Таксистов готовят к чемпионату мира. В Минске начались проверки перевозчиков

 
06 февраля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Претензий к минским таксистам по-прежнему много. Некоторые ездят без пройденных техосмотров, страховок, часто нарушают ПДД. В салонах автомобилей грязно, лобовые стекла закопчены от сигаретного дыма, в аптечках — просроченные лекарства. Что уж говорить про тарифы «от борта» и заполнение путевых листов! Вчера сотрудники транспортной инспекции и ГАИ Московского района продемонстрировали, что проблемы ненадуманные: один водитель управлял машиной с наклейками такси, не имея прав, другой обозначил свою Toyota только плафоном и снял его во время движения. На еще одном автомобиле вообще были установлены два номера: спереди желтый, а сзади — обычный.

Проблема такси обсуждалась на заседании Мингорисполкома. Поручение было вполне конкретным: перед чемпионатом мира по хоккею на рынке перевозок навести порядок. Контроль усилит не только ГАИ, но и транспортная, налоговая инспекции, Центр гигиены и эпидемиологии и другие организации. Обещают проверять каждую мелочь — от соблюдения таксистами правил дорожного движения до состояния салона автомобиля.

— У меня все в порядке! — с ходу заявляет водитель Volkswagen Passat, стоящий на ул. Голубева.

— Сейчас проверим, — обещают сотрудники транспортной инспекции. Они просят предъявить водительское удостоверение, путевой лист, аптечку, огнетушитель и так далее по списку.

Аналогичной проверке подвергнуты еще три коллеги таксиста. У водителя еще одного Volkswagen Passat обнаруживается нарушение.

— Вот смотрите: в путевом листе не указано время возвращения в гараж. Графы пустые. Их должен был заполнить, например, механик, — показывает специалист транспортной инспекции. — Соответственно, мы не можем проверить соблюдение режима труда и отдыха. Вдруг таксист работал до трех часов ночи, а сегодня в восемь утра опять выехал в рейс? Нельзя сказать, что это грубое нарушение. Но на такие моменты сейчас мы закрывать глаза не будем.

Еще одного таксиста — на Ford Mondeo — штрафуют за стоянку на пешеходном переходе. У него также нашли в аптечке старые, просроченные лекарства. Это бутафория. Но сейчас она недейственная. За это нарушение тоже будут привлекать к ответственности.

В этот момент сотрудники транспортной инспекции останавливают проезжавший мимо Citroen Evasion. Из примет такси — только две магнитные полоски по бокам. Ни плафона, ни желтых номерных знаков.

Как оказалось, это старый знакомый инспекторов ГАИ. Раньше его уже не раз останавливали:

— Он же лишен прав!

— За что забрали удостоверение? — спрашивают сотрудники транспортной инспекции.

— Так, остаточное…

— А почему наклейки такси на автомобиле?

— Да я не таксист! — вдруг заводится мужчина. — Просто на морозе они не отходят!

Легким движением руки инспектор снимает магнитную полоску:

— Вторую тоже помочь снять?

Транспортники между тем вежливо интересуются у пассажирки: «Вы такси вызывали?» Это не просто любопытство. Если она подтвердит, что ехала именно в такси, то будет разбирательство по факту нелегального извоза. Но оказывается, водитель — ее знакомый. В отношении мужчины все же составляется акт за незаконное использование опознавательных знаков такси. Потом бумагу отправят в налоговую инспекцию, где будет определена мера взыскания. По линии ГАИ водителя привлекут за управление автомобилем без прав. Машину доставляют на штрафстоянку.

Судя по тому, что число автомобилей с шашечками на ул. Голубева резко уменьшилось, произошла предсказуемая реакция: все таксисты в курсе, что «работает транспортная с ГАИ». Теперь сюда едут только те, у кого все в порядке, или же водители, у которых в машине сломана радиостанция.

Проверяющие останавливают Renault 19. В салоне — пассажиры, поэтому осмотр проводится быстро: документы, аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки в порядке, таксометр включен, на автомобиле — все признаки такси (номер, плафон, наклейки). К водителю никаких претензий.

— Не нужно думать, что все таксисты — плохие. Наоборот, у многих и машины в порядке, и с документами никаких проблем, — рассказывают сотрудники транспортной инспекции. — Основные претензии — к нелегалам. У них техосмотр просрочен, страховки подчас нет, не говоря уже про отсутствующие таксометры.

