БАА: утилизационный сбор слишком противоречив, чтобы продержаться больше года

 
8582
21 февраля 2014 в 15:09
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Пожалуй, самый обсуждаемый вопрос среди дилеров и автовладельцев сейчас — утилизационный сбор. Как мы отмечали в статье о главных тенденциях белорусского авторынка, из-за его введения могут пострадать покупатели и люди отправятся в Россию за новыми машинами. Это вызовет неудобство для потребителей, сильно ударит по бизнесу наших дилеров и отразится на бюджете. Сергей Варивода, член правления БАА, утверждает, что новый указ соткан из противоречий, поэтому его ждет нелегкая и, возможно, недолгая судьба. Специалист тезисно изложил свои доводы.

Как сообщил Onliner.by Сергей Варивода, главное противоречие указа заключается в том, что утилизационный сбор по сути является налогом на импорт автомобилей, а не экологическим сбором. Отсюда и все иные противоречия:

1. Противоречие неравенства обязанных платить сбор субъектов, в том числе по принципу «свой — чужой», и требований ВТО, куда мы еще не вступили, но хотим.

2. Противоречие неравенства обязанностей оплаты для местных и российских (казахских) автопроизводителей и требований соглашений в рамках ЕЭП, куда мы уже вступили.

3. Противоречие между стремлением властей сократить отток валюты из страны и выстраиванием ставок сбора таким образом, что только ленивый не поедет за автомобилем за границу.

4. Противоречие между стремлением властей наращивать ВВП и перетоком добавленной стоимости за рубеж по той же причине.

5. Стремление властей пополнить бюджет и сделать бизнес прозрачным противоречит выстраиванию ставок утильсбора в пользу «перекупов» и автосалонов России.

6. Противоречие самих ставок сбора, которые ничего общего не имеют с затратами на утилизацию. Зачастую равные по объему автомобили категории М1 и М2 (например, минивэн на 8 мест и автобус на 9 пассажирских мест на одной платформе) отличаются в разы по ставкам утильсбора (51,2 и 180 тысяч российских рублей). Стоит ли утилизация одного кресла этих денег?

7. Противоречие ставок по типу силового агрегата (при этом выходит, что авто с гибридными моторами не требуют утилизации).

К сожалению, этот список можно продолжить... В БАА надеются, что утильсбор в таком виде проживет не более года.

Напомним, указ вступает в силу 1 марта, но текст документа пока официально не опубликован. Разговоры о нем пока сводятся к комментированию слухов, а расчеты ставок представляют собой кальку российских расценок. До сих пор нет ответа на главный вопрос: кто заплатит — дилер или покупатель?