Раз конфискат, два конфискат, три... Продано! Репортаж со специального аукциона

 
10 января 2014 в 8:40
Автор: Андрей Журов. Фото: ТД «Восточный»
Автор: Андрей Журов. Фото: ТД «Восточный»
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Эта внушительных размеров стоянка заполнена не совсем обычными автомобилями. Все они были изъяты: одни — у пьяных водителей, другие — за неуплату растаможки, третьи — за перевозку контрабандных сигарет. Такие машины уходят с молотка, то есть продаются во время аукциона. Фраза «обращено в доход государства» здесь претворяется в жизнь. Любой, у кого есть необходимая сумма, может приобрести конфискованное авто. Правда, цена во время торгов порой значительно вырастает. Иногда стоимость увеличивается вдвое по сравнению с заявленной. Так, за один Volkswagen Multivan, изначально оцененный в 38 млн рублей, его будущий владелец заплатил 82,5 млн. О том, как проходят такие аукционы, читайте в нашем репортаже.

— Аукционы по продаже конфискованных автомобилей начали проводиться недавно — с 1 ноября прошлого года. По сегодняшний день на аукцион выставлялось около 80 автомобилей, реализовано 26 из них. Участвовали 87 человек, — рассказывает первый заместитель директора торгового дома Дмитрий Борткевич.

Каждый четверг к стоянке ТД «Восточный» (этой госорганизации поручено проводить такие аукционы) съезжаются потенциальные покупатели. Многие опасались, что это будет своеобразным «междусобойчиком», а машины разойдутся «своим» по интересной цене. На самом деле все обстоит иначе.

К оценке сотрудники торгового дома не имеют никакого отношения. Эта организация выступает как реализатор. Оценку же проводят специальные комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства. Они, как правило, привлекают автоэкспертов, аккредитованных Белорусской торгово-промышленной палатой. У тех есть особые методики: стоимость определяется в зависимости от состояния, комплектации автомобиля. В общем, это не такой уж простой процесс, как кажется на первый взгляд.

Обычно оценка занимает несколько недель. Например, Fiat Stilo, конфискованный в декабре за пьянку, поступил в ТД «Восточный» лишь на днях. Теперь он будет продаваться через аукцион. Сначала лот выставляется на сайте торгового дома, вживую же его можно увидеть на площадке (микрорайон Уручье, возле стройрынка).

Проходим на стоянку. На посте охраны нас строго предупреждают: «Фото- и видеосъемка на территории торгового дома строго запрещены». По этой причине мы не смогли сфотографировать процесс аукциона, хотя зрелище это не только азартное, но и интересное.

На стоянке находятся десятки автомобилей разных марок, годов выпуска и в различном состоянии. Есть машины с белорусскими, российскими, литовскими, французскими номерами… Но всех их объединяет одно: у бывших владельцев они были изъяты. На дверях, капоте, возле крышки бензобака в напоминание об этом — следы от печатей судебных исполнителей или сотрудников таможни.

Несколько явно заинтересованных человек рассматривают автомобили.

— Ну, тут есть Audi A4 в нормальном состоянии. Можно «пятерку» BMW посмотреть, — мужчина с мобильником в руках планомерно обходит ряды.

Вообще, попасть на стоянку может любой. Смотреть, заводить машину (если заведется, конечно), приводить специалистов разрешено. Но прокатиться и тем более съездить на СТО никто не даст.

Все конфискованные автомобили ждут своего часа. В определенный момент их выставляют на аукцион, информация о котором появляется на вышеуказанном сайте (как правило, данные о предлагаемых машинах сопровождаются фотографиями).

— Аукционы проводятся каждый четверг. Обычно выставляется около 20 автомобилей, — объясняют сотрудники ТД «Восточный». — Но не все дойдут до торгов. Лишь те машины, которыми заинтересовались покупатели.

