь не будешь — навстречу обязательно кто-то движется и ты его непременно ослепишь. А ближнего не хватает, в особенности при подъезде к нерегулируемым переходам (то, что не развели пешеходов и автомобили в разных уровнях, еще один минус).

Редкий освещенный участок дороги

Практически вся дорога хорошо почищена. Однако на 163-м км нас поджидает неожиданность. Небольшой участок завален снегом. Въезжать в такую кашу очень неприятно, а резко не затормозишь — есть риск заноса. Кажется, в таких случаях потом пишут «не учел дорожные и метеорологические условия, не справился с управлением...»

Возле Белыничей трасса М4 перекрыта. У патрульной машины ГАИ включены проблесковые маячки. Инспектор без объяснения причин отправляет на дублер — старую дорогу Минск — Могилев. Впрочем, это несильно нарушает наши планы, ведь мы по-прежнему движемся по бесплатной дороге.

Пока едем по дублеру, отмечаем, что дорога в приличном состоянии. Но она существует фрагментарно, где были выполнены так называемые обходы. Вокруг Белыничей, например, один из них. Так что полностью объехать М4, когда она станет платной, не получится. Если бы пришлось выполнять задание через несколько месяцев, у нас осталась бы лишь одна достойная альтернатива М1 — республиканские и местные дороги Витебской области.

Возле деревни Ослевка (Белыничский район) дублер вплотную приближается к новому участку трассы М4. Становится понятно, почему перекрыта дорога — фура пробила двухметровое ограждение и частично оказалась в кювете. Работает автокран. Позже в ГАИ сообщат: обошлось без жертв.

Снова о себе напоминают пешеходы. На этот раз с положительной стороны. В деревне Большая Мощаница (Белыничский район) девушка, пересекавшая дорогу, посветила в нашу сторону фонариком. Гораздо более эффективно, чем фликер, и сразу заметно!

Недалеко от деревни Секерка (Белыничский район) возвращаемся на трассу М4. В темноте хочется ехать не больше 100 км/ч, а никак не 120 км/ч. При этом дорога хорошо почищена, за такую и заплатить не жалко. В очередной раз заметим, что разница между старой «эркой» и новой «эмкой» очень хорошо видна.

Но задание есть задание: по редакционной легенде оплата дороги не предусмотрена. Поэтому когда до Минска остается около 100 километров, мы сворачиваем с магистрали в Березино, чтобы не выезжать на платный участок. Напомним, по указу №426 (от 27 сентября 2012 года) «взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам осуществляется при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении».

В поисках альтернативы начинается сплошное мучение. Вместо того чтобы спокойно ехать 100—120 км/ч по хорошей дороге, нам приходится постоянно снижать скорость в населенных пунктах, притормаживать перед «спящими полицейскими», искать нужный поворот, сверяться с картой и GPS-навигатором.

Р67 Борисов — Березино — Бобруйск. Остается почти полсотни километров до следующего города — Борисова. Снова отмечаем, что дорога хорошо почищена, машин почти нет, а населенные пункты встречаются редко. Кого тут, пожалуй, нужно опасаться, так это диких животных.

Кажется, насчет «хорошо почищена» мы все же погорячились. Как только въехали в Борисовский район, попадаем в снежную кашу. Не знаем, в чем причина и почему местные дорожники не очистили трассу, но было неприятно. По нормам дороги второй категории (к ним относятся республиканские трассы, соединяющие районные центры) должны быть убраны в течение 6 часов после окончания снегопада, а обработаны реагентами — в течение 4 часов после обнаружения гололедицы. Из-за нерасторопности местных служб скорость вынужденно снижена, теряем больше времени, чем планировалось.

Если бы продолжали движение по М4, то уже въезжали бы на Партизанский проспект Минска. Однако вместо этого пересекаем черту Борисова, промышленный центр региона. Именно здесь собирают две модели белорусско-китайских Geely. В планах — строительство завода, где будут выпускать машины мелкоузловой сборкой (а не крупноузловой, как сейчас). Этому городу просто суждено быть автомобильным.

Связь с Минском у Борисова очень тесная. Многие ездят на работу в столицу или наоборот. Поэтому трасса Р53 Слобода — Новосады всегда перегружена (кстати, вот еще одна странность в названии дороги, логичнее было бы именовать ее Минск — Борисов). Скорость на многих участках ограничена до 70 км/ч. По краю проезжей части бредут пешеходы.

Едущие чуть медленнее частично съезжают на заасфальтированную обочину, более быстрые — опережают. Р53 остро нуждается в реконструкции: по одной полосе в каждом направлении — это слишком мало. Дорожники соглашаются, говорят, что в планах расширить ее до четырех полос, но заводят старую пластинку про финансирование.

Основные сложности у нас возникают при подъезде к Минску. Перед Курганом Славы, когда, кажется, до столицы рукой подать, сворачиваем направо. Ведь дальше М2, а следовательно, платный участок. На нашем пути это уже третья дорога с индексом «М», которую мы вынуждены избегать (до этого, напомним, были М1 и М4).

Р80 Слобода — Паперня. Превосходная дорога. Ехать по ней — одно удовольствие. Многие участки освещены, асфальт и разметка в отличном состоянии. Это все здорово, пока не понимаешь, что делаешь крюк, не приближаясь значительно к черте города. Мы лишь подбираемся к альтернативному пути.

Сворачиваем на дорогу Р40 Боровляны — Логойск, которая ведет нас к пригороду. Минуем развязку с М3. Это четвертая дорога с индексом «М», на которую мы не можем выехать, хотя она ведет в Минск.

Самое обидное — это заплутать буквально в нескольких километрах от финиша. Но так с нами и происходит. Даже GPS-навигатор сбился, отправив нас несколько раз кряду в тупик. В конце концов попав из Боровлян в Боровляны-2 (поворот налево возле кафе «Очаг»), а оттуда в Валерьяново, выбираемся из коттеджной застройки. Многие дороги в населенных пунктах не чищены. Указатели? Какие указатели! Сложно представить, что дальнобойщик или иностранец поедет таким путем.

Съезжаем через дорогу Колодищи — Заславль, которая имеет индекс «Н», то есть считается местной. Остается один поворот. Измученные пересекаем черту Минска (ул. Уручская, район стройрынка в Уручье) поздно вечером. Подытоживаем: дорога обратно по альтернативному пути (с трудом можем назвать его таковым) заняла 5 с половиной часов! Одометр показывает «365», значит, перепробег составил 115 км.

Изображение кликабельно

* * *

Ничего плохого в целом о состоянии альтернативных дорог сказать не можем. Они очень прилично выглядят для своего статуса. Но перепробег... Маловероятно, что кто-то решится объезжать хорошую дорогу по «эркам» и «энкам», да еще плутать в пригороде. А если даже рискнет, то козьи тропы быстро перекроют запрещающими знаками и организуют контроль. Очевидно, любая альтернатива будет хуже платной трассы. Тут мы не питали иллюзий. Впрочем, возьмем голые данные: общий перепробег составил 151 км. Не так уж много, если сравнить со стоимостью проезда по всей М1 (для иностранных легковушек, например, около 25 евро) и даже с учетом амортизации. Но вопрос ведь, в сущности, в другом. Рано или поздно возникнет идея сделать дороги платными в том числе для белорусов. И как тогда перераспределятся потоки?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by