Неподъемный груз для водителя. Репортаж из зала суда над «повторником»

 
23 января 2014 в 9:12
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

Чувствовалось, что присутствующие в зале суда практически сочувствуют обвиняемому. Казалось бы: человек устроился на стройку, чтобы прокормить семью, в тот день не стал ждать начальства, отправился на заправку и был остановлен ГАИ. В крови обнаружили 0,33 промилле — показания на сотые доли превышали норму. Фирма тут же отвернулась от сотрудника: его уволили, обвинили в угоне. «Жертва обстоятельств, — шептались люди во время заседания. — А придется выплатить примерно 53 тысячи долларов. Только как?» Как оказалось на суде, не все так просто и однозначно в этом процессе — пожалуй, самом дорогом из всех рассмотренных дел с начала действия обновленного закона о «повторниках».

Еще до начала суда всех пришедших попросили пересесть на одну сторону огромного для таких заседаний актового зала администрации Фрунзенского района. Приглашенные сотрудники минских предприятий, в которых могут работать люди из «зоны риска», искали места подальше от судьи, будто бы опасаясь его. Подсудимому было велено сесть на противоположную сторону зала — в своем ряду он оказался один. Компанию ему составляли разве что операторы телеканалов. 33-летний мужчина пытался спрятаться от объективов в высоком воротнике коричневой кожаной куртки. Практически весь процесс он просидел скрывшись за спинкой кресла, глядя «в пол», держась руками за голову. За время суда его голос прозвучал только пару раз.

Обвиняемый не стал нанимать адвоката, поэтому процесс прошел быстро. Прокурор зачитала материалы дела, в которых и рассказывалась вся история водителя:

«Одна из строительных фирм занималась возведением гипермаркета. В лизинг в августе прошлого года приобрели погрузчик Shantui. Наняли сотрудников, среди них оказался и обвиняемый. При устройстве на работу все его документы были в порядке. „Водитель погрузчика был нормальным, добросовестным работником со спокойным, нордическим характером, в рабочее время спиртное не пил“, — сказано в стандартной характеристике с предприятия. Правда, поступки мужчины характеризуют его с иной стороны. За весь стаж вождения молодой человек четыре раза привлекался к ответственности за нетрезвую езду. В последний раз — в сентябре 2013 года. Осенью он находился за рулем личного автомобиля. Водительские права у него забрали на три года.

Об этом инциденте он не сообщил на работе, решил умолчать, не предполагая, чем это может впоследствии обернуться. Минчанин продолжал работать, пользуясь удостоверением тракториста-машиниста. Руководство уверяло: о нарушении шофера ничего не слышало, как и о штрафе в 25 базовых величин (3,25 миллиона), который „висел“ за их работником с сентября. Немудрено, что немалая часть зарплаты водителя ушла в госказну, а еще нужно было как-то содержать семью. Как выяснилось, у обвиняемого есть ребенок — 13-летняя дочь. Может, это и побудило его скрыть факт того, что он остался без водительского удостоверения.

В объяснительной записке обвиняемого описаны события 4 декабря, когда все произошло. Был обыкновенный будний день — среда. Накануне выпил два литра пива. А утром пришел на объект. Чувствовал себя нормально. Никого еще не было. Решил съездить на АЗС заправить служебный Shantui — чтобы не терять времени. Ключи от машины были с собой: сел и поехал. Охранник не остановил коллегу. По пути — на ул. Каменногорской — остановился по требованию инспекторов».

О дальнейших событиях становится известно из рапорта сотрудников ГАИ. У остановленного водителя не было при себе необходимых документов: в частности, справки врача, путевого листа, водительского удостоверения. При разговоре почувствовали характерный запах спиртного, исходивший от обвиняемого. Предложили проехать на медосвидетельствование. Тот согласился, признался сам — пил вчера пиво. Прибор показал при первом выдохе 0,38 промилле, при втором — 0,33. В зале зашептались: «Ну явно же остаточное… Ерунда совсем. Сейчас еще посадят за это… Ага, клетку подвезут».

Прокурор продолжала зачитывать документы. Из них следовало, что фирма всяческими способами пыталась откреститься от своего сотрудника, явно хотела предотвратить возможную конфискацию. В день задержания мужчину уволили с формулировкой «в связи с самовольным выездом с территории объекта при отсутствии допуска». Тут же выяснилось: буквально за два дня до инцидента вступил в силу приказ о том, что рабочий день начинается в 9:00, на час позже обычного (якобы из-за позднего рассвета), о чем все были уведомлены. А подсудимый выехал как раз до этого времени. Кто-то в зале тихо озвучил общую мысль: «Скорее всего, задним числом документ подписали».

Приказ дал возможность фирме подать заявление об угоне — ведь в таком случае, по закону, имелся шанс не потерять дорогую технику. Но из-за отсутствия состава преступления в возбуждении уголовного дела отказали. Во многом на решение повлияло то, что у водителя были ключи от машины, которые оказались у него явно не преступным способом. Сами сотрудники путались в показаниях. Один утверждал, что мастер по охране труда ежедневно проводил проверку шоферов на алкотестере, работающем на батарейках. По словам другого, прибор питался от сети. Среди материалов дела оказалась и бумага, подтверждающая, что охрана объекта была организована ненадлежащим образом. Сам же погрузчик Shantui находится в хорошем техсостоянии, оценен примерно в 513 миллионов рублей.

— Осознавали, что в предыдущий раз вас лишили прав управления всеми видами транспорта, а не только легковыми автомобилями? — обратился судья к обвиняемому.

После длительной паузы молодой человек исподлобья пробормотал: «Сразу нет, потом уже узнал».

Прокурор во время прений настаивала: «Он осознавал свое нарушение. Был привлечен к ответственности за нетрезвую езду, но надеялся ездить дальше безнаказанно. Учитывая вышеописанные факторы и то, что обвиняемый ранее не был судим, признал вину и раскаивается в содеянном, семья считается благополучной, на иждивении есть один ребенок, прошу назначить наказание в виде ареста на 4 месяца, лишения прав на 5 лет, штрафа в 400 базовых величин, а также применить специальную конфискацию погрузчика Shantui».

В суде обвиняемый представлял себя сам, поэтому мог выступить с ответной речью. Однако этим правом не воспользовался. Во время последнего слова он буквально выдавил из себя несколько фраз. «Не знаю… — почти шепотом произнес он. — Прошу, не конфисковывайте погрузчик». А после вновь сел и закрыл лицо руками.

Суд вынес решение: признать жителя деревни Чашникского района, временно проживающего на территории Минска, виновным в преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 317-1. Назначить наказание в виде исправительных работ на 2 года с удержанием 20% заработка, лишить водительских прав на 5 лет, применить спецконфискацию погрузчика — «принудительно и безвозмездно в доход государства». У осужденного есть 10 дней на обжалование приговора.

Становится понятным, что 53 тысячи долларов — неподъемный груз для бывшего водителя погрузчика. На исправработах такую сумму не заработаешь. Этот долг будет тянуться за молодым человеком годами, если не десятилетиями. Ведь за предприятием остается право обратиться с иском о возмещении ущерба. И можно не сомневаться, что руководство фирмы именно так и поступит. Еще один суд решит, будет ли водитель (к слову, материально ответственный, по трудовому контракту) выплачивать потери строительной компании в полном объеме или нет.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by