Заинтересовались — это значит не просто тыкнули пальцем и сказали «хочу». Серьезность намерений надо подтвердить, внеся 10% от первоначальной стоимости автомобиля. Только после этого становишься полноправным участником аукциона. Вчера, например, в следующий этап прошли всего пять машин — Mazda 626, Audi 80, Ford Transit, Audi A6 и Pontiac Trans Sport. Именно они станут лотами на торгах.

Остальные будут дожидаться своего часа. Если аукцион не состоялся один раз — автомобиль выставят повторно. Опять машина никого не заинтересовала? Ее отправляют на переоценку, во время которой стоимость может быть снижена до 15%. И снова автомобиль выставляется на аукцион. В случае когда две повторные попытки тоже оказываются неудачными, машину опять отправляют на переоценку. Так будет происходить до тех пор, пока цена не устроит покупателя.

Совпадение или нет, но все автомобили, попавшие на вчерашний аукцион, относятся к бюджетной категории. Покупателей интересуют только дешевые машины? Впрочем, сотрудники торгового дома поспешили заметить: продаются и дорогие экземпляры (их, кстати, не так уж и мало — один из не попавших на вчерашний аукцион Nissan Altima предлагается за 186 млн рублей). Скажем, не так давно купили редкий для Беларуси родстер Lexus SC 430 (2002 г. в.) — обошелся он в 144 млн.

Но вчера таких сумм аукционисту называть не пришлось. В зал с уютными креслами пришли люди, явно нацеленные на меньший бюджет. Каждому участнику до начала торгов выдают табличку с номером. Все по-серьезному. Среди покупателей в основном мужчины среднего возраста, некоторые здесь явно не в первый раз.

— Мы за двумя Audi пришли, — объявляет парень компании из четверых мужчин.

— Удачи! — слышится из другого угла.

В целом публика разношерстная. Видно, что кто-то пришел просто посмотреть, как проходит процесс. Несколько молодых людей, похоже, выбирали свой первый автомобиль. Единственная женщина, как оказалось, будет участвовать в торгах за микроавтобус. Таким образом, очевидно, что перед внесением залога все они тщательно изучили представленные машины.

Наконец в зал заходит комиссия, появляется аукционист. Он вкратце напоминает об условиях и правилах. Но, похоже, многие их уже знают наизусть.

— У нас есть автомобили, на которые поступило лишь по одной заявке, — говорит аукционист. — Надо решить, состоятся ли торги.

В этот момент у покупателя еще есть возможность отказаться и не платить штраф, залог ему вернут полностью. Если же торги начнутся, то пути обратно не будет.

— Pontiac Trans Sport! Начальная стоимость — около 30 млн рублей, — аукцион по этой машине все-таки состоится.

Мужчина, оставивший заявку, подтверждает намерение купить. Теперь становится очевидным, что его шутка о покупке Audi — явное подтрунивание над конкурентами. Тут есть одна особенность: автомобиль нельзя приобрести по заявленной стоимости, она будет выше как минимум на 5%. Такой порог установлен законодательством. Покупатель в курсе и готов оформлять документы — машина достается ему примерно за 32 млн рублей. Победитель также оплатит расходы по проведению аукциона (около 310 тыс., в которые входят размещение рекламы в газете и подготовка документов).

Кстати, многих интересует: а можно ли узнать историю автомобиля, ну мало ли что? Сотрудники торгового дома такого рода информацию не скрывают, рассказывают, почему была конфискована машина, и даже готовы предоставить документы из суда. Например, этот Pontiac с номерами Тверской области пытались ввезти без уплаты таможенных пошлин, просто перекинув номера с такого же автомобиля, но зарегистрированного в России. Перед аукционом мы внимательно осмотрели машину: состояние кузова неплохое, она на ходу, сзади наклейка с буквами LT (везли из Литвы?). Вместительные минивэны в Беларуси вообще пользуются спросом.