Сейчас в Минске зарегистрировано около 4 тысяч перевозчиков (индивидуальные предприниматели и организации). Но сказать, сколько всего автомобилей служб такси, никто точно не может. Даже по желтым номерам их нельзя вычислить (некоторые просто не сдают, уходя с рынка легальных перевозок). Однако есть другие данные: на рынке не хватает 20% такси. Эту нишу как раз заполняют нелегалы.

По пути на другую стоянку такси сотрудники транспортной инспекции вдруг включают проблесковые маячки. Поначалу не совсем понятно, кого пытаются остановить. Но потом становится ясно: ехавший впереди водитель Toyota Auris ловким движением руки снял с крыши плафон. Его останавливают уже на ул. Алибегова. Пассажирка испуганно озирается на инспекторов.

— Да я знакомую везу! — с ходу заявляет водитель. Под ногами у него плафон такси. Других опознавательных знаков перевозчика на машине нет.

Пассажирка неуверенно подтверждает, но ее слова тут же вызывают сомнения. Не поинтересовавшись судьбой «знакомого», она сразу начинает набирать диспетчерскую службу такси. Уличить мужчину в нелегальном извозе нельзя. Но акт для налоговой инспекции составляется.

Инспекторы ГАИ и сотрудники транспортной инспекции перемещаются на ул. Громова. Во время репортажа становится понятно: не все таксисты, даже добропорядочные и старающиеся соблюдать ПДД, вообще в курсе, что они не имеют права вот просто так перемещаться по городу в своих личных целях на служебной машине (даже если автомобиль принадлежит, скажем, предпринимателю).

С женщиной — водителем Renault по этому поводу вышел целый спор. Она искренне считала, что может ехать по своим делам. А остановили ее, потому что не было плафона. Потом оказалось, что везет куда-то своего коллегу, то есть в данный момент это не такси. Но как разобраться пассажиру — перевозишь людей или нет?

— Именно поэтому в законодательстве введены ограничения, — прокомментировали этот момент сотрудники транспортной инспекции. — В данном случае Renault принадлежит организации, то есть личные поездки на этой машине вообще запрещены пунктом 8 Правил автомобильных перевозок. Однако в законодательстве есть оговорка, касающаяся индивидуальных предпринимателей. Тем разрешено съездить по своим делам, но при этом в путевом листе это должно быть отражено в обязательном порядке.

Женщина долго не может поверить. Даже звонит директору. Выясняется, что тот в курсе правил. Обещает провести инструктаж. Водителя Renault предупреждают и отпускают без штрафа.

После этого останавливают сразу два Kia Rio с наклейками служб такси. По совпадению у них все в порядке. Женщина — водитель одного из автомобилей показывает:

— Вот знак аварийной остановки, тут аптечка, упор, огнетушитель… Все есть! — это к слову о том, что такие таксисты вовсе не редкость.

А вот к водителю Ford Mondeo возникает сразу много вопросов. Сначала инспекторы обращают внимание на задний номер, который находится под толстым слоем грязи. На кузове не видны даже наклейки службы такси!

— Так я по трассе вчера ехал. Не успел помыть автомобиль, — усмехается водитель.

Дальше — интереснее. Оказывается, спереди установлен желтый номер, а сзади — обычный. То есть на машине разные регистрационные знаки!

— А почему удостоверение временное? — интересуются инспекторы ГАИ.

— Так я в начале января в ДТП попал.

К тому же у водителя нет огнетушителя, а срок действия лекарств в аптечке истек. В общем, целый букет нарушений. Кстати, сотрудники транспортной инспекции обещают обращать внимание также на салон такси. Если слишком грязно, то будут привлекать по пункту 5 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение правил перевозки пассажиров, штраф до 4 б. в.).

Следующим останавливают водителя BMW. На машине желтые номера, но больше ничего не указывает на то, что это такси. В момент остановки парень продолжал говорить по телефону.

— Будет составлено сразу несколько протоколов, — заверили инспекторы ГАИ. — За тонировку, отсутствие огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки, а также за нарушение правил автомобильных перевозок. Водитель сам признал, что путевой лист не оформлен, хотя он двигался с желтыми номерами.

Услышав все это, парень стал спешно менять номера на правильные. Эта запоздалая реакция характерна. В ГАИ предупреждают: сейчас такие проверки будут проходить регулярно. Налоговая инспекция обещает проводить контрольные закупки, а транспортная — контролировать правила автомобильных перевозок. Была информация, что перед чемпионатом мира могут ввести возрастной ценз для такси — не старше 8 лет. Но судя по всему, это новшество введено не будет, иначе острый дефицит такси городу обеспечен, что только породит нелегальный извоз.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by