Лишили прав за чужой алкоголь. А могут ли конфисковать автомобиль?

 
19 марта 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Молодого жителя Витебска на три года лишили водительских прав по статье, которую все называют «за пьянку». При этом он был абсолютно трезвый, что не оспаривалось сотрудниками ГАИ. Парень вообще не управлял автомобилем, за рулем находился другой человек. Это зафиксировано в протоколе, однако предприниматель, к его огромному удивлению, остался без удостоверения. При определенных обстоятельствах можно лишиться дорогого автомобиля, рассуждает Сергей. Он поднимает проблемную тему более гибкого применения антиалкогольных поправок в законодательстве.

— В последнее время все чаще и чаще стали появляться публикации о том, как у пьяных водителей конфискуют автомобили, о том, как нетрезвые автомобилисты совершают ДТП. И это правильно. Но когда я читаю данные материалы, то отношусь к ним не как обычный читатель, — Сергей начал с предыстории. — В январе 2011 года меня лишили водительских прав по статье 18.16 Кодекса об административных правонарушениях, то есть за пьяное вождение, хотя в тот злополучный вечер я даже не садился за руль.

Тут уместно будет вспомнить полное название статьи из КоАП: «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)». Вся соль в том, что передавший управление и пьяный водитель в этом случае для законодательства виновны одинаково, между ними ставится знак равенства.

Вспоминаются аргументы сторонников этой нормы, когда она только вводилась. Мол, обычно тот, кто передает, в курсе, что водитель пьяный, и это делается осознанно. Через такое опосредованное влияние планировалось изменить обстановку. Но в случае с Сергеем все было по-другому.

— У меня был дорогой немецкий автомобиль бизнес-класса, — продолжил молодой человек. — Тогда я работал в коммерческой структуре и занимал довольно высокую и ответственную должность. Поскольку машину использовал не только в личных целях, но и по служебным делам (частые командировки), то был заключен договор аренды на автомобиль между компанией, в которой я работал, и мной как физическим лицом. Это решало вопросы с обслуживанием и заправкой топливом.

В то время в нашей компании подрабатывал водителем мой знакомый. Парень толковый, спортсмен (всю жизнь занимался баскетболом), водил автомобиль неплохо и, что важно для его профессии, — не пил! На этот счет я был абсолютно спокоен, поскольку знал человека не один год. На всех праздниках и корпоративах не уговорить было сесть за стол, просто не переносит человек алкоголя, максимум пива в бане мог иногда выпить. Он именно подрабатывал у нас, это было не основное его место работы.

Одним вечером звонит директор компании и просит съездить в Гродно, где у нас открывался объект. Автомобиль стоял около подъезда. Думаю, если ехать ночью, то возьмем лучше водителя… Звоню последнему. Отвечает: все хорошо, через 20 минут буду. Парень, повторюсь, ответственный и держался за возможность дополнительного заработка.

По словам Сергея, когда машина выехала на один из проспектов Витебска, водитель повел себя странно. Увидев впереди автомобиль ГАИ, резко перестроился левее. Потом быстро сказал: «Сергей, выходим из машины», а сам бросился наутек во дворы. В это время инспекторы, заметив странный маневр дорогого автомобиля, решили проверить, кто им управляет.

— Честно сказать, все было настолько неожиданно, что я опешил, — признается автовладелец. — Конечно, никаких действий я не предпринимал, наоборот, занял выжидательную позицию. Но мне все же пришлось пережить несколько неприятных минут: пока водителя догоняли, ко мне подъехал УАЗ, оттуда выскочили сотрудники, стали заламывать руки. Понимаю, что все происходило на эмоциях. Но я такое отношение к себе не приемлю.

Водителя, понятное дело, задержали. На медосвидетельствовании у него зарегистрировали степень опьянения, не допустимую для управления автомобилем. Позже шофер объяснил Сергею, дескать, выпил пива после тренировки, боялся сказать. Такая трусость обернулась проблемами для всех.

