Блок на колесо. В Минске ГАИ продолжает работу с грузовиками

 
29 января 2014 в 8:20
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

В прошлый раз ГАИ проверяла, где ездит грузовой транспорт. А сейчас инспекторы продемонстрировали, как контролируют стоянку тяжеловесов. Парковка даже легковушек в Минске — большая городская проблема. Что уж говорить, если на улице спального микрорайона становится «пятитонник». Во-первых, занимает много места, во-вторых, ограничивает обзор, в-третьих, неэстетично — словно не на улице находишься, а на задворки продуктового рынка попал. Инспекторы одного из проблемных в этом смысле районов города решают проблему с нелегальной стоянкой грузовых автомобилей с помощью блокираторов колес. Объяснения некоторых нарушителей, которые рано или поздно вынуждены объявиться, вызывают много вопросов.

Напомним, узаконены запирающие устройства, как их называют сотрудники ГАИ, были три года назад (в начале 2011-го вступили в силу изменения в ПДД и Кодекс об административных правонарушениях). До того момента ситуация считалась неконтролируемой. Водители больших грузовиков понимали, что специальный эвакуатор из-за неправильной парковки вызывать не будут. А сами нарушители не желали выходить на связь с инспекторами, когда те приезжали по жалобам жильцов ближайших домов. Привлекать же к ответственности за неправильную остановку/стоянку пока можно только водителей, а не владельцев транспортных средств. Получался замкнутый круг.

— С применением блокираторов колес ситуация изменилась. Теперь хочешь — не хочешь, а нарушителю придется столкнуться с инспектором. Запирающее устройство на 99% гарантирует, что тот будет привлечен к ответственности, — говорят в группе технического надзора ГАИ Московского района (именно в юго-западной части города раньше было много проблем с парковкой фур и других грузовиков). — Если он, конечно, захочет уехать, не повредив колесный диск и шину. Под лобовым стеклом оставляем уведомление, в котором указаны номера мобильных телефонов и дежурной части. В любое время суток сотрудник ДПС может приехать и снять запирающее устройство. Разумеется, составив при этом протокол.

За три года, надо признать, ситуация сильно изменилась. Многие жители ул. Слободской помнят, что творилось под окнами их домов — край проезжей части был заставлен большегрузами. По утрам водители долго прогревали моторы, заполняя воздух выхлопными газами. Сейчас тут в основном припаркованы легковушки или небольшие грузовики общей массой менее 3,5 тонны. Тоже не идеальный вариант, но все же.

А вот пятачок возле АЗС (расположенной рядом с пр. Дзержинского) — излюбленное место дальнобойщиков. Периодически они устраивают здесь «отстойник». Сотрудники заправки не раз жаловались: это мешает клиентам, не видны знаки, пару раз водители фур даже пытались парковаться на территории самой АЗС.

Сейчас там снова стоит несколько автопоездов. Водитель Renault Magnum, увидев патрульную машину, сразу начал отъезжать:

— Да я на заправку ходил.

К нему никаких претензий нет. Остановка (это та, что до пяти минут) для больших грузовиков в городе разрешена. А вот стоянка (более пяти минут) — нет. По пункту 145.2 ПДД транспортные средства с общей массой свыше 3,5 тонны (она указана в техпаспорте) могут стоять только на специально отведенных местах, обозначенных дорожным знаком «Место стоянки» («Место отдыха»). В других местах — запрещено.

Рядом припаркованы еще две фуры с польскими номерами. Видно, что только-только подъехали. С лобового стекла сползают капли «незамерзайки».

— Пан, мы за хлебом, на пять минут, — с явным акцентом объясняют ребята и кивают в сторону ближайшего магазина.

— На пять минут можно, — отвечают инспекторы. — Но не больше.

Конечно, никто с секундомером стоять и проверять не будет. Но если старого знакомого через некоторое время опять заметят на прежнем месте, то предупреждать уже не будут. Многие грузовые автомобили сотрудники группы технического надзора, кстати, уже знают как хороших приятелей: «Водителя во-о-он той фуры на МКАД мы вчера штрафовали. Но он не уехал до сих пор. Говорил, что аккумулятор замерз после ночи. Будем разбираться».

Сворачиваем на ул. Н. Орды. Она также расположена возле кольцевой дороги, рядом большой въезд в город. В общем, искушение спрятать здесь большегруз велико. В тупике припаркованы сразу три автомобиля общей массой явно более 3,5 тонны. Два из них — с гродненскими и брестскими номерами.

«Это „подснежники“. Под днищем — голый асфальт. Значит, стоят давно, — с ходу замечают инспекторы. — Устанавливать на такой автомобиль блокиратор смысла нет. Скорее он покроется ржавчиной, чем объявится водитель. Но есть другой способ». Сотрудник ДПС делает несколько снимков: «Владелец транспортного средства позже будет установлен, его вызовут в ГАИ, проведут беседу. Машину, естественно, придется убрать».

А вот с собственником еще одного грузовика Mercedes — припаркованного на этой же улице — инспектор пытается связаться прямо сейчас. На тенте указан номер телефона перевозчика.

— Это не первый случай, когда ваш автомобиль припаркован вне положенного места, — о содержании разговора можно было судить по репликам сотрудника ГАИ. — В действиях ваших водителей усматривается рецидив. Когда уберете транспортное средство?.. Нет, вы не можете припарковать его на стоянке строительного гипермаркета «Ома». Она предназначена только для легковых автомобилей, о чем говорит специальная табличка… Как раз на ул. Н. Орды есть специализированная стоянка для грузовиков. А сейчас придется оформить нарушение… Нет, за это нарушение не предусмотрено предупреждение. Ах, так вам письмо уже присылали из ГАИ другого района? Так что же вы опять паркуетесь в неположенном месте?

