Репортаж с выставки: велосипеды от Ferrari и первый белорусский мотоцикл «Неман»

 
17 апреля 2014 в 19:07
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев

Ко Дворцу спорта в Минске сегодня подтянулись те, кого скорее можно увидеть на велодорожке, ну или на мотодроме. В столице открылась первая международная выставка мотовелотехники. Сколько стоят велосипеды от Ferrari? Когда выпускались первые белорусские мотоциклы? Где найти единственный в СНГ учебный Suzuki с дублирующим сцеплением и тормозами? Ответы на эти вопросы — в нашем репортаже.

«Дорожники», «шоссейники», «горники», гибриды, круизеры… Представлены велосипеды разной стоимости и для разной аудитории: профессиональные для опытных райдеров, BMX для велотрюков и трехколесные совсем уже для малышей. В проходах даже мелькал тандем — двойной велосипед для поездок парами.

Как и на автомобильном рынке, у велосипедов есть бюджетный класс (он самый большой), средний диапазон и люксовый сегмент. Последний, например, представлен маркой Ferrari. «Это не просто рекламный трюк, — заверила нас представительница дилера. — Китайская компания Komda по лицензии производителя суперкаров делает велосипеды, за процессом установлен строгий контроль. Скорее эти велосипеды можно отнести к классу любительских, даже не полупрофессиональных. Стоимость — от 20 до 39 миллионов рублей. Несмотря на дороговизну, спросом они пользуются».

Новый старый сегмент, у которого есть все перспективы для развития, — электровелосипеды. Девушка с удовольствием демонстрирует такую модель: «Проехать на заряде может около 45 километров. А если будете крутить педали — еще больше. Компьютер в этом деле здорово помогает. На полный заряд с нуля потребуется 4—6 часов. Электровелосипед развивает скорость до 24—25 км/ч».

Кстати, на днях начальник УГАИ МВД Юрий Литвин заявил, что регистрировать велосипеды, которые оснащены электродвигателями, не нужно. А вот с правами вопрос. Инспекторы говорят, что могут потребовать удостоверение категории АМ.

После фильма «Срочная доставка», главный герой которого ездил по Нью-Йорку на скоростном велосипеде, во всем мире стали пользоваться спросом односкоростные байки. Такие модели с фиксированной передачей, без свободного хода, представлены и на выставке. Их «фишка» — в простоте. Действительно, у велосипеда ничего лишнего, все максимально упрощено и выглядит по-английски элегантно.

«При этом обратите внимание — жесткая вилка, большая раздаточная звезда… Может неплохую скорость развивать. Это модель, конечно, скорее для велодорожки», — объяснил сотрудник компании.

По выставке очень четко прослеживаются предпочтения современных горожан: они стали более требовательными, огромное внимание уделяется аксессуарам и безопасности. Уже не просто «дайте какой-нибудь шлем», а «вставки карбоновые? какая система крепления? что насчет вентиляции?». Представители дилера поясняют: «Экономить на безопасности нельзя. Дорогой хороший шлем расколется после наезда колесом автомобиля, но человек не пострадает».

Про обувь для велоезды вообще отдельный разговор. Специальные кроссовки или ботинки могут стоить от 50 до 300 у. е. В них удобно передвигаться и пешком, но главное преимущество — в контактных креплениях для педалей велосипедов. Фактически кроссовок становится продолжением педали.

Большую часть выставки выделили для мототемы. Отдельно представлены эксклюзивные мотоциклы белорусского кастомайзера Юрия Шифа.

А есть уголок для истории, что очень приятно. Выставлен, например, первый белорусский мотоцикл марки «Неман» (Niemen). Да-да, в Гродно был завод, на котором производили «ровары» (этот синоним к слову «велосипеды» заимствован из польского языка) и мотоциклы. Предприятие существовало до 1939 года, потом его не стало. Владелец раритетного мотоцикла признался: «Нашел случайно. Сначала долго не мог определить марку, пока не посмотрел один ТВ-репортаж. Многие даже не знают об этой страничке истории».

Рядом припаркован еще один мотоцикл — немецкий, военный, марки Zundapp. На некоторых элементах есть надписи, фара завешена какой-то материей. Это киношники постарались — мотоцикл часто снимали и продолжают снимать в фильмах. Он своего рода актер.

Поблизости мотоциклы поновее. Скажем, Jawa-350. Легендарная в свое время модель, кстати тоже снимавшаяся в кино (вспомните, на чем ехали герои фильма «Бриллиантовая рука» на рыбалку). Ее выпускали в 1960—70-е годы, на автовыставке в Париже чехословацкий производитель занял с ней первое место. За мотоциклом в советское время нужно было до-о-олго стоять в очереди. Такая вот недоступная доступная модель.

Современных мотоциклов, квадроциклов, скутеров на выставке немало. Понятно, мировых премьер нет. Но посетителям есть на что посмотреть. Так, на стенде M1NSK выставлен бюджетный D4 125 стоимостью $1125. В нынешнем сезоне производитель явно делает на него ставку.

К слову, многие заядлые байкеры приучают своих детей крепко сидеть на мотоцикле с малых лет. «Сейчас для этого есть все возможности. Скажем, в Испании учить ребенка езде на мотоцикле так же просто, как у нас — играть в хоккей, — рассказали представители компании, которая поставляет велосипеды и байки для самых маленьких. — Обычно такие мини-байки используют на закрытых территориях, разумеется под присмотром взрослых. Но травмироваться на них сложнее, чем во время игры в футбол».

Безопасность поездок в мотосообществе всегда тема номер один. Но нынче особенно: с начала года в мотоавариях погибли 7 человек. Горячие головы даже обмолвились о некоем запрете поездок на мотоциклах (понятно, никакой юридической силы эти слова не несут), хотя такие меры никогда не решали проблему. Но на выставке есть люди, которые реально готовы влиять на ситуацию.

«Уровень водительского мастерства у многих мотоциклистов, увы, довольно низкий, — признают специалисты инфопортала Motohelp.biz. — К нам приходят, говорят, мол, ездил несколько лет без прав, хочу подучиться. Обычно просим пройти простой тест, так называемый „старт-стоп“. Нужно всего-то разогнаться и остановиться до определенной черты, допускается „погрешность“ в 10 сантиметров. Так вот, никто еще это упражнение точно выполнить не смог. Вообще, в мотосреде много заблуждений. Например, считается, что для предотвращения ДТП лучше „положить“ байк. Но это неверно! Наоборот, советуют тормозить до последнего. Иногда даже менее травмоопасно перелететь через препятствие».

Проект сначала задумывался как волонтерский. Потом организаторы поняли, что спрос очень высокий. Нужно было оказывать юридическую, техническую помощь. Появился эвакуатор на базе внедорожника, обучающие курсы. Ребята демонстрируют нам единственный в СНГ учебный мотоцикл Suzuki с дублирующим сцеплением и тормозами.

«Приглашаем на нашу площадку всех, кто хочет повысить мастерство и ездить безопасно. Если приезжаете на своем мотоцикле, то это ничего стоить не будет», — говорят мотоциклисты.

Выставка будет проходить три дня (пр. Победителей, 4, Дворец спорта). Запланированы соревнования среди скейтбордистов, выступления команды по велотриалу, тест-драйв мотоциклов, заезды радиоуправляемых автомобилей. Закрытие в субботу. Билет стоит 40 тысяч рублей.