— Уже в ГАИ мы спокойно разобрались с сотрудниками. Мне инспектор сказал: не переживайте, вас вызовут. А с вашим водителем вопрос, считайте, решенный — лишат прав, — рассказывает наш читатель. — До этого момента я вообще не знал о статье 18.16 КоАП. Более того, не подозревал о том, что лишить прав могут владельца! Спустя неделю мне приходит бумага, что я должен явиться на комиссию. Прихожу, дают документы, читаю и не могу понять: меня лишают прав? На три года? Если честно, я не поверил. Думал, ошибка. Потом вчитался в текст статьи: управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, либо передача управления транспортным средством такому лицу влекут наложение штрафа в размере от 15 до 35 базовых величин с лишением права управления на три года.

Сергей думал, что все как-то образуется, что это какая-то ошибка. Но в ГАИ сформулировали предельно четко: в техпаспорте указано, что владелец ты, в машине находился, значит, передал право управления. Можешь, конечно, написать, что автомобиль был угнан. Но тогда водителя привлекут к уголовной ответственности. Этот вариант, разумеется, даже не рассматривался.

— Тут сразу возникает вопрос: а что вообще считать передачей? — рассуждает автовладелец. — Нигде я четкой формулировки не нашел, комментариев ГАИ не дает. Тем более интересно, что было замешано третье лицо — юридическое, фирма, с которой был заключен договор аренды. Почему же у нее не отобрали права? Через несколько месяцев я решил обратиться в суд, собрал все документы (договор аренды на автомобиль, путевой лист, приказ о командировке), но меня никто не слушал. За рулем был пьяный, машина зарегистрирована на вас. А то, что договор аренды заключен с фирмой, значения не имеет.

Герой публикации признается, что все-таки садился за руль после лишения, даже выезжал за границу (сама водительская «корочка» у него осталась). Утверждает: при этом был самым дисциплинированным водителем. Но каждая поездка — как прогулка по минному полю. Ему еще предстоит пересдать на права (это обязательная процедура) — и теорию, и практическое вождение. Кстати говоря, во время репортажа с экзаменационной площадки ГАИ мы столкнулись как раз с таким «бесправником». Парень признался, что именно передал право управления пьяному водителю, за что и пострадал. Правда, он знал, что друг нетрезвый. А Сергей — нет.

— Сейчас я часто думаю об этой ситуации. Вот как узнать — трезвый человек или нет? Перед поездкой заставить дунуть в китайский алкотестер? А если прибор соврет? Ну а потом что, все время контролировать водителя? Кстати, наркотические средства алкотестер не определит вовсе. Или вот ситуация: допустим, я дам автомобиль супруге. Она выпьет бокал шампанского. Ее остановят, освидетельствуют, и у меня конфискуют машину? — спрашивает читатель.

Последний вопрос мы переадресовали адвокату Сергею Зикрацкому. Он прокомментировал ситуацию так: «По статье 317¹ УК за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде и передачу управления такому лицу предусмотрена специальная конфискация транспортного средства. Однако обратимся к статье 61 „Конфискация имущества“ того же кодекса, где сказано: „независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317¹“. Акцент на слове „управляло“. То есть в первый раз достаточно передать управление пьяному, но риск конфискации нависает над тем, кто после административного нарушения в течение года сам управлял в пьяном виде автомобилем».

Сразу после введения антиалкогольных поправок в законодательство эксперты скептически отозвались об идее конфискации автомобилей у пьяных водителей. Они утверждали, что это ничего не изменит, поскольку ничего принципиально нового не произошло: что может быть серьезнее уголовной ответственности и лишения свободы, которая и так предусмотрена за повторное управление в пьяном виде? По мнению специалистов, изменить ситуацию может только реальное ограничение продаж алкоголя. Пока же на заправках продают пиво и водку, а цифры говорят, что нетрезвые водители по-прежнему попадаются ГАИ и попадают в ДТП. Вместе с тем в числе виновных могут оказаться случайные люди. Вот и Сергей категорически осуждает пьянство за рулем, призывает лишать прав нетрезвых водителей, но одновременно недоумевает: почему это коснулось его?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by