Репортаж: волонтеры Красного Креста всю ночь помогали водителям на МКАД

 
28 742
08 декабря 2013 в 17:12
Источник: Артем Майоров. Фото: Артем Майоров
Источник: Артем Майоров. Фото: Артем Майоров

«Алло, у вас все нормально? Нигде не застряли? А то вы так долго к нам едете, что мы уже думали за вами вездеход отправлять, — то ли в шутку, то ли серьезно интересуется по телефону Андрей, специалист Красного Креста. — Нас легко найти, 41-й км МКАД, по внешнему кольцу. Там наш внедорожник стоит и маячок желтого цвета мигает». После устрашающих прогнозов синоптиков некоторые автомобилисты отказались от поездок. Однако далеко не все. В помощь тем, кто не внял предупреждениям об оранжевом уровне опасности, белорусский Красный Крест поставил палатку у кольцевой и пустил в патрулирование дороги вездеход Pinzgauer. Корреспондент Onliner.by присоединился к спасательной миссии.

Найти точку несложно. Палатка, светящаяся изнутри, флаг с эмблемами Красного Креста, Pinzgauer, несколько мигающих желтых маячков на машинах, припаркованные внедорожники. Это место выбрано не случайно: недалеко находится аварийно опасный участок, где погиб известный джип-триалист.

В палатке расставлены раскладушки, есть горячее питье, еда, теплые одеяла и одежда (носки, шапки, варежки), электричество.

Помощь, к счастью, еще никому не понадобилась. Но мы здесь будем всю ночь и готовы помочь в любое время, — говорит Андрей, главный специалист службы подготовки и реагирования на ЧС Белорусского общества Красного Креста. — Сегодня у нас в «штабе» несколько волонтеров, каждый выполняет определенные задачи. Кто-то из дому мониторит интернет, кто-то здесь общается по радиостанции по седьмому автоканалу, кто-то ушел в экипаже патрулировать кольцевую.

Андрей рассказывает, что задача патруля — помочь водителям, попавшим в сложную ситуацию: завести, доставить заглохших к безопасному месту, оказать, если необходимо, первую доврачебную помощь. Перед каждым отправлением экипажа Андрей проводит инструктаж: «Скорость патрулирования 60 км/ч, в случае черезвычайной ситуации выставляем знак аварийной остановки, включаем „аварийку“, маячки, машину оставляем впереди как прикрытие».

Один ушедший экипаж через несколько минут рапортует: «В первом ряду на МКАД, на 3—4-м км внешнего кольца, стоит MAN, срезало сцепление, нужно отбуксировать». Андрей принимает решение вездеходом Pinzgauer брать фуру на буксир. Пока мы едем, водитель рассказывает, что по инициативе Красного Креста в Беларуси вводится инфолиния 201 — единый бесплатный телефон, по которому можно будет узнать о дорожной обстановке, запросить адресную помощь в условиях техногенных катастроф и тяжелых условий природного характера, а также в условиях, угрожающих здоровью и жизни человека. Уже получены все разрешения, наняты и обучены волонтеры, закуплено оборудование, и сейчас осталось только заключить соглашение с операторами мобильной связи. Это решение было принято исходя из опыта прошлых лет. «Такая инфолиния будет не первой в мире, но передовой, — объясняет Андрей. — Этим заинтересовались турецкий Красный Полумесяц и чешский Красный Крест. Обещали помогать».

Приехав на место, Андрей предлагает водителю MAN протянуть его хотя бы до остановки общественного транспорта — все же так безопаснее. Водитель недоверчиво улыбается: «А ты потянешь? Я тонн 40 вешу». Зацепили усиленный трос, включили пониженную передачу, Pinzgauer без проблем вытянул тяжелую машину. Водитель благодарит и от другой помощи отказывается — ждет «свою» техпомощь.

На обратном пути Андрей узнает об обстановке у экипажей на патруле. «Фрода, как у вас?» — говорит в рацию водитель и узнает, что возле Масюковщины стоит дальнобойщик: что-то с тормозами, но все безопасно и помощь не требуется.

Кстати, все замеченные дорожные ситуации записываются в протокол, который ведет человек в штабе. В документе проставляется время, местоположение, описание ситуации. Также записывается время отбытия, прибытия экипажа, все участвующие волонтеры. Это не только юридическая необходимость, но и принцип работы Красного Креста.

— Я Pinzgauer называю ласково — Пиня. В этом слове многие слышат беззащитность, слабость машины, — говорит Андрей. — А она и 40 тонн тянет, а в марте, во время «Хавера», фуру Scania на мост поднимала и пять человек в «будке» везла.

Прибыв на место, узнаем дорожную обстановку от экипажей и погодную сводку у штаба. Все тихо, и по прогнозам синоптиков циклон обходит стороной.

— Все ребята, что сегодня с нами, — волонтеры. Никаких материальных выгод они не ищут. Это обстановка братства, сближения, работы в экстремальных ситуациях, спасения человеческих жизней, — записывая произошедшие события в протокол, говорит Андрей. — Если честно, улыбка человека, вызволенного из критической ситуации, — лучшее, что я видел в жизни.

Спустя некоторое время экипажи возвращаются с патрулирования. Сажусь на борт Volkswagen Transporter, который должен выйти следующим, к двум волонтерам седьмого минского автоканала.

На мой вопрос о том, что побуждает их быть альтруистами, они рассказывают в дороге: «Если есть время, желание, настроение — почему бы и нет? Почему не оказать немного помощи людям? Когда ты кому-то безвозмездно помогаешь, он безвозмездно помогает кому-то из своего окружения, а этот кто-то помогает кому-нибудь еще, и так далее. Если начать сегодня с себя, может, завтра мир станет в целом добрее? А злости и так хватает».

Тем временем замечаем компанию из двух парней и девушки, идущую практически по первой полосе кольцевой дороги. Увидели только из-за скорости в 60 км/ч. Никаких фликеров и все в черной одежде.

— Ребята, вам что, жить надоело? Что вы тут делаете?

— Да так, прогуливаемся.

— Это не место для прогулок. Вы куда идете? Если хотите, мы вас можем до станции метро подвезти.

— Да не, спасибо, не надо, тут корпус БНТУ недалеко.

Силой в микроавтобус «экстремалов» не закинешь, пришлось ехать дальше. Через несколько минут из штаба приходит информация: на заезде с ул. Притыцкого на внутреннее кольцо автомобиль врезался в столб, но на месте работает ГАИ, а значит, водитель уже в безопасности и ему ничего не угрожает.

Почти приехав к штабу, замечаем на встречной снегоуборочную технику. Это означает, что необходимость в патрулировании отпадает. Так и получается — по последним данным метеорологов, циклон ушел в сторону, ожидается ослабление ветра и снега. Андрей принимает решение не держать зря волонтеров и разрешает всем уезжать, оставшись только с одним экипажем.

Разъезжаясь, все волонтеры говорят, что в случае чего штаб может звонить им в любое время, по первой необходимости они готовы вернуться сюда.

— У всех волонтеров есть жена, дети, работа или учеба. Заставлять людей быть здесь я не могу. Для меня сбережение человеческих ресурсов — самое главное, — говорит на прощание Андрей.