«Вилки» в размере штрафа за такое нарушение не предусмотрено. В первый раз назначается штраф в 5 б. в. (650 тыс. рублей), за повторную такую же парковку в течение года — 10 б. в. (1 млн 300 тыс. рублей). Более того, ответственных лиц позовут для беседы в ГАИ. Там также попросят предъявить договор об аренде специализированной стоянки. Это предусмотрено законодательством, ведь транспортное предприятие с грузовым автопарком где-то должно хранить машины! Инспекторы группы технадзора уполномочены проверять это очевидное требование.

Но, увы, часто такие договоры — просто формальность. То есть все документы в порядке, места зарезервированы, плата исправно вносится, однако водители там автомобили не ставят. Причина — большое расстояние. Часто арендованные стоянки находятся в Минском районе. Делать крюк никому не охота, и водители идут на осознанное нарушение.

Как раз такой случай — на ул. К. Либкнехта. У края проезжей части в одном ряду с легковушками стоит DAF. Автомобиль зарегистрирован в Минской области. Водителя рядом не наблюдается. Двигатель холодный. Стало быть, стоит машина даже не один час.

Инспектор достает из багажника блокиратор желтого цвета. Щелк! Теперь колесо с места не сдвинется. Запирающее устройство обычно устанавливают на диск с водительской стороны — чтобы сразу было заметно. Под дворник — уведомление с номерами телефонов.

— А все-таки случаи вандализма были? — спрашиваем у инспекторов. — Сразу после появления железных конструкций некоторые горячие головы обещали взять из кладовки «болгарку»…

— Были попытки. Но мы всегда делаем несколько снимков, на которых фиксируются номера автомобиля и прицепа, а также окружающая обстановка: разметка, знаки, — демонстрируют камеру мобильника сотрудники технадзора. — Был случай, когда водитель автопоезда припарковался на ул. Голубева, возле «МакДональдса», на двое суток. А в четыре часа утра ему надо было уехать в Казахстан. Блокиратор сломать не смог, но погнул и бросил прямо на проезжую часть. Пока дальнобойщик находился в командировке, его руководство участвовало в восстановлении устройства. По приезде нарушителю выписали штраф за неправильную парковку и, вероятно, от начальства досталось.

Блокираторы (их теперь делают и в Беларуси) состоят на балансе «Ремавтодора». Дорожники предоставляют их сотрудникам ГАИ, поскольку только у инспекторов есть полномочия накладывать ограничения на передвижение автомобиля. В случае поломки устройства может быть назначено разбирательство в связи с умышленным повреждением имущества.

— Дорожники тоже заинтересованы в том, чтобы автомобили не стояли у края проезжей части, — рассказывают в ГАИ. — Ведь им приходится чистить и возле бордюра. А когда припаркована грузовая машина, не подлезть. Образуется наледь, сбить которую потом очень сложно.

Установив устройство, инспекторы уезжают. Когда объявится нарушитель, неизвестно. Бывало, звонка ждали по несколько недель. Но в этом случае водитель объявился через 3—4 часа. Расстроенный мужчина ждет инспекторов. По их прибытии торопливо оправдывается:

— Живу рядом. Стоянка есть. Но она же на Цнянке. Ну вы что! Туда сколько ехать… Как назло, еще аккумулятор «умер». Мне только новый привезли. Решил установить, смотрю, а тут блокиратор… Сразу пошел в интернете посмотреть ответственность. За первый раз штраф в 650 тыс. рублей, так?

Сумма штрафа, кстати, пугает многих. Повторность тоже уместна. Инспекторы говорят, что были водители, которых штрафовали по несколько раз. Но это скорее редкий случай. Большинству достаточно заплатить штраф единожды. Таким образом в районе удалось немного навести порядок. С DAF тем временем снимают блокиратор.

Следующая остановка — на ул. Алибегова. На только что отреконструированной магистрали в крайней правой полосе стоит автокран. Рядом суетятся рабочие. На всякий случай сотрудники ГАИ останавливаются:

— Ваш автокран?

— Нет.

— А где же водитель?

— Не знаем. Это не наше.

На специальную технику тоже частенько устанавливают блокираторы колес. Конечно, возникает вопрос: а вдруг сломался? Но тогда почему не вызвал техпомощь и не ждет на месте? Спрятался от мороза?

Через несколько часов ответы дает сам водитель, позвонивший инспекторам. Оказывается, автокран исправен, а сам он заехал домой чайку попить! Но церемония растянулась: запирающее устройство висело несколько часов, а до этого бог его знает сколько автокран простоял у края проезжей части. Чаепитие между тем обошлось в 650 тыс. рублей.

В ГАИ подчеркивают: это не специальный рейд, а регулярные мероприятия, которые проводят инспекторы технадзора. Они сразу определяют, попадает ли грузовик в категорию «более 3,5 тонны», и нацелены на работу с такими транспортными средствами.

...Большегрузам в последнее время все чаще намекают: без надобности на общегородскую сеть Минска лучше не ехать. Это увеличивает нагрузку, в том числе на центр города. Блокираторы показали свою эффективность в вопросе нелегальной парковки грузовиков, однако это все равно не может считаться панацеей. Новостью прошлой недели стало объявление: вскоре штрафовать за нарушение правил остановки и стоянки будут не водителей, а владельцев транспортных средств, причем на основе фото- и видеофиксации. Поправки в законодательстве могут в корне изменить отношение к стояночной проблеме, в том числе тяжеловесов.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by