Мотоциклист: «Быть невидимым и ехать по междурядью мне приходится как раз из-за автомобилистов»

 
27 855
14 марта 2014 в 14:14
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

В редакцию поступило письмо от водителя мотоцикла, который считает неправильным сложившееся отношение к представителям его движения. Как он пишет, ему искренне не понятна волна негатива и неприязни со стороны водителей автомобилей. Молодой человек решил поделиться некоторыми мыслями по поводу извечного конфликта на дороге между четырьмя и двумя колесами. Почему мотоциклисты невидимы? Зачем ездят между полосами?

У мотоциклистов есть правило — «едь так, как будто ты невидим». Его можно перефразировать как «мотоциклист, ты отвечаешь за то, что находишься на дороге, тебя здесь никто не ждет, никто не принимает, ты должен ехать максимально обезопасив себя и других». Это правило я слышал еще 10 лет назад, когда и не мечтал о мото, но три года назад, когда я сел на байк, это правило сначала стало весомым, а затем и вовсе приоритетным. Купив мотоцикл, я получил права категории А. До этого имел 5 лет стажа управления автомобилем. И это не просто поездки на работу, а четыре тысячи пробега ежемесячно. В 30 лет уже был более-менее рассудительным. Так вот, сев на спортивный мотоцикл, я старался ездить так, как автомобилист. А именно: минимум превышений, никакого междурядья. Но уже тогда я столкнулся с негативом. Еду так, как и на машине, но кому-то фара светит (это обязательное требование для двухколесного транспорта), кого-то напрягает мотоциклист, «висящий на хвосте». Нет-нет, да и мигнут поворотником — мол, обгоняй.

Когда едешь сзади — оказывается, что это «напрягает» автоводителя. По нескольким причинам: свет фары, действительно мощный транспорт, а еще и двухколесный. Для сравнения представьте, когда позади вас движется машина значительно серьезнее вашей. У меня, как и у большинства, возникает чувство необходимости пропустить. А нормальный мотоцикл всегда обозначает себя на дороге динамикой и породистым звуком. Поэтому желание сдвинуться появляется у многих. Это создает некую суету на дороге, даже если у мотоциклиста нет намерения «подпирать» и опережать. К тому же при резком торможении машины, скорее всего, мотоциклист не успеет остановиться и приземлится на заднее сиденье.

При езде позади автомобиля мотоциклисту необходима дистанция. Так как необходимо объезжать ямки, посторонние предметы. Я считаю, что для безопасного движения эта дистанция должна быть несколько больше, чем для автомобиля. Но почему-то когда перед мотоциклом есть «карман», в него стремятся втиснуться.

Попробуем ехать спереди. Какое-то время водителю интересен этот нечастый участник движения, но потом у автомобилиста возникает мысль: «А не наеду ли я на него, если он упадет?!» Мигание фарами — типа, давай ускоряйся, чего плетешься — подтверждение моим словам. Да и признайтесь, кто хочет видеть перед собой мотоцикл на расстоянии 5—15 метров? Выходит, и перед машиной, и за ней мотоциклисту плохо.

Шло время, оттачивались навыки управления мотоциклом. Я стал позволять себе ехать более активно, стараясь не превышать, конечно. По моим наблюдениям, у нас каждый второй автомобилист едет активно. Не дергано, а именно активно — то есть перестраивается в потоке, держа свою скорость. Но на машине эта активность сдерживается кем-нибудь, кого называют «чайником», «пенсионером», «подснежником». На мотоцикле все иначе. Открывается «дополнительная полоса» — междурядье, и свою крейсерскую скорость получается держать именно за счет нее. Именно междурядье вызывает столько негатива и возмущения.

Если «летчики» — это логичный негатив, и я тоже это не приветствую, то междурядье — это, простите, словно некая данность, которая появляется вместе с двухколесным транспортом. Езда по междурядью — это не наглость и не понт, это эволюционная потребность мотоциклистов. Совершая перестроения, автомобиль занимает всю полосу. На мотоцикле необходимость в полной полосе отпадает, и с ростом опыта оказывается достаточно одного метра, чтобы «обойти» автомобиль в плотном потоке. Логично, что нет смысла выделывать пируэты в пределах двух полос, если все можно сделать в радиусе 1 метра от линии разметки, а то и менее. Так возникает привыкание к междурядью. Оно оказывается незаметным и эволюционно закрепляется в голове, как любой эффективный навык. Междурядье позволяет держать свою скорость. Однако, само собой, эта скорость не должна быть более 15 км. Так принято. Возможны лишь некоторые ускорения на кратковременном участке, чтобы избежать опасной ситуации.

Для мотоциклиста езда в междурядье позволяет соскользнуть в соседнюю полосу, когда в его полосе препятствие, яма. Мотоциклист, находящийся в междурядье, создает менее длительное беспокойство за счет того, что быстро проезжает автомобиль: не висит на хвосте и «не маячит перед носом».

Поверьте, мотоциклисты очень обеспокоены безопасностью езды, так как получают более серьезные травмы в ДТП, и весь этот опыт передается и аккумулируется. Так же, как аккумулируется негласный опыт автомобилистов. Комфортное движение всех участников регламентируется ПДД, синтезом наиболее правильного опыта. Но ведь есть масса моментов, которых нет в ПДД, и каждый день мы ими пользуемся (особенно в больших городах). Это даже принято считать невежеством, когда автомобилист не знает неписаных правил: пропустить налево при стоящем встречном потоке, выпустить со второстепенной дороги в пробке, мигнуть фарами — мол, пропускаю и так далее.

Хочется верить в то, что мотоциклистов будут воспринимать как нормальных участников дорожного движения. Еще 10 лет назад я не думал, что буду увлечен двумя колесами. Нельзя утверждать, что мототранспорт — это просто развлечение. Многие выбирают мотоцикл из убеждений. Возможно, в будущем из-за загруженности дорог, проблем с парковками многие будут приобретать двухколесный транспорт. Уже сейчас есть электромотоциклы по весьма доступной цене, в отличие от цен на электромобили.

Вот как выглядит движение в густонаселенном городе Вьетнама с узенькими улочками.