Следующий лот — Audi A6, которую конфисковали у литовца за контрабанду сигарет. Автомобиль тоже в очень неплохом состоянии. За машиной, как за добытчиком, хорошо ухаживали: коррозии на кузове на замечено, приемистый двигатель. Заявку на нее оставил тоже только один человек, который готов заплатить около 52 млн рублей. Мужчина доволен, что покупка удалась.

Настоящая же интрига разворачивается при продаже Mazda 626 (1992 г. в.), конфискованной у нелегального таксиста. Этот невзрачный автомобиль со следами ржавчины, местами вздутой краской и протертым салоном вызвал интерес из-за своей цены — около 8 млн рублей. Заявку на машину оставили сразу четверо участников. Они в курсе, что придется держать бой, и явно нервничают.

Когда объявляют лот, становится интересно наблюдать, как разворачивается борьба. Кто-то постоянно держит табличку, кто-то подключается чуть позже. Некоторые периодически поглядывают в записи — чтобы в азарте не забыться и не переплатить.

— 8,4 миллиона… 8,8… 9,2… — аукционист поднимает цену каждый раз на 5%. Такой порог установлен законодательством. Если же дойдет до такого, что никто из участников не будет готов оплатить следующие 5%, то им предоставят возможность поторговаться между собой. Все это сделано для того, чтобы не было искушения сорвать аукцион.

К 10 млн из борьбы за Mazda постепенно выходят некоторые покупатели. Остается лишь один участник, который упорно поднимает вверх свою табличку.

— 12,5 миллиона… Участник номер три, — продолжает ведущий. — Раз! Участник номер три, два! Участник номер три, три! 12,5 миллиона. Подтверждаете? Продано!

Интересно, что сам аукцион проходит стремительно. Это занимает не более минуты.

Следующий лот тоже разыгрывают быстро, хотя Audi 80 (1990 г. в.) также вызвала интерес у нескольких участников. Ее пытались ввезти из Польши, перекинув номера с такой же машины, но зарегистрированной в Беларуси. Состояние очень приличное, учитывая возраст автомобиля. Во время торгов стоимость вырастает с 26 до 31 млн. Покупатель — молодой человек. Вообще, сложилось ощущение, что некоторые готовы были поднимать цену еще и еще, лишь бы непременно забрать понравившееся авто.

Наконец последним разыгрывают Ford Transit. У него хороший двигатель объемом 2,5 литра. Правда, заметно, что кузов был крашен. Начальная стоимость — 50 млн рублей. Вялые торги заканчиваются еще быстрее. Микроавтобус приобретает единственная женщина, пришедшая на аукцион. Продано почти за 53 млн!

Теперь победители в течение двух рабочих дней должны выплатить названную сумму. Если этого не произойдет, задаток не вернут, а также наложат штрафные санкции. Некоторые не откладывая направляются в кассу, чтобы побыстрее расплатиться и наконец сесть за руль выбранного автомобиля. Полученные деньги, подчеркивают сотрудники торгового дома, поступят в доход государства. Многие еще спрашивали: а если в торгах захочет поучаствовать бывший владелец машины?

— Без проблем, доступ на аукцион свободный, ограничений нет, — говорит Дмитрий Борткевич. — Кто-то приходит по несколько раз. Но в основном, по нашим наблюдениям, покупают автомобили для себя. Обычно продается 30—40% машин от выставленных на аукцион.

…Пока об аукционах по продаже конфискованных автомобилей знают немногие. Может, потому вчера зал был полупустым. Но столь необычная для Беларуси форма реализации машин, очевидно, привлечет покупателей. Состояние некоторых экземпляров, конечно, вызывает вопросы, но их стоимость в целом отвечает рыночной цене. А участники аукциона всегда имеют возможность остановиться. Плюс в том, что многие автомобили довольно ухоженные, их ведь не собирались продавать. Из минусов — невозможность продиагностировать понравившееся авто на СТО.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by